Страницы истории
Наверное, трудно определить, чего было больше в истории Севастополя – героических или трагических событий. В один из трудных для защитников города моментов, во время Крымской войны, на помощь им была направлена икона первого Воронежского митрополита Митрофана. И вот как это произошло.
Анатолий Никифоров,
член Союза журналистов России
События, связанные с Крымской войной, не всегда развивались ровно и в интересах России. Вероломной Турции активно помогала Англия, опасавшаяся роста могущества нашего государства.
Как известно, в этой войне обессмертили себя выдающийся флотоводец и ученый адмирал Михаил Петрович Лазарев, отличившийся в Наваринском сражении, адмирал В.А.Корнилов, В.И.Истомин и, конечно же, Павел Степанович Нахимов, особо отличившийся во время Синопского сражения. Тогда были уничтожены семь турецких фрегатов, три корвета и несколько транспортных судов с их экипажами - до четырех тысяч человек, разгромлены береговые батареи и укрепления Синопа, взяты в плен командующий турецкой эскадрой и два командира судов. Столь выдающейся победы, одержанной за короткое время, история никогда не знала.
Но впереди предстояла героическая оборона города, и в помощь П.С.Нахимову и защитникам города была послана икона нашего митрополита Митрофана.
Уроженка Воронежа С.И.Снессарева с юных лет почитала святителя Митрофана. Переживая за судьбу России, она осмелилась обратиться к архимандриту Игнатию (Брянчанинову), позднее святителю и знаменитому русскому духовному писателю XIX века, с просьбой послать адмиралу П.С.Нахимову икону святителя Митрофана. Когда Брянчанинов поинтересовался, почему именно образ Митрофана следует послать, Снессарева ответила так: «А потому, что на его деньги Петр I положил основание Черноморскому флоту». И святитель Игнатий образ Митрофана вместе с письмом переслал П.С. Нахимову.
Цитировать его послание Нахимову и ответ адмирала святителю - значит, заведомо обрекать себя на то, что даже сотой доли эмоций этих двух замечательных патриотов не сможешь передать. Законы газеты оставляют только одну возможность - сделать краткую ссылку на них.
"Милостивый Государь, Павел Степанович! - писал Брянчанинов. - Взоры всех устремлены на Вас: все исполнены надежды, что сама судьба избрала Вас для свершения дел великих, нужных для Отечества, спасительных для православного, страдающего Востока.
… Не сочтите ж странным, что пишет Вам русский, не имеющий чести быть лично знакомым с Вами. Примите дружелюбно мои строки, примите присылаемую при них благословение Вам, от обители Преподобного Сергия, икону святителя Митрофана Воронежского, новоявленного чудотворца, чтобы святитель Митрофан содействовал Вам в поражении врагов".
Далее Брянчанинов объясняет, почему передает именно эту икону: "Святитель Митрофан содействовал гениальному царю казною своей в сооружении судов. "Всякий сын Отечества, - сказал Митрофан, - должен посвящать остатки от издержек своих нужде государственной: прими же, государь, от моих издержек сии деньги и употреби их против неверных".
Святитель Митрофан да снидет к флотам иноплеменников, да свяжет и оцепенит машины, на которые они уповают, да потемнит их умы, да расслабит ноги и руки их, а вот Вам да дарует победу, которую вселенная принуждена будет провозглашать чудом. Архимандрит Игнатий, 1 февраля 1854 года. "Сергиева Пустынь".
В ответном письме П.С.Нахимов сердечно поблагодарил Брянчанинова: "Ваше Преосвященство! Не нахожу слов для выражения глубокой признательности моей за внимание, оказанное мне и товарищам моим по службе письмом Вашим, и за молитвы Ваши о нас, и за благословение от Вашей обители иконою святителя Митрофана Воронежского чудотворца.
Ходатайство церкви пред Господом Богом об успехах оружия Православного царя нашего подкрепляет дух наш и упование на всесильную святую помощь Господа в защиту православия.
Присланная Вами икона святителя будет щитом нашим. Поручаю себя святым молитвам Вашим. Нахимов, март 1854 года".
Для победы в делах ратных непременно должны быть глубокая Вера. Во время описываемых событий, помимо патриотизма и преданности Родине, существовала глубокая вера в Спасителя. Тогда по сути клятвой стали слова: "За веру, царя и Отечество".
К сожалению, в наши дни государственные и общественные умы уже многие годы бьются над поиском так называемой национальной идеи, которая бы объединила общество и воспитывала людей, готовых на самопожертвование ради свободы и независимости России. Но возможно ли выработать ныне объединяющую идею при таком социальном неравенстве в обществе?
Источник: газета "Коммуна" 103 (26319), 24.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014