 |
27.06.14
Большие чувства "маленьких" людей
Театр | Воронежский ТЮЗ показал «фантазию в двух действиях» по роману Федора Михайловича Достоевского
Это по-хорошему наивный спектакль. Но наивность его не от глупости (хотя безмерный цинизм нашего времени, скорее всего, сочтет героев именно глупыми), а оттого, что люди в отчаянии своей жизни не хотят замечать ее двусмысленности. Безмерная нищета не дает им права ни на что, кроме богатства чувств. И это удерживает их на краю бездны.
Людмила Романова, театровед Превосходная инсценировка В.Семеновского, избавив роман "Бедные люди" от многих позабытых ныне реалий той действительности, углубила его связью с гоголевским творчеством (здесь и отзвуки восторга Некрасова, приехавшего к Белинскому со словами "Новый Гоголь явился!", здесь и отсылка к известному высказыванию самого Достоевского "Все мы вышли из гоголевской "Шинели"). Любопытно, что герой романа Макар Девушкин, прочтя "Шинель", ругает автора, что он так беспощадно выставил на всеобщее обозрение подробности жизни маленького чиновника. Несомненно, он увидел себя в том образе, и это разволновало его. Уместно и то, что Варенька смотрит в театре "Женитьбу" Гоголя вначале с любимым ею студентом Покровским, а потом с Девушкиным. Побег Подколесина перед венцом напоминает ей горестный эпизод с Быковым, а во второй раз именно Быков спускается со сцены, чтобы сделать наконец ей предложение. Счастье ли это? Варенька пока об этом не думает, вся в заботах о подвенечном платье, и надо слышать, как она выкрикивает в упоении эти давным-давно забытые названия: "блонди, канзу, кордонне, фальбала".
Сцена из спектакля "Бедные люди"
Роман этот вполне тюзовский, если понимать под данным термином "воспитание чувств". Ведь первые создатели детских театров – Наталия Сац и Александр Брянцев - во главу угла ставили именно воспитание чувств, и не их вина, что ТЮЗы стали проповедниками идеологии господствующего строя. "Бедные люди" написаны в самом начале творческого пути автора - он еще не был свободен от влияния сентиментализма и романтизма. Горько-надрывное, исступленно-страстное у Достоевского впереди и уже не совсем подходит для нежного возраста. А "Бедные люди" - в самый раз. Поэтому стоит поблагодарить режиссера Александра Сидоренко прежде всего за выбор. Но и в спектакле многое удалось. Сам постановщик играет Макара Девушкина - сорокасемилетнего чиновника, бедней бедного, но проникшегося любовью и сочувствием к обиженной злыми людьми девушке Вареньке Доброселовой (Екатерина Пухначева). Любовь эта вполне рыцарственна, несмотря на насмешки и подозрения окружающих. У Девушкина никогда не было семьи, и Варенька ему как дочь, ибо не может же быть, чтобы у человека не было никаких привязанностей! Оба исполнителя трогательны без сентиментальности, искренни и естественны. Их эпистолярный роман полон нежности, заботы друг о друге и юмора, которым они стараются заглушить отчаянность своего положения. Чтобы помочь Вареньке материально, Девушкин взял жалованье за полгода вперед, а ту так и стережет хищница Анна Федоровна, подославшая к ней Быкова и ждущая, когда добыча попадет к ней в руки. У Быкова, правда, хватило ума разобраться, кто есть кто: убедившись в честности и наивности Вареньки, он все-таки решает жениться на ней. Радуется Варенька, что доброе имя ее восстановлено, а того не ведает, как горек ей будет мужнин хлеб. Но мы-то по множеству произведений русских писателей это знаем. И угаснет в тоске Макар Девушкин, у которого отняли любимую отраду его жизни… Всех остальных персонажей, упоминаемых в романе, играет один актер - Василий Марков. Нагрузка, с которой он блестяще справляется. Естественно, углубляться в подробности характера в этом калейдоскопе действующих лиц он не может, поэтому дает образ штрихами, одной-двумя деталями. Но - исключительно точными. Тут и ворчливая, но добрая Федора, делящая с Варенькой кров, оберегающая ее от свалившихся неприятностей, тут и студент Покровский, короткая жизнь которого не дала в полную силу развернуться его любви к Вареньке. Тут и неприятный Быков, способный все-таки отличить "сокола от цапли" (выражение Гамлета). Но есть у Маркова и еще одна функция, которую затруднительно определить, но без нее спектакль не был бы столь значительным. Время от времени он по-брехтовски выходит из образа, чтобы произнести то ли комментарий самого писателя, то ли выразить взгляд современного читателя. И это придает спектаклю масштаб и глубину. В спектакле нет длиннот, он нигде не "провисает", за действием следишь с неослабевающим интересом. На мой взгляд, излишня сцена, когда Вареньку как будто закружил надвигающийся свадебный вихрь. Нет, дом терпимости ей теперь не грозит, но и семейное счастье вряд ли будет полным. Но доброе имя важнее всего. Удивительна у Достоевского эта гордость "маленьких" людей, которые так пекутся о сохранении своего достоинства. Вот и еще один урок нравственности для нынешних молодых, так ненавязчиво преподнесенный.
Источник: газета "Коммуна" 92 (26308), 28.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|