 |
29.05.14
Судьба улыбнется сиротам
Образование | Воронежские выпускники школ-интернатов могут вздохнуть спокойно. Депутаты Государственной Думы РФ вернули им льготы при поступлении в вузы, отмененные Законом «Об образовании в Российской Федерации»
Сейчас Надежда Наумченко заканчивает третий курс Воронежского государственного университета инженерных технологий. В Воронеж она приехала из Богучара, где десять лет жила и училась в школе-интернате. Поступить в учебное заведение смогла благодаря знаниям, вложенным в нее учителями, собственной целеустремленности и льготе, положенной ей как сироте.
Тамара Гашимова
– Льгота для нас, интернатских — это единственный шанс поступить в вуз и получить высшее образование, - уверена Надя. - Мы не можем конкурировать с "домашними" сверстниками: нам нечем платить репетитору за дополнительную подготовку, взять деньги на учебу тоже негде. Льготы отменили, наверное, потому, что многие выпускники интернатов поступают на бюджетные места, но после первого-второго семестра перестают ходить на занятия. Но ведь и "домашние" студенты так поступают. Главное - желание учиться, а у меня оно есть. Поэтому быстро приноровилась вести хозяйство, пусть и небольшое, планировать бюджет. Я получаю две стипендии — обычную и социальную, все вместе составляет восемь тысяч. А еще пенсию по потере кормильца — пять тысяч. На выходные езжу в Острогожск к тете.
Надежда Наумченко уверена, что льгота для сирот - единственный шанс получить высшее образование. Фото Ивана Ненашева
Инициатором отмены "сиротской" льготы выступило Министерство образования и науки России. Вместо поступления вне конкурса сиротам, а вместе с ними еще 12 категориям льготников, предоставили право преимущественного поступления в том случае, если они наберут равные баллы с другими абитуриентами. Да, еще им позволили учиться на бесплатных подготовительных курсах государственных вузов. В качестве аргументов чиновники от образования приводили данные статистики, по которым для сорока процентов детей-сирот первая сессия становилась последней. Столько же отсеивались на втором - третьем курсах. При этом-де и сироты, и дети-инвалиды ежегодно занимают около десяти процентов бюджетных мест в престижных вузах. А ведь эти места могли занять оставшиеся за бортом другие абитуриенты - более образованные, воспитанные в домашних условиях. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Соколова уверена, что возвращение льгот для абитуриентов-сирот другим поступающим в вузы не помешает. По ее словам, правом внеконкурсного поступления в прошлом году по всей стране воспользовались немногим более 12 тысяч детей, что составило три процента от всех бюджетных мест. Еще два процента мест занимают дети-инвалиды. Так что, по ее мнению, говорить о снижении общего уровня государственного вузовского образования в стране нельзя. В Воронежской области число выпускников школ-интернатов, желающих получить высшее образование, практически за последние пять лет не изменилось. При всем том, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно сокращается. В 2009 году получить высшее образование пожелали 19 человек. Продолжили обучение только восемь. В 2010 году из 23 поступивших десять были отчислены. В 2011 и 2012 годах из 29 зачисленных в различные воронежские вузы учебу забросили семь человек. Что касается прошлого года, то пока к летней сессии готовится каждый из двух десятков поступивших сирот-первокурсников. Нынче 49 одиннадцатиклассников из школ-интернатов Воронежской области намерены подать документы в приемные комиссии именно высших учебных заведений. - Несмотря на имеющиеся проблемы с обучением детей-сирот, мы поддерживаем возвращение для них льгот при поступлении в вузы, - говорит врио руководителя областного Департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов. - Основными причинами их отчисления являются непосещение лекционных, практических и лабораторных занятий, и как следствие - неявка на сессию или неудовлетворительные оценки за экзамены. Сказывается отсутствие самодисциплины, сформировавшаяся в интернате иждивенческая позиция. Они привыкли к постоянному контролю со стороны старшего наставника. В интернате эту роль выполняли воспитатели, социальный педагог, психолог. Здесь надо учесть, что большинство детей поступают в учреждения интернатного типа в возрасте 13-16 лет. Длительный опыт бродяжничества и асоциального поведения, а значит, низкий уровень знаний не позволяет обучаться по программам высшего образования. То есть интеллектуальные возможности не соответствуют уровню притязаний. Добавим сюда и другие причины - замужество, рождение ребенка, хронические заболевания. По словам Олега Мосолова, большая часть отчисленных из институтов и академий сирот не опускает руки и идет получать образование в профессиональных образовательных учреждениях по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или специалистов среднего звена, а также отправляются нести службу в ряды Вооруженных сил России. - Разве "родительские" дети не бросают учебу, не прогуливают занятий и все, как один, получают качественное высшее образование? - спрашивает психолог Богучарской школы-интерната для детей-сирот имени Михаила Шолохова Татьяна Несенюк. - Абсолютно убеждена в том, что сирота, лишенная родительского участия и гиперопеки, которую в изобилии получают домашние дети, более цепко держится за возможность найти свое место в жизни. Да, конечно же, дети-сироты в большинстве своем не дотягивают по баллам ЕГЭ до обычных выпускников. Но сирота не станет врачом-троечником и не залечит вас до смерти, имея купленный состоятельными родителями диплом. Среди наших выпускников наберется не один десяток специалистов разных отраслей, получивших красные дипломы. В прошлом году нашу школу закончили шестеро ребят. Все они поступили в московские и воронежские вузы. В этом году у нас снова шесть выпускников, и их судьба нас очень заботит. Это ведь так важно, чтобы ребята смогли объективно оценить свои возможности и поступить именно в то учебное заведение, которое смогут успешно окончить.
Совсем скоро Надежда Наумченко сможет с гордостью показать своей тете зачетку. И тогда шестая в ее жизни сессия останется позади.
Источник: газета "Коммуна" N 73 (26289), 29.05.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|