Аналитика | В конце марта этого года Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел опрос в 43 субъектах РФ о роли журналистов в формировании общества
Пятьдесят девять процентов опрошенных уверены в том, что журналисты оказывают положительное влияние на жизнь страны. Негативное влияние работников СМИ видят только 5 процентов респондентов.
Алексей Павлов
Лукавые люди
А вот данные опроса ВЦИОМа, проведенные полтора года назад в 140 населенных пунктах. Речь шла о так называемых специалистах public relation, использующих пиар-технологии, которые в США стали в ходу еще в 30-х годах прошлого века. Такими работниками обзаводятся даже администрации сельских поселений, которых в народе для краткости именуют "пиарщиками".
На первый вопрос – "Когда вы думаете о пиаре, какая мысль приходит вам, прежде всего?" - ответы были такими: 1) Черный пиар - 34 процента 2) Обман - 33 процента 3) Реклама - 25 процентов 4) Политика, выборы - 22 процента. Рассматривая профессию пиар-специалиста с точки зрения различных параметров, россияне наиболее высоко оценивают ее доходность: 3,8 балла из 5 возможных. А вот моральный уровень представителей этой профессии респонденты оценили очень низко: 2,61 балла из пяти возможных.
"Лукавые люди с высокими доходами" - такой общий вывод сделали участники опроса о пиар-специалистах. Это мнение, как оказалось, зеркально отражает действительность. Вот один из недавних и, увы, многих примеров.
Глава отдела общественных связей Управления информации ГУВД по Москве полковник Ожимина на всю страну "прославилась" угрозой физической расправы над женщиной с ребенком. Однако руководство МВД России на обращение депутата Госдумы, журналиста Александра Хинштейна об увольнении полковника решило рассмотреть этот вопрос только после ее выхода из отпуска - 29 мая 2014 года. Хороший, однако, отпуск у специалиста по связям с общественностью - почти три месяца!
А если учесть звание и немалую зарплату, то пиарщик при погонах полковника полиции как раз подходит под определение: лукавый и с доходами! Полковник Жанна Ожимина, после того как ее супруг - дюжий спецназовец, ударил женщину, отчего она упала, проделала свою часть работы "по связям с общественностью", взяла ее за горло: "Смотри у меня! Запомни!"
Связь потеряна
Этот эпизод, размещенный в Интернете, вызвал большой общественный резонанс. Он характерен для наших дней. Двойные стандарты проявляют не только государства, но и отдельные граждане, выступающие в качестве его представителей. Что же происходит? В середине 90-х, когда рухнули прежние убеждения и ценности, надо было срочно менять ориентиры в обществе.
Идеология превратилась в презренную особу, а в журналистике наступила эпоха "жареных фактов". Вместо клятой партийной пропаганды специалисты пиара стали втюхивать гражданам то общественное мнение, которое заказала власть, а позже олигархи и монополии. Все подавалось под тем соусом, что справедливость и совесть в УК не прописаны.
Но сегодня в обществе созрели другие ценности. Читатель и зритель не хочет быть лишь утробным потребителем, и публика давно - не дура. Наступает осознание того, что электронные СМИ в нынешнем виде просто не удовлетворяют граждан и общество.
Все очевидно. Всякие шоу, нацеленные на то, чтобы народ хохотал и не "парился", сегодня просто устарели. Не удивительно, что участники опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение", предпочтение отдали аналитическим, объективным передачам Владимира Соловьева (13 процентов).
Плата за доставку
В то время как телевизионная тусовка в массе своей продолжает гулять, она упускает главное - она не улавливает изменения в настроении общества. Речь идет не о смене либеральной риторики на патриотическую. Все намного глубже.
Речь, как сказал в одной из своих недавних статей прозаик Захар Прилепин, о том, что идеология экономического либерализма оказалась непригодной для такой махины, как российское государство, народы которого "разбежались по углам". Учитывая новые реалии, публицист Николай Стариков призывает заслуги изданий измерять "степенью доверия к ним общества и пользою, которую они могут принести России".
Увы, но именно "лукавые люди с высокой зарплатой", чью деятельность в народе рассматривают как рекламу и обман, получают преференции со стороны властей, тогда как печатные СМИ вынуждены насмерть биться за свое существование. Один из свежих примеров этой борьбы - очередное повышение цен со стороны ФГУП "Почта России" на доставку газет (в марте 2014 года "Коммуна" писала об этом дважды). Из-за повышения цен издание планирует сократить свой выпуск, выходить не четыре, а три раза в неделю.
"В прежние годы, - пишет декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов, - государство компенсировало почте убытки от оказания услуг по подписке, выделяя около 3 млрд. рублей. И если этого не будет, и если установят рыночные тарифы, то, констатируют эксперты, плата за доставку газет вырастет в два - три раза для европейской части России и в пять - восемь раз для Сибири и Дальнего Востока. Россия может "прославиться", став первой страной, где не будет государственной услуги доставки писем и газет".
Но, если писатели и публицисты, которые особенно остро чувствуют запросы общества, призывают СМИ к выполнению своих социальных функций по строительству гражданского общества и укреплению государства, то почему бы государству не ответить взаимностью? Однако взаимность, как известно, требует средств. Где их взять? А хотя бы за счет урезания числа многочисленных посредников, осуществляющих связь между чиновниками и остальным людом. Тогда и осуществится прямая связь с народом, о которой так много говорят.
Источник: газета "Коммуна" N 46 (26262), 03.04.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014