 |
22.03.14
"Услышать небеса и травы..."
Книжная полка
В конце 2013 года в рамках издательского проекта журнала «Подъем» вышла вторая книга стихов члена Союза писателей России Светланы Руденченко. Руководителем проекта является главный редактор этого издания Иван Щелоков. Составители очень чутко уловили особенность поэзии Светланы Руденченко – естественность слова и интонации, подлинность чувства, мысли и настроения, потому и вынесли в название книги слова - "Семь трав". Хорошим дополнением к поэтическим текстам оказались использованные в оформлении книги авторские батики художницы Людмилы Проскуриной.
Наталья Моловцева член Союза писателей России, г. Новохоперск
Ну а теперь, собственно, о книге. Что касается жителей Новохоперского района, то многие стихи нашей поэтессы мы давно знаем. Стоит произнести "В июле зацветает лебеда", как почитатель творчества Светланы Руденченко тут же и продолжит: И зрелость лета предвещает осень, Когда ответ звучит уже в вопросе, А сердце не смущают холода… Или начните про старую чашу - и услышите продолжение: У старой чаши хрупкие края, Судьбою обозначенные грани, Но не пила я из нее реланиум - Настой из трав заваривала я. Мать-мачеха, цикорий и шалфей, Календула и перечная мята. Свирель и флейта, причитанье фей - Мелодия волшебных ароматов... Душа чуть-чуть стыдится бытия. Сквозь занавески и цветы герани Дымится день последним полем брани, И Бог - судья... Нам известны не только стихи, но и история жизни недавней учительницы, директора Пыховской сельской школы Светланы Борисовны Руденченко: в советские времена ее отец, работник райкома партии, совершил неординарный по тем (да и по нашим тоже) временам поступок - оставил кресло в уютном кабинете и поменял его на хлопотливую должность директора совхоза "Новохоперский". Сюда, в Пыховку, переехала вместе с ним и вся семья. Все складывалось хорошо: дела в совхозе с приходом нового руководителя пошли в гору; дочь, закончив один из воронежских вузов, приехала работать и жить сюда же. Здесь она вышла замуж, стала известным в районе педагогом. И вдруг... Мама с отцом ненадолго ушли ненароком. И не вернулись. И канули в вечность до срока... Трагическая случайность. Проще сказать - ДТП. И как теперь жить? Тонкое облако по-над лесом Даже в день знойный не тает. Это, я знаю, рифма прелестная С ангельских губ слетает. Чье-то дыханье туманом белесым Трогает красные лозы. Это я чувствую и сквозь завесу Мамины слезы. Все в Божьем мире светло и уместно, Только ответь любовью, Даже когда ничего не известно И бесконечно больно... Несломленная горем душа обрела силы для жизни в том, чтобы собирать в единый букет сладость земляничного кустика и горечь полынь-травы. Место, где она живет, не кажется ей серой провинцией и глухоманью. Проживая "как у Христа за пазухой, в Пыховке" и ощущая себя "безвыездно сельским жителем", она видит многое из того, чего не увидишь из окна городской квартиры. Монашек-дождь поминовеньем, Едва угаданным на слух, Прошел. Благословил мгновенье, И откровеньем вспыхнул луг... Из этого же окошка она видит, как возник "санный след за молоденьким месяцем", как "гуси на Хопер летели" и как "лиловые тучи, июль, нагоняя, роняет в луга наугад"... "Тихое занятие?" - скажете вы. И ошибетесь. Но тишины во мне, покоя нет. И с каждым годом ближе и родней Судьбы чужой и сумерки, и свет. И это действительно так. Потому что никогда даже самая малая пейзажная зарисовка не создается у Светланы Руденченко просто так, ради нее самой, что называется, впустую. За ней всегда стоит мысль, причем совсем не явно, не напрямую выраженная. Вот, например, поэтесса увидела- вздохнула: О, Господи, что снится этим хатам, Когда редеет на рассвете мгла, И улица улыбкою щербатой Через столетье целое легла? Что теплится в некошеном бурьяне, Где рухнул кров, очаг давно потух?... Увидела и вздохнула - но нам отчего-то ведом ответ на все заданные ей вопросы. Отчего-то невольно вспомнишь прошедшее столетие и все, что произошло во время оно и выпало на долю русской страдалице-деревне, и сердце невольно сожмется от сострадания, а потом затеплится надеждой: а вдруг - потеряно еще не все? Вдруг да придет помощь - откуда и не ждали? Наверное, в этом и заключается ее "тайна", когда с помощью самых простых слов автор делает так, что "ответ звучит уже в вопросе". Стихов о слове у Светланы Борисовны вообще-то много. Чего стоит хотя бы это: И ощутив простор мгновенья, Услышав слова кровоток, Дышу на грани откровенья Миров и стихотворных строк... Она превозносит СЛОВО так и эдак, отдает должное его чудодейственной силе и влиянию. И вдруг - неожиданное признание: Я говорить и размышлять устала... Значит, есть для поэта что-то более важное, более значимое, чем слово? Что же это? Ответ - в следующей строке: Но стала чаще в небеса смотреть. Оказывается, есть субстанция, мир, пространство - какие еще наши, земные слова можно тут употребить? - в которых даже слово становится излишним. Там действуют иные порядки, законы, взаимозависимости. Вот почему, отдавая должное всему земному: Я тварь твоя, сырая мать Земля, И мне сестра ярутка полевая... - создательница стихотворения продолжает далее: Не обессудь, земная твердь, Не обольщусь тобою дважды. Мне не унять сердечной жажды, Ликуя, в небеса смотреть. Ликуя и - взыскуя истины. В чем она? Трудно, невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Потому что неоднозначна действительность, в которой мы живем, и сквозь которую "сквозят миры иные". Но одно несложное, но такое трудное в смысле исполнения правило, подсказанное поэтом, нам, кажется, усвоить просто необходимо - если мы хотим, конечно, чтобы наша планета продолжала оставаться пространством, где есть место и горькой полынь-траве, и сладкой землянике: Ведь кто-то должен первым, право, От гнева дух перевести, Услышать небеса и травы И лоб, склоняясь, перекрестить... Ведь кто-то должен первым, право, Зло на самом себе пресечь... Горячий ветер разнотравья Один пусть нами вечно правит, И прорастет мелиссой меч. Запомним? Согласимся?..
Источник: газета "Коммуна" N 40(26256), 22.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|