 |
13.03.14
Мнение ученого. Ответственность государства
Научно обоснованные цифры – упрямая вещь. Поэтому их очень не любят демагоги. В том числе те, которые отрицают скачкообразный прогресс России после Октябрьской революции - и в экономике (рывок с пятого на второе место в мире), и в росте численности населения (ежегодный прирост 1,8 млн. человек, против 0,95 млн. человек в предшествующие 73 года), и в развитии образования, здравоохранения, культуры. Естественно, что избегают обращаться к цифрам те, кто не желает сравнивать уровень управленческой деятельности государства в различные исторические периоды, в том числе в советские и постсоветские годы.
Исаак ЗАГАЙТОВ, доктор экономических наук, профессор, г.Воронеж
Правда, при таком сравнении нужно помнить, что государство возникло и существует, с одной стороны, для защиты общих интересов больших коллективов населения, а с другой - для защиты привилегий отдельных социальных групп. В какой мере успешно (или неуспешно) эти функции выполняло в прошлом и в настоящее время исполняет наше государство, можно увидеть, опираясь, в частности, на следующие данные. Как известно, в досоветский период наибольший ущерб экономическому и демографическому прогрессу в России приносили такие стихийные бедствия, как эпидемии и неурожаи. Но особенно - неурожаи, которые примерно через каждые пять-шесть лет становились причиной голода, усиливавшего трагические последствия эпидемий. Какие меры использовались в прошлом на государственном уровне в целях локализации негативных последствий стихийных бедствий? Во-первых, в этой связи отметим значение роста военно-политического могущества российской державы. И потому, что это защищало развитие народного хозяйства от разрушительных иностранных нашествий. И потому, что расширение территории страны позволяло реализовать эффект асинхронности природных условий хозяйственной деятельности в западных и восточных, в северных и южных районах. Судя по тому, как расширялась территория России с петровских времен, военно-политическое могущество России возрастало, что позволило ей в 1705-1825гг. по объему национального дохода подняться с девятого на пятое место в мире. Затем последовал долговременный застой в реализации военно-политической функции государства - и «замерзание» на том же пятом месте в мировом экономическом табели о рангах. Причина этого замерзания - засилье феодальных отношений, предполагавших низкую ответственность государства за исполнение таких функций, как продовольственное обеспечение населения, образование, здравоохранение, наука, культура, рекреационное обслуживание, - в основном эти функции должны были оставаться предметом заботы помещичьего сословия. В части решения продовольственной проблемы функции государства сводились к тому, что за счет ресурсов государственных имений создавались определенные запасы семенного и продовольственного зерна, других видов товаров и финансовых ресурсов - на случай природных и социальных катаклизмов. Правда, даже эта позитивная деятельность российского государства начала ослабевать, когда подчиняясь требованиям развивавшегося капитализма, царское правительство цинично провозгласило принцип -"недоедим, но вывезем". Государство оказывало определенное содействие развитию общего и университетского образования, но в 1917г. даже в европейских губерниях России не умели читать и писать 57,7 процента россиян в возрасте старше девяти лет, в том числе 74 процента женщин. В высших и средних специальных учебных заведениях обучались 890 студентов на один млн. жителей - в 70 раз меньше, чем сегодня в Воронежской области. За счет государственных средств оказывалась поддержка развитию науки, но общая численность научных работников в 1914г. была примерно равна их численности в Воронеже советских времен. В порядке содействия распространению экономически значащих знаний, в частности, уделялось внимание распространению информации о народных приметах на погоду и урожай, давались рекомендации по технологиям приготовления хлеба с добавлением дикорастущих трав и коры деревьев (в случае неурожая), а также советы о необходимости сокращения производства самогона в голодные годы. Принимались и административные меры. Так, в 1916г. был подписан указ Николая Второго о введении продразверстки, которая должна была повысить устойчивость продовольственного снабжения воюющей армии и жителей крупных городов, локализовать негативные последствия спекулятивного роста цен. Однако выполнить данный указ царскому правительству не удалось из-за активного сопротивления крестьян, которые (по воспоминаниям И.Бунина) не останавливались перед убийствами заготовителей. И только несколько позднее, с использованием социально дифференцированных нормативов, продразверстку в течение нескольких лет более успешно осуществляли большевики. Социально-экономическая безответственность руководителей российского государства, особенно в период царствования Николая Второго, наиболее отчетливо проявилась в упрямом отстаивании интересов олигархата того времени (помещиков, банкиров, крупных капиталистов). Свидетельством тому - безоглядный либерализм внешнеэкономической политики, включая экспорт товаров и импорт капитала; такой рост внешней задолженности, который вынудил (по требованию кредиторов) бросить страну в пучину Первой мировой войны, абсолютно чуждой интересам основной массы населения. Естественно, что эта масса ответила революцией и привела к руководству Россией не только противников мировой бойни, но и тех, кто постарался освободить Россию от зачинателей и апологетов войны. Затем и от тех, чьи экономические интересы были далеки от насущных нужд трудящегося люда, а тем более - смыкались с интересами зарубежного капитала. Цифры - упрямая вещь, и они убедительно свидетельствуют, что после Октябрьской революции начался новый подъем военно-политического и экономического могущества российской державы. При всех издержках замены отечественных и зарубежных "эффективных частных собственников" - на руководителей предприятий, либо избранных рабочими, либо назначенных государством, - удалось менее чем за 50 лет превратить Россию (СССР) во вторую мировую державу. Причем сосредоточить в зоне ее политического и экономического влияния примерно третью часть населения и до 20 процентов экономики планеты. За всем этим - строжайшая ответственность государства за укрепление военно-политического потенциала страны. Соответственно, история зафиксировала победу Советской России над интервенцией стран Антанты в 1918-1922гг., победу над японскими агрессорами у озера Хасан и реки Халкин-Гол, победы в Финской кампании и во Второй мировой войне. Ни одного поражения, в отличие от военных неудач в последние 65 лет царствования дома Романовых (в Крымской кампании, спустя 50 лет в Японской кампании, а вскоре и в Первой мировой войне). И одновременно такой факт, как использование мощи Вооруженных Сил СССР для сохранения мира в условиях краха колониальной системы империализма. В том числе для поддержки революционных движений в Китае, Корее, Вьетнаме, Египте, на Кубе. При этом за 1945-1990гг. потери советских военнослужащих в международных конфликтах составили 17,5 тыс. человек, против примерно 100 тыс. погибших военнослужащих США. Важно и то, что впервые в своей истории Россия, несмотря на ограниченность материальных и финансовых ресурсов, стала для всего мира примером ответственного отношения государства к решению социальных проблем. В частности, в форме бесплатного образования и здравоохранения, массового предоставления населению бесплатного жилья, низких тарифов коммунальных услуг, дешевого общественного транспорта, бюджетных дотаций при реализации населению мясо-молочной продукции, хлебо-булочных изделий, товаров детского ассортимента, и т.д. И на все это находились средства. Не за счет зарубежных инвестиций, а за счет рациональной организации использования отечественных природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. За счет подавления таких форм бесхозности, как недоиспользование производственных мощностей, а тем более - долговременных простоев и банкротства предприятий. За счет реальной борьбы с нетрудовыми доходами и паразитическими формами потребления. За счет стимулирования всеобщей занятости и творческого отношения к труду. Можно ли такое представить, чтобы в советские годы кто-либо из высших руководителей страны позволил себе заявить, что четыре млн. безработных - это немного. Что правительство в течение многих лет будет расхваливать "реформы", уничтожающие ведущие отрасли народного хозяйства - от машиностроения до сельского хозяйства. Что судебная система страны будет более чем либеральной в отношении к высокопоставленным виновникам расхищения общественного богатства. В советские годы все это казалось в принципе невероятным. Но по мере снижения ответственности руководства страны за результаты управления социально-экономическим развитием ситуация начала ухудшаться. С конца 80-х годов, и особенно после алчно либерального переворота, произошло превращение еще недавно Великой державы в так называемую развивающуюся страну, на уровне вчерашней полуколонии - Бразилии. В итоге по совокупному объему ВВП РФ в 2013г. опустилась на восьмое место в мире (примерно времена "бироновщины"). По размеру территории тоже вернулась в середину 18-го века. Реалии последних десятилетий таковы, что ввиду самоустранения государства от управления производственными ресурсами, особенно в базовых отраслях народного хозяйства, произошла деиндустриализация экономики, страна утратила ранее накопленный потенциал противодействия негативным влияниям природных аномалий и социальных противоречий. Поэтому, впервые после 1946г., в 90-е значительная часть населения пережила состояние даже не эпизодического, а перманентного голода. Кратно увеличились потери от пожаров и наводнений, особенно в 2010-2013гг. Страна оказалась в состоянии вяло текущей почти гражданской войны: в 1990-2000гг. среднегодовые потери только военнослужащих в антитеррористических операциях только на Кавказе превысили 900 человек, против 140 погибавших в 1920-1990гг. на территории Кавказа, Средней Азии, Прибалтики, Украины и Белоруссии.
Обратимся к таблице 1, которая позволяет по многим показателям оценить, как изменился уровень социальной и экономической ответственности государства перед российским обществом в постсоветский период.
Таблица 1. Некоторые показатели эффективности государственного управления в РФ
Показатели |
1990 г. |
2011 г. |
Занято в управлении, млн. чел |
1,8 |
3,8 |
Приходится человек на одного управленца |
|
|
- всего россиян |
82,2 |
37,5 |
- занято в экономике |
41,8 |
18,6 |
- в том числе в сельском хозяйстве |
5,6 |
1,7 |
- в науке, образовании, здравоохранении, культуре, искусстве |
8,1 |
2,8 |
- пенсионеров |
16,7 |
10,5 |
Производство ВВП на одного управленца, млн. дол. |
1,12 |
0,53 |
Зарегистрировано преступлений, тыс. |
1939 |
2405 |
Предоставлено населению бесплатно квартир, млн. кв. м. |
52,7 |
н.д. |
Смертность на 100 родившихся |
82 |
107 |
Среднедушевой доход в месяц 114 млн. менее обеспеченных россиян (в прожиточных минимумах) |
2,96 |
2,14 |
Доходы 20% москвичей, в % к средним доходам 80% менее обеспеченных россиян |
355 |
954 |
Доходы консолидированного бюджета в сопоставимых ценах, млн. руб. - на одного управленца |
17,1 |
5,5 |
Внешний долг на душу населения, дол. |
216 |
3796 |
Как видим, рост аппарата управления в 1990-2011гг. позволил снизить ему нагрузку в ответственности за условия жизнедеятельности всего населения России в 2,2 раза, по численности занятых в сельском хозяйстве - в 3,3 раза, в отношении работников социальной сферы - в 2,9 раза, в отношении пенсионеров примерно в полтора раза. В том, что касается изменений экономической ответственности наших чиновников перед обществом, достаточно сопоставить по таблице динамику ВВП, в расчете на одного занятого в управлении, а также размер внешнего долга на душу населения. В части показателей социальной ответственности, представляются особенно значимыми два момента. Во-первых, отмеченное в таблице существенное изменение демографической ситуации; во-вторых, угрожающее как темпам экономического развития, так и перспективам общественного спокойствия - увеличение дифференциации доходов населения. В последнем случае нужно иметь в виду, что за средними цифрами снижения реальных доходов 114 млн. россиян на 38 процентов (в сравнении с 1990г.), обнаруживается следующий факт. Примерно половина из 114 млн. наших малообеспеченных граждан ныне находятся на том уровне обнищания, который лишает их надежды на нормальные условия даже простого воспроизводства населения. А это несет в себе значительный потенциал не только дальнейшего роста традиционной уголовной преступности, но и активного политического противостояния. Почему же так радикально изменилась в последние десятилетия экономическая и социальная ответственность государства перед российским обществом? Таблица 1 дает основания для легковесного утверждения, что во всем виноваты 3,8 млн. сотрудников аппарата управления - их стало слишком много, и при этом они не располагают теми материальными возможностями руководства социально-экономическим развитием, которые были в распоряжении советских чиновников. Так, в расчете на одного управленца, доходы консолидированного бюджета снизились более чем в три раза. Но почему управленцев стало слишком много, и почему на общественные нужды используется меньше средств, чем в 1990г.? Обычно это объясняют расцветом коррупции и необходимостью расширения штатов для подавления данной патологии - приходится увеличивать численность тех, кто вместо участия в организации производственной деятельности, занимается распределением бюджетных средств. К ним добавлять тех, кто выполняет функции учета и контроля товарного и денежного оборота, затем загружать работников - проверкой деятельности контролеров, а еще формировать службы надзора за работой контролеров, и т.д. В конечном счете, напряженность труда нынешних управленцев нисколько не ниже, чем в советские годы. Проблема лишь в том, что значительная часть их рабочего времени расходуется не на правое дело. Прежде всего потому, что в сфере их управленческой деятельности сегодня примерно в 30 раз больше организаций, чем их было в 1990г., хотя суммарно они производят продукции и общественно полезных услуг, меньше, чем в последние советские годы. Ситуация усложнилась еще и потому, что многие из этих субъектов хозяйственной деятельности пристроились в оффшорах, получили возможность уходить в "тень" и трансформироваться в "фирмы-однодневки", используют пороки коммерческой тайны, фиктивного банкротства, коррупционного лоббирования привилегий, и т.п. способов ухода от социально-экономической ответственности бизнеса. Простейший пример. Согласно официально опубликованным оценкам Госкомстата, в 2011г. россиянам была выплачена зарплата в сумме 23,2 триллионов рублей. Следовательно, с данной суммы 13 процентов, то есть 3,02 триллиона, должны были поступить в бюджет. Фактически по всем видам налогов с доходов физических лиц Минфин собрал только 1,99 триллиона рублей - около 65 процентов. Потеряны более триллиона рублей, и это - без учета потерь от льготного обложения доходов от собственности, скрытой части прибыли, и т.д. Не сомневаюсь, далеко не все наши чиновники высокого ранга относятся к проблемам социально-экономической ответственности перед обществом на уровне бывших министров - М.Зурабова, Е.Скрынник, А.Сердюкова; не все губернаторы - чиркуновы, строевы, дудки. Думаю, что в последние десятилетия было немало руководителей, которые предпринимали попытки быть искренними в своих предвыборных и других публичных обещаниях заботиться о процветании государства и благе народа. Но в целом, судя по таблице 1, производительность труда используемого ими аппарата управления (в частности, в показателях ВВП на одного работающего в данном аппарате) за постсоветский период снизилась более чем в два раза. И во многом не по их вине, а по вине навязанной России алчно либеральной системы хозяйствования. Именно эта система вынуждает даже самых благонамеренных чиновников тратить силы и немалые государственные средства на сбор налогов и коммунальных платежей с десятков миллионов малоимущих, не обращая должного внимания на несколько сот тысяч мультимиллионеров, уводящих свои доходы в "оффшоры", в отечественные и зарубежные закоулки теневого бизнеса. Эта система вынуждает содержать в штате государственного управления служащих и привлекать на коммерческой основе за счет бюджетных средств - разработчиков никчемных законов, концепций и государственных программ, которые заведомо невыполнимы, поскольку государство после приватизации утратило реальные инструменты управления базовыми отраслями народного хозяйства, а потому и важнейшими социально-экономическими процессами. Эта система с самого начала создает массу соблазнов, особенно для чиновников и крупнейших агентов либерального рынка. И в форме "откатов" для получения льготного госзаказа, и в форме взяток за игнорирование не возврата экспортной выручки, за лоббирование удобного налогового законодательства. А за этим просматриваются навязанные стране идеи безмерного накопления частной собственности. В итоге сегодня передел земли, недвижимости, жилищное строительство превратились, по существу, в кузницу самых серьезных преступлений - от элементарного мошенничества и почти обязательных "откатов", до поджогов и убийств. Остается предложить риторический вопрос: разве что-нибудь подобное возможно там, где земля является государственной собственностью, а свыше 80 процентов жилья, как то имело место в СССР, предоставлялось населению бесплатно, в порядке очереди, под контролем профсоюзов и государства? Вывод очевиден - от навязанной нам системы хозяйствования, которая мешает государству эффективно выполнять свои обязанности перед обществом, - нужно отказаться. Нужна система отношений собственности, обмена, распределения и потребления, при которой добросовестный чиновник будет заинтересован в реализации своей ответственности перед обществом. А для этого он должен быть не "равноудален", а вообще удален от симпатий к "толстым кошелькам". Хотелось бы надеяться, что переход к таким отношениям будет поддержан благонамеренными управленцами. И чем раньше - тем лучше.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|