К памятной дате | | Четверть века назад советские войска завершили выполнение интернациональной миссии в Афганистане
Продолжение. Начало в NN 13-15
Павел Кудасов с афганскими коллегами перед вылетом на задание. Фото из личного архива П.Кудасова
Домой лучше не звонить!
Для многих советников афганская эпопея не ограничивалась двумя годами. Перед отправкой на войну год – два учились на специальных курсах. Как скучали по дому - невозможно передать словами!
Еще находясь в Москве, вдруг стал замечать, что дочки (старшая - первоклассница, младшая - дошкольница) стали меня забывать. И тогда я надиктовал на магнитофон русские народные сказки, чтобы слушали по вечерам, чтобы хоть голос не забыли. А голос был хриплый, «подсевший» после курсов персидского языка. Жена потом рассказывала: дочки по вечерам между собой общаются, давай, мол, послушаем папины сказки и ляжем спать.
Несмотря на сложную оперативную обстановку, советники могли брать в Афганистан жену и детей. Но первый вопрос, который возникал, - а где учиться?..
Я был против приезда семьи в Афганистан, и вот почему. У меня перед глазами был пример коллеги, пограничника, который привез в Самархель жену с годовалым ребенком. Привез и в тот же день ушел с афганцами на операцию. А вечером "духи" как с цепи сорвались! Устроили такой ураганный обстрел городка, что, казалось, никто не уцелеет.
Когда начался обстрел, вспомнили, что молодая женщина с маленьким ребенком остались в домике на краю поселка. Нужно было ее вытаскивать в безопасное место. Как это сделать под таким сильным огнем?! Пришлось вдвоем с товарищем добираться по-пластунски. Положили ее с ребенком на одеяло и тянули по очереди.
В редкие приезды в Кабул я всегда старался позвонить из гостиницы домой в Воронеж, навестить своего коллегу и земляка Александра Маслова. Он с женой Татьяной снимал квартиру в старом кабульском микрорайоне Кадым у обычного афганца, в подъезде они были единственными иностранцами. Их квартира для нас, бедолаг из провинции, была "маленьким Воронежем", и я иногда останавливался у них на ночь.
Семье Масловых многие из нас, советников, были благодарны за радушный прием. Впрочем, обстановка и в столице была обманчивой, поэтому супруга Александра, Татьяна, держала за холодильником китайский автомат с двумя магазинами, так, на всякий случай…
В очередной свой визит в Кабул - за зарплатой, продуктами из магазина представительства - я тоже позвонил жене. На прощание сказал, что сегодня-завтра планирую вернуться в Джелалабад.
Добрался в аэропорт, а лететь не на чем. Все рейсы забиты и расписаны, и я никуда не могу втиснуться со своим багажом. Подошел к афганским летчикам Ан-26, перевозившим авиационный керосин (бочки стояли внутри самолета): - Мужики, подбросьте до Джелалабада! А поскольку к просьбе прилагались две бутылки водки из ведомственного магазина КГБ, то к ней отнеслись внимательно, и мне нашлось место на борту. В тот же день добрался без приключений "домой", в Самархель.
На следующий день вновь пришлось посетить аэродром. Мы провожали в Кабул командира оперативной группы "Восток" Виталия Кириченко. Самолет пошел на рулежку, и в этот момент в небе показался другой "борт". Диспетчер, чтобы не мешать взлету, дал команду:
- Номер такой-то, заходите на второй круг.
Ан-26 ушел на Кабул, а самолет, отправленный диспетчером на второй круг, так и не появился - ни через пять минут, ни через час. Пропал! Сразу пошли запросы в Кабул: что за самолет, откуда, сколько людей на борту? Со слов аэродромного начальства, в первые минуты после исчезновения самолета мы узнали, что это был Ан-12 и одиннадцать человек на борту.
Эти сведения и врезались в память.
Вечером того злополучного февральского дня, когда исчез Ан-12, моя жена смотрела телевизор. Программа "Время" всегда завершалась выпусками зарубежных новостей, из которых близкие и узнавали, что происходит в Афганистане. И вдруг слышит сообщение ТАСС: "Сегодня при подлете к Джелалабаду был сбит советский самолет. Все находившиеся на его борту пассажиры и члены экипажа погибли".
Можно представить состояние женщины, которая знает, что ее муж сегодня или завтра должен был лететь в Джелалабад, и что он может быть на борту подбитого лайнера!.. Несколько дней шли запросы, переговоры, тянулись часы томительного ожидания, жена чуть не поседела. А я и знать не знал, что стал причиной таких переживаний.
После этого случая извлек для себя урок: лучше лишний раз домой не звонить, а если звонишь, то не посвящать в свои планы.
На поиски самолета
Что мы знали о пропавшем самолете? Самолет летел в Кабул с продовольствием и строительными материалами на борту, но в столице его не приняли по погодным условиям и отправили в Джелалабад на запасной аэродром. На втором круге самолет пропал с радаров, с ним была утеряна связь.
Сразу же после исчезновения самолета к его поискам подключились не только поисково-спасательные службы ВВС, но и военные из 40-й армии, советники афганских подразделений. Дней десять о судьбе Ан-12 не было никакой информации. Высказывались разные версии, даже такие невероятные, что летчики могли бежать в Пакистан.
Нашли самолет случайно. К советникам пришел афганский пастух, принес советскую военную карту с грифом "Сов. секретно", на которой стоял штамп воинской части. Рассказал, что высоко в горах видел много обломков самолета. По штампу определили, что карта была выдана экипажу пропавшего Ан-12.
В высокогорье была направлена усиленная рота десантников. С нею пошли советники, а также телевизионный журналист. Как вы думаете, кто это был? Александр Каверзнев! Многим памятно имя этого политического обозревателя, его честные репортажи, приоткрывшие еще в 1983 году завесу тайны над Афганской войной.
Обломки самолета нашли на высоте трех тысяч метров: Ан-12 врезался в склон. Самолету не хватило метров пятьдесят, чтобы перелететь гряду.
Что стало причиной катастрофы: повышенная облачность, помешавшая заметить склон, попадание зенитной ракеты, - достоверно не смогли установить. Полагаю, что летчики в тумане просто не заметили каменной гряды, существует версия об уничтожении самолета ракетой ПЗРК; в той ситуации она была более "удобной": людей не вернешь, зато можно посмертно наградить, семьи не обидеть льготами.
Операция оказалась очень тяжелой: большая высота, снежные склоны... Стоила ли она таких усилий? Да, стоила, и в этом никто из нас не сомневался. Мы знали, что до тех пор, пока не обнаружены останки советского солдата или офицера, он считается пропавшим без вести, а семья не может претендовать ни на пенсии, ни на льготы, ни на уважительное отношение к себе. Скорбная миссия, но необходимая! Мы ее выполнили.
Все, что от людей осталось после авиакатастрофы, заняло всего лишь два вещмешка. Их спустили вниз на "броню", передали для захоронения на Родине.
Александр Каверзнев ходил с нами к месту падения самолета. Зрелище было не для слабонервных! На основе своих съемок он подготовил телевизионный репортаж. Спустя дней десять после возвращения Каверзнев скоропостижно скончался. Вполне возможно, что его смерть связана с профессиональной деятельностью. То, что он показывал в своих репортажах, вполне могло не устроить спецслужбы стран, оказывавших поддержку душманам. Ведь его репортажи шли в "Международной панораме", попадали к западному зрителю.
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N 16 (26232), 04.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014