 |
23.01.14
Бумажный полис вам еще пригодится!
Здравоохранение || Стоит ли поддаваться ажиотажу и менять бумажный полис на пластиковый?
Фото Михаила Вязового
Многие российские граждане до сих пор не знают, зачем им нужна эта серая невзрачная бумажная карточка под названием «Страховой медицинский полис».
Борис Ваулин
Мы предъявляем его в регистратуре поликлиники или в приемном отделении больницы, чтобы получить необходимое лечение. И для нас в большинстве случаев на этом его функция заканчивается. Однако если нам отказывают в лечении или в результате его возникли серьезные претензии к медучреждению, то именно тогда полис становится тем главным документом, который позволяет нам обратиться в страховую компанию за защитой своих прав. Полисы медстрахования есть почти у всех граждан РФ, выдаются они на определенный срок или являются бессрочными. Новым законом об обязательном медицинском страховании было определено, что с 1 мая 2011 года начнет действовать медполис нового образца. Сначала предполагалось, что он будет включен в состав универсальной электронной карты (УЭК), которая с 1 января 2014 года должна быть на руках у всех россиян, за исключением тех, кто по религиозным и другим мотивам отказался от ее получения. Это была, конечно, опрометчивая идея Правительства - в такой короткий срок попытаться выдать новые электронные документы всем гражданам. Когда поняли, что сроки нереальные, были внесены поправки в закон, на основании которых полисы, полученные до 1 января 2011 года, сохранили свое действие. За исключением двух случаев: если срок действия их не закончился и если полис оформлен как бессрочный. В таком случае гражданин может не торопиться и поменять полис на новый, когда сочтет это нужным. При этом выбрать медицинскую страховую компанию, которой больше доверяет. Впрочем, остаются некоторые вопросы. Их журналист "Коммуны" адресовал директору Территориального Фонда медицинского страхования Дмитрию Автономову.
– Дмитрий Леонидович, многие россияне весьма безалаберно относятся к медицинским документам. Если человек пришел в поликлинику к врачу, а медсестра обнаруживает, что срок действия полиса истек, например, в 2010 году, имеет ли право врач отказать такому пациенту в помощи? - В случаях, не терпящих отлагательства, помощь, конечно, будет оказана, даже если больной вообще без полиса пришел. Но это не значит, что к документам можно относиться небрежно. Если гражданин пришел в порядке планового обследования, то без полиса ему могут отказать. Причина проста: медучреждение понесет на лечение затраты, которые ему кто-то должен компенсировать - это может быть или государство, или страховая организация. Получить полис нет никакой проблемы. Даже если вы не определились окончательно со страховой медорганизацией, можно прийти в любую из них, написать заявление - и временное свидетельство выдадут сразу же. С этим временным удостоверением пациент может ходить на прием к врачу, пока не будет подготовлен постоянный документ. - Детские полисы выдают теперь со дня рождения. Они имеют сроки годности, чем-то отличаются от взрослых? - Нет, новые полисы в форме электронных пластиковых карточек сроков годности не имеют. Детские полисы от взрослых ничем не отличаются. Форма такая же, указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место постоянного проживания. - С чем все же связана процедура замены старых полисов на новые, электронные?
- Объективная причина в том, что до 2011 года в нашей стране не существовало единой системы учета застрахованных лиц. В каждой области страховыми компаниями и территориальными фондами ОМС велся свой учет застрахованных. Что происходило? Житель одного региона, находясь на отдыхе или в командировке на территории другого, обратившись в ЛПУ за бесплатной медпомощью, мог получить отказ. Из-за отсутствия единой базы данных медучреждения не могли проверить, является ли полис, выданный в другой области, действующим и получат ли они оплату за лечение иногороднего пациента. Медиков можно было понять, тем не менее, подобные ситуации вызывали немало конфликтов и недовольство людей. - Теперь это исключается? - Будем надеяться, потому что создана единая система учета застрахованных лиц Российской Федерации. Новый полис представляет собой пластиковую карту со специальным чипом, в который занесены все данные о владельце в зашифрованном виде. Все данные о пациенте, который предъявил полис, можно уточнить через компьютерную систему в течение нескольких секунд. - Электронный полис может выполнять какие-то дополнительные функции? - Карта может использоваться и в инфоматах, которые понемногу уже начинают появляться в ЛПУ, а постепенно будут установлены везде. Пациент придет в поликлинику, и ему не потребуется вставать в очередь в регистратуру. Он подойдет к такому электронному идентификатору, вставит пластиковую карточку, наберет служебный номер врача, к которому он бы хотел попасть на прием, и получит информацию о том, когда он сможет прийти на прием. Нынче упор делается на развитие в здравоохранении информационных систем. Возможно, через несколько лет вместо нынешних потрепанных "гроссбухов" появятся и электронные медицинские карты, в которых, как в нынешних флэш-картах, будет храниться вся информация о пациентах. Вполне возможно, что электронный полис будет давать возможность не только врачу, но и самому больному получать доступ к своей электронной карте. - Давайте, Дмитрий Леонидович, из далекого будущего вернемся в сегодняшний день. В жизни, тем более в рыночные неустойчивые времена, могут возникнуть разные обстоятельства. Что нужно делать пациенту, если страховая компания, выдавшая ему полис, обанкротилась и исчезла? - В отличие от компаний-однодневок страховая медицинская компания так просто исчезнуть не может. Информация о том, что какая-то компания уходит со страхового поля, обязательно появится в средствах массовой информации. После этого у застрахованных граждан будет два месяца, чтобы выбрать себе другую страховую организацию. Если по каким-то причинам они это не сделают, тогда наш территориальный фонд ОМС автоматически передаст их в другие компании, работающие на территории области, пропорционально числу застрахованных в них лиц. Поэтому, в принципе, застрахованный человек может даже и не знать, в какой компании он стоит теперь на учете. На его взаимоотношениях с районной поликлиникой или городской больницей это никаким образом не отразится. - Но если он посчитает, что медработники недостаточно качественно оказывают ему помощь, а компания, не желая с ними ссориться, не отстаивает в полной мере его права, как тогда быть? - На недобросовестность страховой компании он может пожаловаться в наш фонд, и его эксперты принципиально изучат ситуацию. В принципе, если качество работы страховщиков не удовлетворяет пациента, он может поменять СМО, но это можно делать только раз в год. - У меня страховой полис бессрочный, но хочу не отставать от прогресса и поменять его на электронный. Это можно сделать без проблем? - Абсолютно. Обратитесь в свою страховую организацию - и вам все бесплатно оформят.
Источник: газета "Коммуна" N 9 (26225), 23.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|