 |
15.01.14
Кончились патроны
Музыка
Независимый лейбл Latimeria Records переиздал сборник студийных и концертных записей Черного Лукича «Кривое колено»
Виталий Черников
Вряд ли он считал этот диск "программным высказыванием". Просто набралось некоторое количество альтернативных, неканонических версий песен, и было жаль, что их никто не слышал. Первыми треками идут записи студийные, далее – с разных концертов: сколько хватило места на диске. Вот и вся концепция. Кто же мог предположить, что это будет последнее прижизненное собрание песен Вадима Кузьмина? Можно рекомендовать "Кривое колено" потенциальным фанатам в качестве сборника "The Best". Сюда не попало несколько главных вещей - но так всегда бывает. Зато есть пара редкостей (например, русская версия песни из репертуара древней кузьминской англоязычной (!) группы "Мужской танец"); соседями оказались "Светлячок" и "Кончились патроны", вторым номером идет несколько прямолинейная рок-версия "Смешного сердца". Кузьмин не раз переписывал лучшие из своих песен. То же "Смешное сердце" известно еще в двух студийных версиях (на всякий случай добавлю "как минимум"). Одну из причин вижу в том, что большинство его альбомов, кажется, делались методом "Черный Лукич глазами кого-то другого": Егора Летова, барабанщика Александра Андрюшкина, еще кого-то из друзей. Отсюда и попытки сменить или скорректировать название "группы". "Ледяные каблуки" вышли под вывеской "Лукич и Лукоморье" (тот же состав в то же время и в том же месте записывал первый альбом "Родины" Олега Судакова, а еще был очередной версией "Гражданской обороны"). Создателями "Марии" указаны "Черный Лукич и Летучие рыбы". "Полярная звезда" подписана просто: "Лукич". Постоянной группы Кузьмин так и не собрал. Единомышленники у него были. В Москве и Питере, в Сибири; с ними он иногда записывался и выступал, но сам-то жил в Воронеже. И, кажется, это его устраивало.
Теперь можно послушать, как звучал живьем "Черный Лукич", когда ненадолго становился группой. Двенадцать песен сыграны на питерском концерте в 2008 году с гитаристом Дмитрием Шатохиным и перкуссионистом Антоном Воробьевым. На диске бережно сохранена уютная, домашняя атмосфера концерта. Пару раз вокалист перепутал слова, хихикнул, и это не было потом вырезано. Жемчужина диска - записанное в тот день "Бабье лето" (для "Кривого колена" названное Indian Summer). Наместник низложен, лихие гвардейцы, Надев парики и чулки, Под видом служанок пытаются скрыться. Что ж, можно теперь отдохнуть, Прилечь на шинель и забыться, Или гулять по растительным рощам, Которых не видел ни разу, Где травы и камни до нынешней ночи Доступными были лишь редкому глазу. Манера игры гитариста Шатохина в этой (воспользуюсь формулировкой публициста и математика Миши Вербицкого) "прозрачной брейгелевской зарисовке", повествующей о финале некоей битвы (неизвестно кого неизвестно с кем), кажется вдохновленной музыкой Нила Янга к фильму Джима Джармуша "Мертвец". Его главный герой, попавший на Дикий Запад бухгалтер-неудачник Уильям Блейк, после ранения свершает с индейцем-отшельником по имени Никто главное свое путешествие - из жизни на Ту Сторону. Кажется, это помогает лучше понять название альбома: согласно объяснению его автора, "Кривое колено" - некое "святое индейское место, где произошло восстание". Возникает дополнительное измерение и у "Бабьего лета" - впрочем, внимательные слушатели и прежде подозревали, что его герои, одержав победу, оказались там же, куда приплывет персонаж другой песни Черного Лукича: Будет темная ночь после долгих боев, Броненосец сгорит и под воду уйдет. Поплывут по морям по бескрайним волнам Бескозырки к далеким родным берегам. Не сумел утонуть одинокий матрос, Продолжает он плыть в край, где много берез. Все уснули давно в километрах глубин, Никого, ничего, он остался один. Кто сказал, что нельзя переплыть океан? Это грустная шутка, это хитрый обман. Я сумею доплыть под сиянием звезд, Я хочу увидать край, где много берез. Здесь очень легко сорваться в мелодраматический пафос в духе какого-нибудь Талькова ("они уходят, не допев куплета", "ушел от нас внезапно поэт и композитор Виктор Цой" и т.д.). Но только пытаешься подпустить соплей, как начинает играть трек 25: 2010 год, Харьков, зал подпевает хором песне "Будет весело и страшно", а сам Черный Лукич, увлекшись пропеванием подразумеваемого в финале соло отсутствующего гитариста, в процессе осознает, что съехал куда-то в шансонщину и цыганщину, и песня обрывается - под общий смех.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 3 (2144), 15.01.2014г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|