 |
30.12.15
Русский Гамлет
Имя в искусстве
Недалеко от города Усмани расположилось небольшое село Васильевка. Здесь 28 декабря 1864 года в семье мещанина уездной Усмани П.Ф.Пашутина, работавшего тогда конторщиком в барской экономии, родился сын. По другим же данным, он появился на свет в селе Семёновка Землянского уезда Воронежской губернии. Счастливый отец нарек его Николаем. И не ведал Пашутин-старший, что его Николай прославит русскую сцену, но под другой фамилией - Россов.
Виктор Елисеев, краевед
Едва мальчику исполнилось четыре года, как умер глава семейства. Вдова навсегда покинула гостеприимный усманский край и переехала в уездный город Задонск Воронежской губернии. Затем Пашутины перебрались и в губернский Воронеж. Детство мальчика прошло в страшной нужде. Чем мог - помогал дедушка. А с его смертью семья стала влачить жалкое сосуществование. Вскоре умерла и мать. Подросток остался на попечении бабушки. С детства он имел тягу к книгам, любил декламировать стихи, прозу. Юноша успешно закончил уездное училище и, чтобы содержать семью, поступил на работу в Воронежские железнодорожные мастерские. Однажды во время работы он по привычке декламировал стихи. Это разозлило мастера, и он со всей силы ударил Пашутина об верстак. Николай с тех пор стал заикаться, что впоследствии мешало его игре на театральных подмостках. Николай Петрович был вынужден покинуть мастерские и по протекции учителя Воронежской гимназии В. К. Копорова устроился писцом в земскую управу. Педагог обратил внимание на талант своего протеже и всеми силами помогал ему в самообразовании. Но Пашутина манила сцена. Получая ежемесячно 18 рублей, порой не доедая, он скопил около двухсот рублей и покинул Воронеж. В Москве, куда он прибыл, он мечтал устроиться в одном из театров. Но мешало заикание. Ему дали лишь роль статиста. В феврале 1890 года Николай Петрович оказался на берегах Невы. В частном театре Е.Н.Горевой он не нашел поддержки коллег по ремеслу, последние решили, что он "не от мира сего". Упорные ночные репетиции тоже ничего не дали .И тогда Пашутин решил попытать счастье в провинции. Он переезжает в губернскую Пензу. И здесь 18 февраля 1891 года состоялся его дебют. Его Гамлет был несравненен. Не только продолжительными и бурными овациями приветствовали молодого актёра. Благодарные зрители подняли его на руки и вынесли из театра. О талантливом актере сразу же заговорили. Появились публикации в прессе. Одна из газет метко подметила: "Это был в России неслыханный ещё случай, чтобы выходной артист никогда дотоле ничего буквально не игравший ни на одной сцене, - сыграл Гамлета, сыграл величайшую роль в мире!". Несколько театров пригласили Пашутина на свои подмостки. Но он задержался в Пензе. Здесь блистательно сыграл ряд ролей в "Короле Лире", "Дон Карлосе", "Ромео и Джульетте", "Уриэле Акосте". Однако через какое-то время Николай Петрович по приглашению переезжает в Тамбов. И здесь его ждет оглушительный успех. В качестве гастролера он выступает в Воронеже. И здесь тоже грандиозный приём! Затем был Петербург, где он играет на сцене театра Суворина и Панаева. Он играет роли Гамлета, короля Лира, Франца в "Разбойниках", дона Карлоса. Покинув столицу, Россов, взявший такой сценический псевдоним, гастролирует по необъятной Российской империи. Его тепло встречали в Ставрополе, Полтаве, Бахмуте, Лубнах. А затем вновь знакомые города - Пенза, Воронеж, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург. Он любил странствовать, нигде долго не задерживался. Был трагиком и любил только классику, современные пьесы категорически не воспринимал и отказывался от игры в них. Ещё будучи юношей, изучил английский язык. Россов-Пашутин самостоятельно переводил любимого им Шекспира и его пьесы. Особенно удачным считался перевод "Гамлета". Пришлось ему штудировать и французский язык. Он переводит на русский язык ряд драм В. Гюго. Да и сам иногда брал перо в руки, сочинял. Его перу принадлежат историческая драма "Королевское правосудие", драма в стихах "Соперник несравнимого", "Любовь шута". В ряде журналов появляются его статьи о проблемах актёрского мастерства. Россов "БЂ¦любил всей душой искусство, хотя понимал его несколько посвоему, но честно, рыцарскиБЂ¦ исполнение его бывало очень условно и неровно; одним нравилось, иным - нет, но и те и другие ценили в нём чистоту и искренность его толкований. Во всяком случае, в свои молодые годы это был оригинальный и заметный артистБЂ¦" По мнению других, "Россов был трагиком, и самая трагическая роль, которую играл он всю свою долгую, полную горечи жизнь была роль самого РоссоваБЂ¦" После Октябрьского переворота большевиков он продолжал по-прежнему гастролировать по стране. В 1920 году его пригласили на сцену Московского Художественного театра. Но старейший актёр из-за разногласий с дирекцией вскоре покинул его. В 1926 году Николаю Петровичу присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. А в следующем году на сцене Художественного театра вновь чествовали Россова - в связи с его 35-летней артистической деятельностью. Народный комиссариат просвещения поддержал старого актёра, и в Москве открыли театр Россова. Но всего год просуществовало детище Николая Петровича и распалось. Он окончательно покинул профессиональную сцену, но порой ему приходилось выступать на разных вечерах, встречах, и по-прежнему занимался литературным трудом. Но "БЂ¦его никто нигде не ждал. Он всюду был не ко времени. Его печаль казалась следствием неудач актёрской жизниБЂ¦ Россов ни при каких обстоятельствах не мог перестать быть актёром. В том-то и была его трагедия, что он засыпал и просыпался с монологом Гамлета на устах или, как безумный Лир, обращался с проклятиями к изменившим ему дочерям - Искусству и СценеБЂ¦" По словам современника, это был "рослый, сухощавый старик, довольно стройный, с бритым лицом и чуть розовыми щёками, седыми волосами, голубыми и ясными глазамиБЂ¦ жил вне времени. Его время было временем Ричарда Второго или Генриха Пятого, его домом могли быть только подмостки, его речь была пересыпана только репликами Гамлета или ЛираБЂ¦" Он любил называть себя не актёром, а комедиантом. По словам современника, Россов считал, что он "БЂ¦актёр транса и вдохновения, всегда играю разноБЂ¦ Это дает право говорить обо мне что угодно. Бывал успех стихийный на сцене, бывали и падения. Никто же не обязан ждать вдохновенных актёрских минут!.." Незадолго до смерти он играл в Перово (тогда Подмосковье. - В.Е. ), и здесь сказались застарелые болезни. Россов даже забыл роль Отелло, его "скрючило, пригнуло к землеБЂ¦". Умер Россов 30 января 1945 года. Похоронили актёра-трагика на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти он переслал в МХАТ свои воспоминания о Немировиче-Данченко. По словам самого Николая Петровича, он решительно не мог жить без сцены. И до последних дней мечтал сыграть шекспировского Лира.
 Николай Пашутин-Россов
Источник: газета "Коммуна", Б„–151 (26540) | Среда, 30 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|