 |
03.12.15
Дорога надежды
Увлечённые | В Воронеже состоялся показ фильма "Ариэль" режиссёра Аки Каурисмяки, что, возможно, ознаменовало для местных "продвинутых" зрителей начало сезона финского кино
Тимофей Салминский
Несмотря на то, что в творчестве "постмодернистского Бергмана" много близкого и понятного "сердцу русскому", наш массовый зритель, похоже, не торопится его для себя открывать. Аки Каурисмяки, как и его брат Мика, до сих пор остаются достоянием круга синефилов, впрочем, не самого узкого. Показом "Ариэля" возобновил работу кинолекторий в книжном клубе "Петровский". Фильм повествует о злоключениях молодого человека, лишившегося работы на шахте и решившего по совету отца (пустившего чуть позже пулю себе в лоб) попытать счастья в городе. Две трети фильма - хождение лапландского парня по мукам злачного Хельсинки. Каурисмяки-младший не впервые демонизирует город. Ещё в "Союзе Каламари" 1985 года зритель погружается в что-то среднее между годаровским Альфавиллем и "Сталкером" Андрея Тарковского. В картине 2002 года "Человек без прошлого" герой через амнезию, случившуюся с ним опять же в городе, обретает новую жизнь: впрочем, хэппи-эндом не пахнет. По мнению Андрея Плахова, критика, написавшего книгу о творчестве этого финского режиссёра, "Каурисмяки не оставляет своих героев без надежды на чудо, не скрывая того, что эта надежда призрачна". Его герои всё время куда-то уплывают в тщетной надежде найти даже не город Солнца, а хотя бы что-нибудь попроще - лишь бы прервать череду бесконечных неудач. На первый за долгое время показ в книжный клуб "Петровский" пришли семнадцать человек. Предварялся он лекцией Ярослава Солонина о финском кино и творчестве "братьев К.", как их называют критики, намекая то ли на Карамазовых, то ли на героев Кафки. Энтузиасты, оставшиеся после финальных титров, с увлечением обсудили не только увиденный фильм, но и историческую судьбу Финляндии. Прозвучало мнение, что главным нервом современного кинематографа (да и вообще культуры) страны Суоми является до сих пор не прекратившийся поиск национальной идентичности, начавшийся с обретения независимости в 1917 году (до этого она семь веков была под Швецией, а потом ещё сто с небольшим лет входила в состав Российской империи). Один из участников вечера увидел в герое фильма воплощение внутренней свободы, которой якобы и не пахло в СССР. Раньше лекторий для воронежцев вела Ксения Зубарская. Она составила цикл из тринадцати лекций, в котором показывала фильмы ведущих мастеров кинематографа. Выполнив свою задачу, тот проект завершился. Новый ведущий планирует заглянуть в потайные уголки мира авторского кино. На лекции он пошутил, что рано или поздно доберётся до кинематографической Якутии. Поживём - увидим. А пока - Финляндия. Как сказал кто-то из финнов: "Только русский поймёт чухонца".
Кадр из фильма "Ариэль". Фото с сайта posmotr.im
Источник: газета "Коммуна", Б„–140 (26529) | Пятница, 4 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|