 |
27.11.15
Коврик и кувшин как искусство
Культура
Образцы народного творчества из Закавказья, Средней Азии, Казахстана и Беларуси можно увидеть в эти дни в выставочном зале Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского.
Виталий Черников
Две выставки - "В горах, в степи, в пустыне" и "Искусство Беларуси. Путь в веках" - проходят в одном зале. Они оказались в числе событий, завершающих год, когда наш город был культурной столицей СНГ. Этот проект удалось реализовать в результате сотрудничества воронежского музея с Государственным музеем Востока (Москва) и Музея древней белорусской культуры Национальной академии наук (Беларусь). Представлено около 150 экспонатов. Первая из названных выставок знакомит посетителей с лучшими образцами традиционного искусства XIX-XX веков. Искусства, по большей части, анонимного. Лишь в нескольких случаях, относящихся уже к 1970-м годам, указаны авторы: "Каримова С. Сосуд-утка. Таджикистан, Дангарьинский район, Гиджувак". Здесь можно увидеть ювелирные украшения и детали одежды, ковры и оружие, созданные мастерами Армении, Азербайджана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Казахстана, Узбекистана. Серьги, кувшины, подносы, покрывало для завёртывания хлеба, молитвенный коврик, игрушка-свистулька в виде ишака, дорожный сундук с крышкойБЂ¦ Большинству экспонатов больше ста лет. Суть обычаев, вызвавших именно такие формы творчества (разумеется, не всегда осознававшегося авторами как "творчество"), можно понять благодаря информационным стендам: "Поскольку традиция носить украшения была у народов Туркестана связана, в первую очередь, с представлениями о том, что главным является не стремление к роскоши и богатству, а защита от зла и болезней, именно этой идее были подчинены форма ювелирных изделий и материал изготовления. Так, например, делали украшения в основном из серебра, зная об антисептических свойствах этого металла". Или такая деталь, которую, наверное, непросто понять живущим в двадцать первом веке: в Азербайджане, оказывается, очень высоко ценилась медная посуда - зачастую она составляла единственное богатство семьи, ведь посудой из драгоценных металлов мусульмане в быту не пользовались. - У нас хранятся большие коллекции икон, скульптур, декоративно- прикладного искусстваБЂ¦ Конечно, в Воронеж мы привезли только их малую часть. Особая наша гордость - народные костюмы, и, в частности, слуцкие пояса. У нас в музее хранятся два таких пояса, и воронежцы могут увидеть их на выставке "Путь в веках", - рассказал директор музея древней белорусской культуры Борис Лазуко. Сведённые вместе, выставки убедительно демонстрируют нам, что из всех перечисленных в начале статьи регионов, когда-то бывших частью Российской империи и СССР, менее всего знакома нам культура наиболее родственного, казалось бы, славянского народа. Конечно, у нас немало общего (например, какие-то элементы костюмов), но ведь отличия изучать гораздо интереснее. Хотелось бы надеяться, что экспонаты - например, белорусские скульптуры восемнадцатого века, изображающие святых, или иконы, некоторые из которых близки по духу работам художников европейского Возрождения, - кому-то из моих малообразованных соотечественников (вроде тех, что высокомерно верят, будто никаких белорусов или украинцев не существует) помогут преодолеть собственное чванство и невежество.
Костюмы белорусских крестьянок. Фото Виталия Черникова
Источник: газета "Коммуна", Б„–137 (26526) | Пятница, 27 ноября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|