 |
18.09.15
"Динозавр уличного оформления"
Люди нашего города | Так называет себя член Союза художников России Валерий Гомозов, отдавший этому делу 45 лет
В 1970 году в Советском Союзе широко отмечалось столетие со дня рождения В.И.Ленина. Для молодого плакатиста Валерия Гомозова тот юбилей оказался судьбоносным. Тогда он стал художником отдела пропаганды Воронежского горкома КПСС.
Виталий Черников
- В художественные мастерские на улице Фридриха Энгельса пришёл инструктор горкома Анатолий Мистюков. И говорит: «Я ищу молодого непьющего художника!» Кто-то в шутку показал на меня: "Он только что из армии Демобилизовался и пить ещё не научился!" - смеётся Валерий Петрович. - Почему был нужен именно молодой? Вы, конечно, не можете этого помнить, но тогда на площади Ленина, в примыкающей к ней части Кольцовского сквера стояла огромная Доска почёта: 30 метров в длину, около девяти в высоту. На ней висели в четыре ряда около пятидесяти портретов передовиков производства. И мне приходилось залазить туда, аккуратно снимать портреты, обновлять, делать подписи… Доску следовало оформлять дважды в год – к Первому мая и Седьмому ноября. Важным в своей судьбе Валерий Петрович считает знакомство с Петром Даниленко, который в 1972 году стал главным архитектором Воронежа: - Мы с ним проектировали новую Доску почёта в сквере - неподалёку от кинотеатра "Спартак": как ни странно, это был его воронежский дебют. Назревала очередная "круглая дата" - 50-летие образования СССР. Он приехал в Воронеж из Челябинска, нашего города не знал, зашёл в горком, и ему там сказали, что нужно сделать доску "вместе с нашим художником". Это стало знаковым событием для меня! Пётр Павлович многому меня научил. В частности, такому аспекту, как связь архитектуры и оформления. В дни официозных массовых манифестаций Валерию Гомозову приходилось заниматься и, так сказать, выстраиванием мизансцен ("Я ездил по предприятиям, занимался оформлением головных колонн. Тележки, флагиБЂ¦ Где орденоносцы должны идти, где руководители завода... "). Заставшие 1970-1980-е воронежцы помнят и другие результаты работы Гомозова. Участвовал он, скажем, в превращении одного из левобережных скверов в парк "Алые паруса". Признаётся: это давало определённые блага. - Секретарь горкома Польшин пригласил нас с архитектором и говорит: "Вы оформляете парк, а я создаю вам все условия. Даю квартиру!" Участвовал я в разработке проектов летнего кинотеатра, дорожек, фигур из дереваБЂ¦ Работа на столь ответственных участках помогала добиться и собственной мастерской. Сколь угодно дефицитную краску, любой холст предоставляли по первому требованию. Валерий Петрович признаётся, что охотно делился всем этим с коллегами-творцами, и очень гордится тем, что кому-то за партийный счёт помог. Пожалуй, самым масштабным его творением стал портрет Ленина на Ленинском проспекте, у райкома партии на торце бывшего интерната Б„–4 - там теперь располагается институт экономики и права. - Площадь - более 200 метров! - говорит Гомозов. - И вы в одиночку всё сделали? - удивляюсь я. - Один! Был поставлен своеобразный мировой рекорд: работу я выполнил за четыре дня. Конечно, были созданы условия: в интернате моментально спортзал освободили, авиазавод предоставлял любые материалыБЂ¦ Проект курировал лично секретарь горкома. Портрет был завершён в канун ноябрьских праздников. Позднее даже центральная пресса посвящала этому творению публикации, где рассказывалось, как гордятся жители Ленинского проспекта, лицезрея изображение вождя. До путча 1991 года и распада Советского Союза всё шло по накатанной колее. Валерий Петрович подтверждает, что создаваемая им реклама никак не повлияла на политические события: "В августе ни один житель Воронежа и области не встал на защиту идей марксизма-ленинизма. К счастью или к сожалению - не могу сказать". Впрочем, когда пришли новые времена, власти снова вспомнили о нём. Массовые праздничные мероприятия лишились идеологической составляющей. Возникла традиция проведения Дней города. Праздничные колонны порой проходили по проспекту Революции, но теперь к прежним обязанностям добавилось оформление сцен: - Ещё один наш "динозавр" Иван Петрович Чухнов, который руководит городским управлением культуры, говорил мне: "Валера, будь любезен: у почтамта - народное творчество, у ТЮЗа - детское, на площади вручаем почётные звания... Я получал сценарий мероприятий и исходя из него оформлял задники сцен. Ну и новогодние праздники, конечно. Вначале они проходили поскромнее, но в них присутствовал местный колорит. Кто самолётик на ёлку вешал, кто копию экскаватораБЂ¦ То, чем богата воронежская земля! Стоял на площади Дед Мороз - словно языческий идол деревянный! Ростом три с половиной метра, весил килограмм 300 - 400. Потом мы лишились помещения для его хранения - и встал вопрос: чем его заменить? Было дано задание: сделать современного Деда Мороза со Снегурочкой. Нашли простой выход. Манекен в человеческий рост привозили в мастерскую и из импозантного мужчины делали розовощёкого Деда Мороза с носом картошкой. Иногда говорю Чухнову: неплохо бы ребрендинг сделать. Манекен со временем тощенький стал! Иван Петрович в шутку отвечает: "Сейчас кризис, Валера, и народ поймёт, почему Дед Мороз не такой полный!.." Последние лет десять Валерий Петрович, участвуя в создании плакатов и каталогов, альбомов и этикеток, работает в тандеме с сыном. Альберт Валерьевич, как и отец, - член Союза художников России. В нынешнем веке он полезен не только своими творческими подходами к решению, но и владением новейшими компьютерными технологиями. Вместе они создают и мемориальные доски. - Вы можете видеть их и неподалёку от вашей редакции: те, что посвящены писателям Борису Васильеву и Юрию Гончарову. Одна из последних - в честь директора зоосада Попова. К сожалению, не всегда за состоянием доски после её появления следят. Могут и закрасить, и разбить... Но вот за доской на здании одного из областных департаментов сотрудники постоянно ухаживают. Цветы стоят даже в лютый холод. Ежедневно проезжаю мимо и вижу. Приятно, что не зря затрачены силы!
Вот такой коллаж придумали Валерий и Альберт Гомозовы, изобразив себя на фоне классиков
Участвует Валерий Петрович и в предвыборных кампаниях: отвечает за оформление кабин для опросов, подготовку раздаточного материала и т.д. Впрочем, это, наверное, тема для отдельного рассказа. В наши дни, по мнению Валерия Гомозова, ситуация с оформлением Воронежа меняется в худшую сторону. - Приглашаются сетевые гастролёры, и они работают без участия местных художников. А у нас всё-таки богатые традиции в культуре и искусстве! Регионы чем-нибудь да отличаются друг от друга. А залётная бригада оформляет, например, площадь перед Новым годом одинаково что в Саратовской, что в Омской, что в Архангельской области. Помню, участвовал в оформлении Дней славянской письменности и культуры в Воронеже в 2002 году и с удивлением отметил, что всё там - типовое. Конечно, признаёт Валерий Петрович, у людей со стороны есть и наработки, и транспорт, и мобильнее ониБЂ¦ Но в самобытности облик города многое теряет, и не только в праздничные дни.
Источник: газета "Коммуна", Б„–108 (26497) | Пятница, 18 сентября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|