 |
11.09.15
"Посметь остаться живым"
Музыка
В двойной альбом Чёрного Лукича вошли и записи с концертов, которые этот рок-музыкант давал в Воронеже незадолго до смерти
Виталий Черников
Из Харькова прислали коробочку, в ней два диска и буклет с фотографиями. До того независимый украинский лейбл Latimeria Records успел опубликовать несколько важных записей русских рок-музыкантов, главным образом представителей «сибирского панк-рока», что бы ни значил этот термин. Выпустили, среди прочего, даже не архивный "магнитоальбом", а случайно уцелевшие на плёнке разговоры молодых Егора Летова и Олега Судакова-Манагера. А теперь на моей полке – посмертный сборник записей Чёрного Лукича "На просторах огромной страны": из тех, чей "формат" принято называть b-sides & rarities (упомянутый выше Летов один из своих подобных сборников назвал "Уникальные редкости и красоты"). Самые ранние - с концерта памяти гитариста Дмитрия Селиванова в июне 1989-го. На двух дисках - монтаж из концертных, а порой и вовсе домашних записей (хотя есть и одна студийная) Вадима Кузьмина, ставшего известным под таинственным псевдонимом - на самом-то деле так должна была называться его группа. Но "коллектив единомышленников" собрать так и не удалось. Две или три записи с барабанами и даже баяном плюс ещё столько же - с концертов, на которых Кузьмину подыгрывал второй гитарист, позволяют понять, как оно бывало иногда. "На просторах огромной страны" впервые напоминает слушателю о том, что Воронеж в судьбе этого музыканта был не менее важен, чем Новосибирск, Омск или Питер. Здесь автор "Бабьего лета" и "Капитанской зари" прожил больше десяти лет и, судя по всему, был вполне счастлив. Здесь, скорее всего, сочинены главные песни последнего периода его жизни. Здесь состоялось и последнее выступление. Фрагменты воронежских концертов 20112012 годов можно услышать на обоих дисках. Интересно, записаны ли самые первые, когда Кузьмин и Воронеж знакомились друг с другом? В альбом включены многие лучшие творения Чёрного Лукича. Есть и "Мы идём в тишине", и "Смешное сердце"; оказывается, даже совсем ранние и весьма дурашливые, вроде "Лейтенанта Киреева", он петь совсем не стеснялся, хотя делал это, с трудом сдерживая смех. Впрочем, половина содержимого "На просторах огромной страны" - чужие песни. Песни Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Виктора Цоя (часть - из старых детских фильмов и мультиков). Песни друзей - Егора Летова, Романа Неумоева - и музыкантов, напрочь забытых. Звучит и признание залу: они сочинялись у него на глазах, "про нас и для нас". Фрагменты концертов - в Питере и Харькове, Череповце и Орле, Костроме и Владивостоке соседствуют с записями, сделанными во время домашних посиделок, участники которых вместе припоминают что-нибудь времён собственной юности. Вадим Кузьмин поёт, даже не "присваивая" эти песни (что убедительно получалось у Егора Летова с советскими или дембельскими на альбомах проекта "Коммунизм"), а так, будто это нечто "народное", элемент воздуха, давно лишившийся "автора". И серый мир, от которого собирались спасаться герои песни "Гражданской обороны" "Мы уйдём из зоопарка", становится немного похож на кэрроловский. Абсурдный, но всё же чуточку сказочный: почти как тот, про который песня из мультфильма - "Раз Труляля и Траляля решили вздуть друг дружку из-за того, что Траляля испортил погремушку".
Источник: газета "Коммуна", Б„–105 (26494) | Пятница, 11 сентября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|