 |
11.09.15
Клятвы популистов
Аналитика
Психологи советуют избирателям, раздумывающим, за кого отдать свой голос: выбирая сердцем – думайте головой!
Воронежская область выходит на финишную прямую парламентской избирательной кампании - 13 сентября состоятся выборы в городскую и областную Думы. Даже далёкие от политической жизни люди волей-неволей вовлечены в водоворот депутатских баталий. Борцы за голоса избирателей активно «выходят в народ» и с экранов телевизоров, из листовок, размещенных на окнах маршруток, уличных столбах, билбордах, обещают нам много хорошего. Их помощники отлично знают своё дело, заваливая наши почтовые ящики агитационной макулатурой.
Алина Бартенева
"Чиновников и бюрократов - к ответу!", "Власть должна служить народу!", "Воронеж ждёт перемен" - эти лозунги, которые мы видим на плакатах, развешенных в областном центре в преддверии выборов, являются классическим проявлением популизма - направления, в основе которого лежит стремление той или иной политической силы завоевать доверие и поддержку масс, понравиться народу. При этом реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, обогащение и т. п.), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями: раздачей многочисленных обещаний, льгот, наград, субсидий. - Первым ярким представителем популизма в России был Владимир Жириновский, который до сих пор является мастером подобной риторики, - рассказывает профессор кафедры психологии ВФ МГЭИ, политтехнолог Юрий Щербатых. - Вот, что писал он в книге "За русский народ" десять лет назад: "Наша цель - богатая и культурная страна, обеспечение каждому гражданину России достойной жизни". Далее он начинает сегментировать целевую аудиторию, то есть каждой группе избирателей обещать именно то, что они хотят услышать. Например, руководителям и работникам госпредприятий он говорил: "Госсектор должен составлять основу нашей экономики", а бизнесменам - уже другое: "Мы убеждены, что частная предпринимательская деятельность должна способствовать процветанию нации". И так - для каждой социальной группы Владимир Вольфович находил нужные слова: "Женщина должна почувствовать себя женщиной", "Русская православная церковь должна стать сильнее", "Крестьяне всегда были опорой нашего государства"… Впрочем, политтехнолог отдаёт должное и другим партиям, которые также неплохо владеют техникой популизма. - Например, КПРФ в своих предвыборных обещаниях пишет: "Мы будем добиваться проведения референдума о национализации важнейших сырьевых богатств, что позволит часть прибыли от их использования направлять непосредственно на личные счета граждан страны, - продолжает Юрий Щербатых. - В результате каждый житель страны и области будет получать до десяти тысяч рублей ежемесячно таких выплат. Мы инициируем законопроекты, предусматривающие повышение минимального размера оплаты труда, детских пособий и студенческих стипендий до прожиточного уровня; восстановление системы предоставления бесплатного и беспроцентного кредитования строительства жилья". Кто же против того, чтобы каждый месяц получать по десять тысяч? Вопрос риторический, и именно подобные лозунги, с которыми сто процентов согласны избиратели, составляют основу популизма. - В последнее время одним из лидеров в данной области являются "эсеры", которые в своих предвыборных материалах, как мне кажется, даже превзошли ЛДПР, - анализирует профессор. - Один их комикс "Про медведей и людей" чего стоит! На днях мне в почтовый ящик положили газету, где напечатана, ни много ни мало, а "клятва" представителей данной партии. В этой клятве содержится шесть жёстких требований к нынешней власти, а также обещание (в случае избрания) внести соответствующие законопроекты. Понятно, что в условиях меньшинства в законодательном собрании никаких гарантий принятия таких законов быть не может: как внесут проект, так его и вынесут, так что ответственность за невыполнение обещаний опять спишут на "единороссов", но слово "клятва" звучит очень красиво. Прикрываясь вывеской "для блага народа", популисты призывают насолить недобросовестным чиновникам, олигархам и коммунальщикам. Как не похвалить наших радетелей за Отечество, которые, апеллируя к широким народным массам, манипулируют популярными в народе ценностями и ожиданиями, хотят, "чтобы людей не обижали и страну не "растаскивали" по карманам"?! А в нынешнем сезоне особенно активно упирают на тему ЖКХ, как будто у них есть волшебная палочка, махнув которой, и взносы на капремонт домов можно отменить, и плату за общедомовые нужды. Профессор кафедры психологии ВФ МГЭИ, политтехнолог Юрий Щербатых привел несколько примеров, характеризующих нынешнюю партию парламентского большинства: - В их предвыборных лозунгах во время прошлых избирательных кампаний также хватало популистских лозунгов (увы, в политике иначе не бывает!), но сейчас "Единой России" на голословном популизме уже не выехать - нужны реальные дела, раз уж народ доверил данной партии руководить страной и областью. В принципе реальных дел, несмотря на имеющиеся огрехи, хватает. И сельское хозяйство понемногу поднимается, и город благоустраивается, и работники бюджетной сферы стали получать больше. Казалось бы, эти результаты должны быть более сильными аргументами в политической агитации, чем популистские лозунги оппозиционных партий, но русский человек привык "голосовать сердцем", а точнее говоря - правой половиной мозга, где у нас сосредоточены эмоциональные центры. Поэтому результаты предстоящих выборов не столь однозначны. Уж, казалось бы, сколько прививок против популизма делали русскому народу, начиная с 1917 года, а он всё ещё верит в красивые слова и обещаниям политиков. Как бы там ни было, но в итоге определяющим станет то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен конкретный политический лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. И главное - насколько пригоден для работы в команде профессионалов. А, как известно, чем приятнее и заманчивее обещания даются - тем вероятнее обман.
Источник: газета "Коммуна", Б„–105 (26494) | Пятница, 11 сентября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|