 |
10.06.15
"Музыка мира" на фоне меловых гор
Дневник Международного Платоновского фестиваля
Неподалеку от областного центра выступили группы из пяти стран. Воронежцы и гости фестиваля продолжили знакомство с творческим поиском музыкантов
Место для концерта – карьер «Белый Колодец» в десяти километрах от Воронежа - выбрано крайне удачно. Думаю, большинство приехавших вообще впервые попали сюда и были рады открытию. Состоится ли тут в скором времени что-то подобное? Хочется надеяться на это.
Виталий Черников
По предварительным данным, "Музыку мира" посетили более трех тысяч человек. Организаторам программы удалось освоить пространство возле сцены, установленной на фоне меловых гор, на берегу пруда, из которого в минуты тишины доносилось кваканье лягушек. Холмы за спинами музыкантов к вечеру стали экранами. Например, на них проецировалась эмблема Платоновфеста. Программа "Музыки мира-2015" во многом отличается от прошлогодней. Попробую сформулировать осторожно главное для себя отличие. То, что мы услышали в минувшее воскресенье, гораздо ближе по наполнению к термину "поп-музыка", чем то, что звучало год назад. Мне довелось тогда побывать на концертах, подобных которым на сей раз не было. Тувинское горловое пение от "Хуун-Хуур-Ту", искусство азербайджанского мугама в исполнении ансамбля Алима Гасымова, классические индийские раги Лакшминараяны Субраманиама украсили фестиваль, однако далеко не всеми заглянувшими воронежцами оказались воспринятыми с пониманием. Казалось, часть публики ожидала услышать что-то иное. Понять бы - что. Программу "Музыки мира в Белом Колодце", наверное, неправильно характеризовать как компромисс. Ведь концерт под открытым небом и не позиционировался как просветительский (что, конечно же, было с приездом того же Гасымова). Скорее это продолжение поиска зрителя, исследования его вкусов. Воронежцам предложили знакомство с коллективами из разных стран, по музыке которых ощутимо, где они родились, но которые все-таки - граждане мира. Для каждого из них этническое - лишь один из элементов их музыки. На живом выступлении "Drum Ecstasy" (Беларусь) присутствует драйв; и это в первую очередь все-таки драйв рок-концерта, хотя музыканты, наверняка, изучали песни и ритмы родного края. Но на концерте в "Белом Колодце", в котором принял участие как вокалист бывший участник группы "Троица" Дмитрий Лукьянчик, программа оказалась построена по принципу постепенного отхода от "корневого", "архаического". Поначалу в барабанных звуках еще мерцают некие смутные свидетельства родовой памяти о давних битвах и странствиях. Есть даже печальная песня, исполненная без ударных, но с помощью бас-гитары и смычка, и современный инструмент звучит почти как древний. Интересно, что белорусская песня похожа на восточную, а манера игры на басу выглядит (невольной?) отсылкой к звукам скрипки Джона Кейла на альбомах "Velvet Underground" и "The Stooges". Инструментарий "Drum Ecstasy" дополняется предметами вроде электродрели: их не существовало до развития системы электрификации, к тому же они замышлялись не для музыки. В конце выступления со сцены буквально искры летели. Свой язык, песни своего народа музыканты из Минска любят, но то, что они делают в разгар XXI века - продукт не провинциальный. Сугубо современный, городской. Неслучайно "Drum Ecstasy" открывала концерты таких совсем не схожих друг с другом исполнителей, как Роберт Плант и "The Prodigy". - Добрый вечер, друзья. Как хорошо, что вы сегодня с нами! - приветствует публику вокалист грузинской группы "Mgzavrebi", и к сцене спешат девушки, которым явно понравился этот молодой человек, хотя он еще и петь-то не начал. Грузинскую эстраду и в СССР очень любили, не понимая слов; "Mgzavrebi", выступая в России, воскрешают у зрителя (пусть и на один час) этот интерес. Другое дело, конечно, что коллектив возник в эпоху радиоформата. Даже если использует какой-нибудь сугубо грузинский музыкальный инструмент с заковыристым названием - в формат неизменно укладывается. Вдруг музыкант, улыбаясь, спустился со сцены к народу: обнимался и фотографировался с новыми фанатами, продолжая петь. Не удивлюсь, если ухитрялся и автографы раздавать.
Выступает группа "Мgzavrebi". Фото Михаила Квасова
Группу, певшую на грузинском и немного на русском о любви, дружбе, о том, что "прорвемся", о той истине, что в вине, приняли тепло, но более интересны и разнообразны оказались "The Bambir" из Армении. Музыканты не первый год активно гастролируют по миру и английский знают лучше, чем русский. Начали с композиций мрачноватых, с некоторым оттенком средневековья. Встреченный на концерте знакомый узрел тут влияние "Black Sabbath". Ну, может быть… Но тем и интересна рок-музыка, создаваемая в странах, мировоззренчески и ритмически далеких от "рок-н-ролльных традиций", будь то Финляндия, Япония или вот та же Армения: ее жители, вдохновляясь хард-роком или блюзом, понимают образец по-своему, то есть ложно. С каждой новой композицией нарастал градус драйва и веселья. "The Bambir" явно не прочь составить конкуренцию Сержу Танкяну и его "System Of a Down"; иногда, чувствуется, музыканты, назвавшие свою группу в честь народного инструмента, воображают, что родились британцами или американцами. В местах, напоминающих Гранд-каньон, подобное вдвойне убедительно.Однако в этом нет никакого пафоса, никакой позы - наоборот, ощутима самоирония.
Выступает "The Bambir". Фото Михаила Квасова
Ясмин Хамдан из Ливана вышла на сцену, когда уже стемнело. Для ночи эта музыка очень подходит. Пишут, на Ближнем Востоке она считается фигурой, сравнимой с "Massive Attack". Певица удостоилась от кого-то из критиков звания современного голоса арабской музыки. Разумеется, то, что играют музыканты, вполне европеизированная ее версия, да и сама Ясмин, которая живет во Франции, никак не соответствует отечественным представлениям о "месте женщине в исламской традиции". Судя по интервью, с подобными стереотипами певица энергично борется. Вокалу сопутствует электроника с некоторым восточным ракурсом. К сожалению, не довелось послушать всю программу, но то, что прозвучало в ее начале, вполне оценили бы любители и "Pink Floyd", и композитора Анджело Бадаламенти. Завершала программу "Музыки мира" израильская певица с эфиопскими корнями Эстер Рада. Известность она обрела недавно, но уже участвовала в таких масштабных мероприятиях, как фестиваль в Гланстонбери. В ее музыке "с оттенком чернокожего драйва" слышны классические R'n'B и соул. Этнические элементы, конечно, можно услышать и на концерте Эстер, хотя сама она в каком-то интервью поделилась мнением, что для большинства слушателей ее музыка все-таки не звучит как сугубо израильская. Скорее как некий микс - что, впрочем, можно сказать и об остальных артистах, выступивших в Белом Колодце. На таких концертах не менее важно, чем то, что наши люди услышали музыку из пяти стран, то, что нашли новых знакомых сами гости. Я видел, с каким интересом слушали "The Bambir" музыканты из Грузии. Ставшая в тот вечер зрительницей Ноа Вертайм, хореограф из Израиля, одна из основательниц "Вертиго Дэнс Компани", позже рассказывала журналистам, что ей очень понравилось выступление Эстер Рады, но не менее интересно было послушать певицу из Ливана: - Ведь у нас в связи со сложной политической ситуацией нет возможности познакомиться с этим искусством!
Источник: газета "Коммуна",N65 (26454) | Четверг, 11 июня 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|