 |
15.06.15
"Стучите, стучите, стучите!"
Дневник Международного Платоновского фестиваля
В один из июньских вечеров воронежскую тишину нарушила музыка для ударных
Виталий Черников
Ансамбль Марка Пекарского – первый в нашей стране коллектив ударных инструментов, основанный в 1976 году. Хотя, наверняка, какие-то забытые предтечи у него в России были. Вспомним эпизод из «Двенадцати стульев», в котором оркестранты играют "на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах". - Использовал на концертах все, что встречал на улице, в гаражах друзей, в квартирах, на гастролях! - вспоминает первые годы существования ансамбля Марк Пекарский - ныне Заслуженный артист России. - Помоечки, посудохозяйственные магазины - все это было мое! Поскольку начинал я, как вы понимаете, при Советской власти, даже если бы у меня имелись деньги, мне негде было купить инструменты. Поэтому обходился вещами, которые находил. Нашел, помню, где-то в гаражах целую коллекцию монгольских тарелок. Однажды в Риге мне попался развалившийся китайский барабан. Привез в Москву, там мне его отремонтировали. Или такой был случай: предложили инструмент - за него, правда, деньги взяли, пусть и небольшие… Когда пришел его посмотреть, оказалось, что это - африканский барабан. Его хотели дать поиграть собачке, но для нее тот оказался велик. А как журнальный столик он мал. Оказалось, хозяйка барабана работала с каким-то немецким ученым, а тот увлекался культурой Африки и подарил ей этот барабан. А зачем он ей? Потом я нашел старшего брата этому барабану в комиссионном магазине. То, что сегодня привезли, конечно, уже не с помоечки! Основную часть предоставили воронежские музыканты, за что им большое спасибо. Перед концертом в Камерном театре Марк Пекарский дал мастер-класс в Воронежском музыкальном колледже. - С удовольствием провожу такие встречи. Есть разные формы проведения мастер-классов. Например, присылаешь некую программу, ее учат... Но Россия - страна загадочная. Бывает, присылаешь программу за полгода, ее начинают учить в последний день, и ничего не получается, потому что люди не знают текста. Работаю в последнее время по свободной программе. Кто что хочет, то и показывает. И мне это безумно интересно: за 30 секунд я должен определить, чем могу помочь человеку, какие у него недостатки! Воронежский мастер-класс музыкант охарактеризовал как интересный. - Ребята - очень разные! Пришел один мальчик - способный, но ему не хватает мобильности. Я думал, будет на меня сердит. Но этого, к счастью, не произошло. Подошел после, спросил, какие у него недостатки. Я ему сказал: "Вы не очень мобильны. Должны уметь перестраиваться - как на дороге: с первого ряда на второй, со второго на третий... Учитесь этому!" Специально для Платоновского фестиваля ансамбль Марка Пекарского повторил программу, посвященную поэту, одному из основателей московского концептуализма Дмитрию Александровичу Пригову. Называется она "Ностальгия по концерту "Ностальгия". В 1990 году, "ровно 25 лет и один месяц назад", программа "Ностальгия" была показана впервые. Ее Пекарский и Пригов придумали, встретившись однажды на Тверской улице. - Задумана была программа о ностальгии по "совку". В Петербурге нашли карту ГОЭЛРО, она светилась. На свалке трибуну раздобыли - большую, советскую. Думали, будет скандал, но все очень хорошо приняли. Посвящение Пригову прозвучало в первом отделении концерта в Камерном театре. Среди обычных барабанов, больших и малых, на сцене обнаружились посуда и ведро с водой. У опытных барабанщиков любая железяка зазвучит! Были исполнены гротескные интерпретации нескольких песен 1920-30-х - гимны советских пионеров и милиционеров. По большей части эти вещи совершенно забыты. Кто, кроме специалистов, помнит песню "Стучите", которая вскоре после написания обрела не совсем тот смысл, который вкладывали авторы? Стучите, стучите, стучите, Шагайте упорней и злей, Чтоб слышал уснувший учитель, Чтоб эхо давал Мавзолей. Во втором отделении участники ансамбля перешли с советского новояза на язык богов и птиц. Прозвучали два произведения Владимира Мартынова, одно из них - "Иерархия разумных ценностей" на стихи Велимира Хлебникова. Второе композитор назвал "Обретение абсолютно прекрасного звука". Эта композиция - про то, как из тихого монотонного шуршания и позвякивания рождается прекрасная мелодия.
Мастер-класс Марка Пекарского. Фото Михаила Квасова
Источник: газета "Коммуна", N 66 (26455) | Вторник, 16 июня 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|