13.04.15
Научить быть человеком
По мнению воронежских финалистов конкурса «Учитель года - 2015», это гораздо важней знания формул и правил
Всегда ли успешность ученика зависит от эффективной работы педагога? Чем можно измерить эти два понятия? Как привлечь родителей к учебе и воспитанию детей? Эти и другие вопросы прозвучали в ходе "круглого стола" с участием образовательных политиков на тему "Эффективный педагог – успешный обучающийся", проходящего в Воронеже в рамках областного конкурса "Учитель года - 2015".
Тамара Гашимова
Отвечать на них пришлось тройке лидеров - учителям Софье Дроботовой, Ирине Любуциной и Виктории Мишиной, представляющим, соответственно, гимназию N6 Воронежа, Петропавловскую школу Острогожского района и борисоглебскую гимназию N1. Именно они по итогам первого и второго туров конкурса набрали наибольшее количество баллов. Более детально тематику работы "круглого стола" обозначил руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов:
- Мои вопросы адресованы ко всем нам, системе образования в целом. Как можно измерить эффективность и успех? Может ли считаться эффективным учитель, если в целом образовательное учреждение, в котором он работает, не проявляет такой эффективности? Это коллективная ответственность или персональный результат? Как оценить успех ученика? Его нынешними знаниями, оцененными учителем по данной нам шкале, или тем, какой их него получился человек, а может быть, и профессионал? Не потеряли ли мы родителей в этой линейке "эффективный педагог - успешный обучающийся"? Не является ли кризисом профессии то, что многие ученики сегодня в ряде направлений знают больше, чем их учителя? Когда наша работа не заканчивается выпуском ребенка из школы, тогда есть и успех, и эффективность. Они складываются, как мозаика, из каждодневной, ежемесячной работы.
По мнению первого заместителя руководителя департамента Галины Ивановой, бессмысленно говорить об эффективности педагога, если ученик его не уважает. Что более важно в успешном учителе - его высокий профессионализм как предметника или его человеческие качества?
Финалисты были единодушны: воспитать человека более значимо, чем дать ему знания по предмету. Учитель не должен быть на уроке непререкаемым авторитетом; надо давать ребенку возможность спорить с учителем, отстаивать свою точку зрения, пусть даже и ошибочную. Родителей необходимо привлекать к школьной жизни, например, к проведению всевозможных мероприятий. Школа без участия семьи не в силах воспитать ребенка личностью.
В свою очередь, Софья Дроботова поинтересовалась: есть ли в департаменте план привлечения родителей к школьной жизни?
- Мы идем к этому, мы должны быть открыты для родителей: через представление информации, для общения, пусть и не всегда лестного, - ответил Олег Мосолов. - Когда мы это сделаем, тогда все встанет на свои места. И дело не только в нас. Родители должны быть готовы к этой открытости.
- Количество обращений родителей, связанных с качеством обучения, атмосферой в школе, становится все больше, - добавила Галина Иванова. - Мы реагируем на каждое, стараемся дать конкретный ответ, помочь родителям и учителям вместе решить возникшую проблему.
Признаюсь, давно не была свидетелем такого открытого и непринужденного общения. Никаких заранее заученных речей: вопросы и ответы на них рождались в ходе разговора. Спрашивали не только конкурсантов, но и руководство департамента, журналистов, членов жюри. Говорили о целесообразности портфолио, безотметочной системе оценивания знаний, необходимости введения предпрофессиональной практики для старшеклассников, вероятности подмены понятий "эффективность" и "эффектность".
Финалисты конкурса, в свою очередь, предложили немного изменить существующую систему образования.
Дроботова Софья
- На старшей ступени обучения, на мой взгляд, следует ввести нелинейное расписание. Именно так старшеклассники смогут осознанно выбрать предметы, которые необходимы им для профильной подготовки, - считает Софья Дроботова. - Кроме этого, пора отказаться от пятибалльной системы оценивания. Она не в полной мере отражает ситуацию в классе. Я не могу одинаково оценивать ответ одного ребенка, для которого русский язык является родным, и ответ другого, изучающего его как иностранный. Необходимо более эффективно использовать возможности дистанционного образования. Надо свести к минимуму риски для одаренных детей, когда их познавательная деятельность превышает физическое развитие.
Виктория Мишина
- Успешность ученика проявляется не только и не столько в его отличных оценках, сколько в личностных достижениях, - убеждена Виктория Мишина. - Он может делать по 15 ошибок в диктанте, но при этом побеждать в областных и российских конкурсах по робототехнике, например. Школа должна предоставить ему максимум возможностей для выявления своих наклонностей. Я руковожу театральной студией, где постановки идут на английском языке. Если на уроках некоторые школьники по разным причинам чувствуют себя несколько скованно, то в студии они полностью раскрепощаются.
Ирина Любуцина
- Образование должно упираться на потребности ученика, для этого следует перестроить методы работы, - уверена Ирина Любуцина. - Необходимо сформировать у ребенка активную позицию, научить его добывать знания, употреблять их в повседневной жизни. Недостаточно просто сообщать детям информацию, мы должны передавать им эмоции, научить их сопереживанию, человечности, привить любовь к ближнему.
Имя победителя конкурса, который представит Воронежскую область на всероссийском конкурсе, станет известно 23 апреля.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015