 |
13.03.15
Защитники гармонии
Год литературы | Тема вышедшей недавно книги – сопоставление современного Воронежа и того, каким он был когда-то
«Город через столетие. Век нынешний и век минувший» - так называется новое издание Центра духовного возрождения Черноземного края, адресованное весьма широкому кругу читателей. Даже те из них, кто многие годы живет в Воронеже, увидят этот город в непривычном свете.
Виталий Черников
Книга - результат работы краеведов, фотографов и художников, причем не только наших современников. Авторы специально для нее написанного текста - Александр Акиньшин, Павел Попов, Лариса Кригер. Почти половину "Города через столетие" занимает репринтное переиздание художественно-исторического очерка "Старый Воронеж" Юрия Успенского. Выпущенная в 1922 году (как указано на титульном листе, издательством "Профтехшкола "), эта работа считается одной из лучших публикаций по архитектуре города. К страницам, на которых "Старый Воронеж" воспроизводится репринтно, в "Городе через столетие" есть предисловие, написанное Александром Акиньшиным. Из него читатель узнает о судьбе инженера-путейца Юрия Успенского, который, оказавшись в Воронеже, стал активно участвовать в местной общественной жизни. В частности, в работе по исследованию памятников древности. Успенскому наш город, хоть тот и не был его уроженцем, полюбился. И Юрий Иванович стал одним из активных пропагандистов идеи сохранения "старого Воронежа". С любовью написана и его книга. Особо надо сказать об иллюстрациях. Соавторами Успенского выступили несколько художников, в том числе Аполлинарий Васнецов, Михаил Салтыков, Викентий Трофимов. Александр Акиньшин в предисловии коснулся одного связанного с подготовкой "Старого Воронежа" казуса, который связывает эту книгу и с историей воронежской фотографии. В работе над проектом Успенского участвовал Илья Иванов, однако по каким-то причинам его фотоснимки в окончательную версию книги не вошли. Зато в новой книге, частью которой стал "Старый Воронеж", мы можем увидеть любимый город глазами известных воронежских фотографов, в том числе и "коммуновцев" Михаила Вязового и Михаила Квасова. Лариса Кригер в одной из глав напоминает о трудах предшественников - авторов монографий, освещавших историю архитектуры и градостроительства города. "Тем не менее попробуем продолжить рассказ о Воронеже. Воронеже старом и Воронеже новом". Облик города видоизменялся. Росла этажность домов, на смену "строгому классицизму построек" приходили другие стили. Книга рассказывает и о том, как восстанавливался после 1943-го разрушенный войной Воронеж, и о том, как массово уничтожались в 1960-е пережившие ее храмы. "В 1961 году постановлением Совета Министров РСФСР было поставлено на охрану 14 памятников Воронежа. В 1974 году решением Воронежского горисполкома на охрану было принято еще 14 памятников…". Не всегда это спасало тот или иной дом от уничтожения - особенно в XXI веке... В разделе "Воронежская панорама" рядом со старой фотографией дома или улицы - сделанная недавно на том же месте. Ну, или почти на том же: ведь там, где стоял сто с лишним лет назад фотограф, теперь, например, многоэтажка выросла. "Малочисленная, самая неравнодушная общественность города стремится восстановить в нем гармонию. И может быть, ряды защитников гармонии пополнят читатели-зрители этой книги...", - мечтают ее авторы.
Источник: газета "Коммуна", N27 (26416) | Пятница, 13 марта 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|