 |
13.03.15
Мнение ученого. Как ускорить импортозамещение
Наши либеральные руководители подвели экономику страны к тому состоянию, когда даже первый вице-премьер Игорь Шувалов просит не называть его либералом и заявляет, что готов прислушаться к альтернативным рекомендациям о способах преодоления нынешнего кризиса
Не будем повторять все те, безусловно, разумные предложения, с которыми уже выступали оппонирующие правительству депутаты Государственной Думы РФ и такие уважаемые экономисты, как академик Сергей Глазьев, академик Евгений Примаков, академик Александр Гранберг, профессор Валентин Катасонов, профессор Оксана Дмитриева и др. Остановимся только на двух резервах ускорения импортозамещения. Во-первых, связанных с проблемой сбалансирования экспортно-импортных операций, а во-вторых, – с упорядочением управления.
Иссак Загайтов, доктор экономических наук, профессор, г.Воронеж Николай Турищев, кандидат экономических наук, г.Орел В минувшем году российский экспорт превысил импорт в 1,7 раза. В двадцатке самых крупных стран мира ничего даже близкого к таким внешнеэкономическим «успехам» не отмечается. Обратим внимание, что в этой "двадцатке" у 19 стран, имеющих соотношение между экспортом и импортом от 0,95 до 1,2, экономический кризис не просматривается. Не потому ли в 2015-2016гг. ожидается, что ВВП будет увеличиваться в Китае более чем на семь процентов в год, в США примерно до трех процентов, в ЕЭС - около 1,5 процента? И только для РФ министр экономического развития Алексей Улюкаев уверенно проектирует снижение ВВП в 2015г. примерно на два триллиона рублей, в 2016г. - несколько больше. На 2017г. он обещает начало оживления, но с объемом производства ниже уровня 2013-2014гг. Соответственно министр молчаливо предполагает рост безработицы и снижение доходов не элитной части населения. А могло ли быть иначе, если понятно, что там, где экспорт удовлетворяет только потребности в средствах, необходимых для импорта и создания оптимальных запасов на случай ухудшения экономической ситуации, - там экспорт действительно выполняет позитивную роль, содействует социально-экономическому прогрессу. Иное дело экспорт в современной России, ориентированной на либерально-олигархический курс социально-экономической политики. У нас в последние годы 36 процентов экспортной выручки в страну не возвращается и не является резервом развития народного хозяйства. Этот избыток экспорта над импортом (ежегодно около 200 млрд.дол., т.е. по нынешнему курсу 13 триллионов рублей) является, по существу, данью, которую взимают с россиян отечественные и зарубежные олигархи, пользуясь свободой в управлении ресурсами, которую "стратегическим частным собственникам" дарит наше государство. Разве не факт, что Китай забыл об экономических кризисах и устойчиво обеспечивает высокие темпы роста ВВП только после того, как стал хозяином своих природных, материальных и интеллектуальных богатств, освободился от подобного российскому - безвозмездного вывоза товаров и услуг? Так может быть, и нашим руководителям пора поработать над тем, чтобы экспортные ресурсы РФ не пропадали в зарубежных оффшорах, не превращались в частные счета, замки, яхты, острова? Много говорится об импортозамещении. Правильно говорится. Кое-что в этом отношении можно быстро сделать. Особенно, когда речь идет об овощах и фруктах. А как же быть с многоотраслевым машиностроением, с легкой промышленностью, с коммунальным хозяйством, с рядом других производств? Им нужны оборотные средства. И далеко не те десятки миллиардов рублей, которые предполагает правительство направить из бюджета. Нужны даже не сотни миллиардов, а те самые почти 13 триллионов рублей, которые ежегодно покидают Россию, в форме дани отечественным и зарубежным олигархам. И будут покидать, пока не установится жесткий контроль возврата экспортной выручки. Пока не установится экономически рациональная пропорция между объемами экспорта и импорта. Пока совершенствование организации импорта не будет поддержано - замещением нынешнего объема и структуры экспорта таким образом, чтобы он соответствовал интересам не олигархата, а народного хозяйства. Простейший пример. Почему бы не квотировать экспорт удобрений? Скажем, поощрять их вывоз только после того, как на внутреннем рынке удобрений останется в два раза больше, чем в 2014 году. Результат - объем экспорта уменьшится, но в стране упадут цены на удобрения. Значит, резко увеличится производство сначала продукции растениеводства, затем молока и мяса. Это ли не замещение импорта продовольствия, благодаря сокращению экспорта? Еще больший эффект можно получить за счет сокращения (опять-таки квотированием) экспорта черных и цветных металлов. Придется больше их продавать в России, что резко снизит цены на металл на внутреннем рынке, а в итоге значительно дешевле станет производство отечественных самолетов, тракторов и комбайнов, экскаваторов, машин и оборудования для различных отраслей народного хозяйства, ремонтных материалов. Этого будет достаточно, чтобы основательно сократить их импорт, поскольку за счет повышения коэффициента сменности и увеличения количества рабочих мест, в еще сохранившихся предприятиях станет выгодно - с минимальными дополнительными затратами обеспечить высокие темпы роста производства. Данный вариант развития импортозамещения предполагает, что подъем отечественной экономики может быть достигнут на основе не обязательно новейших зарубежных технологий, то есть предпочитая "курицу на кухне - журавлю в небе". Что же касается техники и технологий опережающего развития, то, как представляется, с учетом нынешних реалий и геополитических перспектив, видимо, здесь лучших результатов можно будет добиться, помогая экспортерам энергоресурсов - освободиться от неудобного сидения на "нефтяной игле". Главное неудобство, которое завтра будет ощущаться энергетиками больнее, чем сегодня, - трудности сбыта. В этом отношении государство должно ТЭКу основательно помочь. Во-первых, расширением внутреннего рынка сбыта, например, с одной стороны, содействием в максимальном развитии газификации промышленности, сельского хозяйства, транспорта и коммунального хозяйства, особенно путем стимулирования снижения внутренних цен на газ. А с другой стороны, путем регулирования нормативов потребления газа по сниженным ценам. Во-вторых, когда речь идет о проблеме импортозамещения, нельзя ограничивать ее проблемой импорта стратегически значимых товаров. Не менее остро должен ставиться вопрос о замещении импорта капитала - на внутренние источники инвестиций. С одной стороны, этого можно достигнуть за счет административно стимулируемого возврата ранее криминально вывезенных ресурсов, в том числе ужесточением контроля способов использования избытка экспорта над импортом, за счет восстановления контроля использования по назначению начисленной амортизации. Следует управлять сокращением паразитарного посредничества, стимулировать использование прибыли и сверхдоходов на инвестиционные цели. В-третьих, в целях рационализации импортозамещения внешнеэкономическую деятельность ТЭКа нужно планомерно диверсифицировать. В этой связи напомню, что примерно десять лет тому назад, с позиций теории устойчивости воспроизводства, мне довелось писать о таком лекарстве от угрожавшего России кризиса, как расширение географии экспортных связей, путем перемещения основных потоков с Запада на Восток и на Юг - Китай, Вьетнам, Индия, Иран. В последние несколько лет это наконец-то осознано, но много времени упущено. Значит, нужно тем больше торопиться, и перемещать в этом направлении наличные ресурсы, не омертвляя их в таких элитно привлекательных объектах, как высокоскоростные железнодорожные магистрали (МоскваКазань - предварительная стоимость один триллион рублей), а тем более увеселительные сооружения. В решении проблемы диверсификации экспорта в интересах импортозамещения предприятиям ТЭКа можно помочь таким образом, чтобы их право на экспорт было увязано с обязанностью выполнять государственные заказы на импорт необходимой стране продукции: лекарственных препаратов, текстильного сырья, новейших видов оборудования и технологий. Это повысит общую эффективность внешнеэкономической деятельности, в том числе позволит проще преодолевать проблемы, связанные с неустойчивостью мировых валют, используя, в том числе, и систему долгосрочных бартерных отношений, сокращая спекуляции на валютном курсе, и др. Трудно рассчитывать, что правительство, ориентированное на либерально-олигархический курс социально-экономического развития, в целях эффективного импортозамещения рационализирует внешнеэкономическую политику. Пример - задолго до последнего обвала рубля, в "Коммуне" уже публиковались совершенно очевидные соображения о том, как можно вернуть доллар к его реальной стоимости по уровню ППС (около 20 руб. за доллар), на основе требований закона о возврате экспортерами в страну валютной выручки. Это вполне могло сбалансировать спрос и предложение долларов. Но никто не прислушался. И вот теперь только за январь, ввиду падения курса рубля, пришлось переплатить (подарить) поставщикам зарубежных товаров примерно 300 млрд. рублей. За год получится свыше 3000 млрд. рублей, и вся эта сумма постепенно будет перекладываться на карман конечных российских потребителей. Некоторым из них правительство либералов обещает оказать поддержку. Попытаемся численно конкретно оценить масштаб этой поддержки на примере заботы о жертвах грядущего прироста безработицы. Выделяется 81 млрд. руб., из которых большая часть будет расходоваться на переобучение, оплату части расходов на смену места труда и жительства. И все же подсчитаем. Поскольку проектируется в 2015 году снижение ВВП на три процента, то понятно, что численность занятых в экономике предполагается сократить более чем на три процента. А теперь считаем. В стране было занято 70 млн. рабочих мест. Даже если высвободится только три процента, количество безработных увеличится на 2,1 млн. человек. Разделим 81млрд. руб. на 2,1 млн. новых безработных и на 12 месяцев. Получаем поддержку в размере 3,2 тыс. руб. на каждого лишившегося зарплаты, то есть около 33 процентов от нищенского прожиточного уровня, который, кстати, не учитывает динамику коммунальных платежей, удорожание лекарств, и далее по списку. Примерно так же щедро проектируются расходы на поддержку пенсионеров, сельского хозяйства, и совсем смешные затраты во благо промышленности и малого бизнеса. Почему так мало? Ответ - упали мировые цены на нефть и металл, а потому в бюджете не хватает денег. Тогда возникает вопрос: почему в бюджете 1983 года, при цене нефти ниже 30 долларов, команде Юрия Андропова в бюджете хватало средств не только на обеспечение рабочими местами всех желающих трудиться? Почему тогда хватало еще на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на дешевые лекарства, транспорт, детский ассортимент товаров, на предоставление россиянам свыше 800 тысяч бесплатных квартир, на мощные дотации селу, на инвестиции в другие отрасли народного хозяйства, и даже на льготные кредиты дружественным странам. Мелкий штрих. Команде Михаила Горбачева достался СССР с задолженностью перед зарубежными странами в размере 29 млрд. долларов. Нам зарубежные заемщики были должны примерно 120 млрд. долларов. Команда либералов ельцинско-гайдаровского призыва получила от предшественников в расчете на российскую душу - около 650 долларов советских долгов и возможность взыскать за советские кредиты примерно такую же сумму. За последние 23 года российский долг (включая корпоративный) увеличился на душу до 5170 долларов. По нынешнему курсу 1,3 млн. рублей на семью из четырех человек. Не будем уточнять, какую часть советского наследства распотрошили, какую разграбили, а ныне бездарно донашивают либералы последней волны. Хотелось бы вот на какой, как мне представляется, оптимистический факт обратить внимание. Недавно, вопреки лукавым шептунам ("не раскачивать лодку"), Владимир Путин разрешил публично озвучить свой вопрос членам правительства: "Вы что, с ума сошли?" Понятно, что данный вопрос был навеян не только историей с пригородными электричками. Но если известно, что при подозрении на озвученный Президентом диагноз нельзя управлять даже маломестной маршруткой, то тем более пора это отнести к Кораблю со 146 млн. пассажиров. Так что сегодня, когда либералы в правительстве взяли курс на дополнительный крен в сторону затягивания поясов и сужение платежеспособного спроса, смена команды может наш Корабль не раскачивать, а наоборот, стабилизировать. Правда, с обязательным условием, что новая команда не повторит ранее уже отработанных либералов (Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Александр Шохин и др.), и будет представлена профессионалами, искренне уважающими пассажиров. В нынешних реалиях это может стать самым действенным фактором рационального импортозамещения.
Источник: газета "Коммуна", N27 (26416) | Пятница, 13 марта 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|