07.03.15
Заметки ученого. Пришло время отказаться от ущербной модели экономики
О природе мировых финансово-экономических кризисов и об антикризисном плане Правительства РФ
Мировая финансовая олигархия, подвластные ей мировые финансовые институты и зависящие от нее западные правительства используют весь арсенал пропаганды и СМИ для того, чтобы убедить мировое общественное мнение в естественной природе мировых кризисов, в необходимости смириться с их приходом и всем вместе дружно переживать их тяготы. Относиться к смене подъемов и падений мировой экономики как к смене времен года. Кризисы-де неизбежны как некий атрибут обновления, как неизбежный «пост», предшествующий будущему обжорству.
Только вот почему-то одни – непосвященное большинство мирового общества - издержки кризисов терпят, пояса затягивают и в результате кризиса беднеют, а другие - посвященное меньшинство - во время кризисов свои богатства умудряются умножить.
Георгий Костин, профессор, доктор технических наук,
г.Воронеж
О природе экономических кризисов
Периодические финансово-экономические мировые кризисы - не смена времен года, не докатившееся до наших берегов рожденное где-то в океане цунами, а рукотворные действа, присущие исключительно природе капиталистической рыночной модели экономики.
Их природа определяется целью и принципами капиталистической рыночной экономики: вместо производства материальных ценностей для удовлетворения потребностей общества - погоня, любой ценой, за прибылью. Вместо бережного расходования природных ресурсов и планового развития производства - жестокая конкурентная борьба. Их суть состоит в отрыве финансового сектора экономики от реального производства, в выпуске финансовым сектором самостоятельной виртуальной продукции - денежной и прочей бумажной макулатуры. Производство этой виртуальной продукции и операции с ней приносят прибыль, несоизмеримую с прибылью в реальном производстве. В результате раздувается до определенного времени чрезвычайно прибыльный пузырь виртуальных "ценностей", который, как и любой мыльный пузырь, обязательно лопается, что и ведет к финансово-экономическим кризисам. Неизбежно и систематически.
Мировая финансовая олигархия, чтобы не остаться с порожденным ею надвигающимся кризисом один на один, чтобы не только не потерять, но и каждый раз обогатиться во время кризиса, стремится создавать единую мировую экономику. Цель проста: ввергнуть в кризис как можно больше стран и выйти из него за счет грабежа слабейших. Америка пытается это сделать за счет Европы, Европа - за счет Греции и Испании. Все вместе - за счет обладающих ресурсами России и арабских стран.
Арсенал механизмов грабежа прост: печатный денежный станок и сброс напечатанной макулатуры в другие страны, развязывание локальных войн, втягивание недальновидных правительств в единую мировую финансовую систему и, через нее, в вечную долговую яму.
Мировые финансово-экономические кризисы по мере своего обострения перерастают в социальные, а затем и в социально-политические. Начинаются протесты ограбленного населения против политики правительств, направленной на урезание социальных достижений. Но все чаще виновниками кризиса называются банки. Но банки - это всего лишь механизм, периферия мировой финансовой системы, а не суть капиталистической рыночной модели экономики. И избавление мировой экономики от систематических, с каждым разом все более разрушительных, кризисов невозможно без отказа от рыночной модели экономики, ее целей, ее принципов и ее механизмов.
Поскольку мировой мыльный пузырь заполнен долларом, а вершина мировой финансовой пирамиды находится в США, основным организатором мировых кризисов является Америка. 80 лет она паразитирует на странах мира.
Советский Союз, опираясь на плановую модель экономики и введя в 1947 году в международных расчетах золотой паритет валют, в течение половины этого срока, во-первых, дань Америке не платил, во-вторых, обеспечивал неизменное соотношение рубля к доллару и независимость своей экономики от мировых кризисов.
Россия в 1991 году перешла с плановой модели экономики на рыночную и отменила золотое обеспечение рубля. В результате рубль к доллару "подешевел" в несколько сот раз, а Россия во всей полноте вляпалась в мировые кризисы.
Кризис 2008 года
Первую волну очередного, наступившего в 2008 году, кризиса мировая финансовая олигархия в целом и ее авангард - США, в частности, пережили за счет печати неограниченного числа долларовой макулатуры, за счет гонки вооружения, втягивания Европы в грязный процесс уничтожения Югославии и… за счет помощи Китая. Первое понятно: продолжали надувать уже дырявый пузырь и перебрасывать тяготы кризиса в Европу. Второе сложнее. Политически Китай и Америка - непримиримые враги. Но Китай практически захватил базирующуюся на долларе американскую экономику и вынужден был, скрипя зубами, спасать доллар.
Правительство РФ долгое время пыталось убедить общественное мнению в том, что надвигавшийся мировой кризис - ни что иное, как случайно свалившееся на нашу голову недоразумение. На ресурсах России - вполне преодолимое.
Вписавшись в мировую рыночную экономику и попав в долговую зависимость от мирового финансового спрута, проскочить мимо кризиса Россия не могла. Но пройти его действительно могла легче, чем другие страны Европы. Потому что в отличие от них имела избыточные сырьевые и, прежде всего, энергетические ресурсы. А это - какое никакое материальное обеспечение находящейся на ее территории денежной массы.
Правительство РФ свою уверенность "подтверждало" также наличием стабилизационного фонда. Но эти антикризисные ресурсы представлялись весьма ненадежными.
Использование для преодоления кризиса энергоресурсов базировалось на сложившихся на международном рынке высоких ценах на нефть. А они в 2008 году поддерживались Западом в обмен на вложение триллионов "российских", т.е. подтвержденных нефтью и газом, долларов в покупку краткосрочных и не обеспеченных материальными ценностями казначейских обязательств США, в обмен на хранение золотого запаса России в западных банках. Иными словами, поддерживались активным участием России в погашении американской инфляции. В любой момент этот ресурс мог быть торпедирован извне, и был торпедирован в 2014 году, когда нужда в нем потеряла для США свою актуальность.
В принципе, природные энергоресурсы - существенное подспорье в преодолении кризиса, поскольку позволяют обеспечить наполнение рубля материальными ценностями. Но используется они российским правительством бездарно. Продаются не за золото или рубли, а за долларовую макулатуру. За рубеж идет сырая нефть и газ, прибыль от экспорта которых в разы меньше, чем при использования нефти, газа и электроэнергии в производстве и эксплуатации, например, отечественной ракетно-космической и авиационной техники.
Созданный Кудриным Стабилизационный фонд России состоял из той же не подтвержденной материальными ценностями макулатуры - "ценных" бумаг западных финансовых монополий. Фактически Россия вкладывала прибыль от продажи нефти в американские облигации, а потом на Западе же брала под более высокий процент кредиты, т.е. платила Западу долларовую ренту. С учетом неравноправного соотношения процентов на эти "ценные" бумаги и на иностранные кредиты, с учетом международных расчетов не по покупательной способности валют, а по ущербному курсу рубля к доллару, этот фонд в течение десяти лет полностью испарялся.
Как пройти кризис с минимальными потерями?
Что надо было сделать, чтобы, используя антикризисные ресурсы России, пройти кризис с минимальными потерями?
Прежде всего - выйти на недостижимые Западом темпы экономического роста. Переход с ущербной рыночной модели экономики на неоднократно предлагавшуюся Правительству РФ эффективную двухуровневую модель позволял уже к 2010 году выйти на годовые темпы роста в 6 - 8 процентов. Но реализовать этот переход Россия не могла. Во-первых, для этого нужны были некоторые политические решения, к которым ни российская власть, ни российское общество пока не готово. Во-вторых, Правительство РФ образца 2008 года состояло исключительно из либерально-рыночных бухгалтеров, не способных как освободиться от примитивного рыночного мышления, так и вообще хотя бы сносно противостоять кризису и элементарно управлять экономикой и народным хозяйством.
Оставался вариант ограниченной очистки действовавшей в России убогой рыночной модели экономики от наиболее разрушительных механизмов и откровенно криминальных потерь. Такие меры неоднократно предлагал и убедительно обосновывал, например, Сергей Глазьев.
По расчетам, это обеспечивало на ресурсах России выход на максимальные для рыночной экономики темпы годового экономического роста - 4-4,5 процента. В том числе, было необходимо: перейти на продажу энергоресурсов за золото, за рубли или хотя бы за иностранную валюту по ее покупательной способности (около 6,5 рубля за доллар); пресечь утечки капитала за рубеж; ввести обязательную продажу российскими экспортерами Центробанку хотя бы половины валютной выручки; направить все имеющиеся финансовые ресурсы не в сомнительные самоисчезающие резервные фонды, а на развитие отечественного производства и, прежде всего, производства высоких технологий и импортозамещения; убрать из процедуры инвестирования Центробанком промышленности всех паразитов-посредников (коммерческие банки, выигравшие сомнительные тендеры "генподрядчики", местное и ведомственное чиновничество и т.д.); не "повышать" несуществующее, а ввести хотя бы ограниченное государственное управление народным хозяйством.
Почти обо всем этом было заявлено с высоких трибун, но ничего не было сделано. Более того, был укреплен либерально-рыночный блок Правительства РФ, который и взял курс в прямо противоположном направлении.
И все-таки, вопреки действиям Правительства РФ экономический рост начался. Не 4,5 процента и, тем более, не 6-8, а всего лишь 3,4% - в 2012 году. Произошло это за счет еще одного совершенно не зависимого от Правительства РФ ресурса, определяемого цикличностью мировых кризисов: за падением и стагнацией следует обязательный рост. Но этот ресурс имеет место лишь в течение короткого промежутка времени, далее начинается стагнация и новый виток падения. И уже в 2013 году темпы роста упали до 1,3% и до 0,7% в 2014 году. Дальше - только падение. Падение и при сохранении мировых цен на нефть, и при отсутствии санкций. Может, немного более медленное и не такое обвальное, но обязательное.
При сохранении в мире дефектной либерально-рыночной модели социально-экономического развития начаться падение должно было более-менее синхронно во всех странах Запада в 2017 году. Но мировая финансовая олигархия руками США сыграла на опережение. При этом Администрация США нагло взяла на себя ответственность за девальвацию рубля, т.е. объявила нам экономическую войну.
Цель - примитивная: самые тяжкие удары надвигающегося кризиса взвалить на Россию и иметь в запасе два года для смягчения его ударов по экономике США. Ну а если удастся втянуть в этот процесс Европу - тем лучше. Сначала - украинский майдан, затем - игра международными ценами на нефть и санкции. А там и российский олигархат подключился: раз начался кризис, почему бы на нем не подзаработать!
Кризис 2014 года
Экономический рост в России к началу осени 2014 года прекратился окончательно, все отчетливее стали проявляться признаки стагнации экономики. Началось медленное, но заметное падение курса рубля, вышла из-под контроля инфляция, начался рост тарифов и цен на лекарства и продукты питания, на услуги ЖКХ.
А российская власть все еще пыталась убедить и российское общество, и мировое сообщество в том, что экономика России стабильна и имеет необходимые ресурсы и запасы прочности для выполнения всех планов и социальных обязательств.
Не прекратился этот пафос и после обрушения мировых цен на нефть и предъявленных России санкций со стороны США и Евросоюза. Правительство РФ договорилось до того, что санкции не только не наносят российской экономике сколько-нибудь заметного вреда, но и приведут наконец-то к бурному росту импортозамещения и отечественного производства. При этом замалчивалось, что заняться отечественным производством и импортозамещением Правительство Медведева было обязано, и неоднократно обещало, по крайней мере, за четыре года до этих санкций.
Профессор И.Б.Загайтов (газета "Коммуна") на основе официальной статистики констатирует, что укрепление рубля в 2012 году на +1,75% привело к росту ВВП на +3,4%, а падение курса рубля в 2013 году на -2,3%, наоборот, привело к снижению темпов роста ВВП до +1,3%, т.е. в 2,6 раза. Снижение курса рубля за 9 месяцев 2014 года на - 6,7% привело к снижению темпов роста ВВП до +0,7%, или в 1,85 раза.
Утверждение Правительства РФ о "пользе" падения курса рубля для экономического роста свидетельствует либо о полной профессиональной безграмотности чиновников экономического блока, либо о заведомой с их стороны лжи.
Правительство РФ прогнозирует снижение курса рубля в 2015 году на -12% и, соответственно, падение ВВП до -4,5%. Для бюджета это - потеря 3 трлн. рублей. Где же тогда Правительство РФ собирается брать средства на обещанную поддержку населения и на компенсацию потерь за счет роста цен, тарифов и безработицы, на сохранение темпов оснащения российской армии, на поддержку села? Но рубль, в конце концов, упал не на -12%, а более чем вдвое. И, если это падение сохранится в 2015 году, то в какой яме окажется российская экономика?
Резкое падение курса рубля в декабре 2014 года Правительство РФ первоначально поспешило объяснить всего лишь игрой на финансовой бирже "нехороших" безответственных спекулянтов. Это подтвердил и Президент РФ в своем Послании Федеральному собранию: "...отбить охоту у спекулянтов играть на курсе рубля. Власти знают, что это за спекулянты, инструменты влияния на них есть... курс рубля не может становиться предметом для финансовых спекуляций".
А через две недели на своей пресс-конференции Президент РФ сам же отверг эту версию и оправдал действия спекулянтов: "Спекулянты на валютном рынке зарабатывают, а не воруют и не обманывают". Так есть такая причина падения рубля или ее нет?
Далее начала набирать силу более обоснованная и куда более выгодная рыночникам-либералам Правительства Медведева версия причин падения курса рубля: снижение мировых цен на нефть и последствие санкций. Россия продолжает сидеть на "нефтяной игле" и, чтобы вызвать падение курса рубля, США вместе со своими вассалами - Саудовской Аравией и Катаром - было достаточно сбить цены на нефть и ввести вместе с Евросоюзом экономические санкции. 15 декабря курс рубля снизился на 15%. Казалось бы, все ясно, причина установлена, нужны меры.
Изменение курса валют не происходит само по себе. Если бы национальные валюты имели золотое обеспечение, то их курсы определялись бы автоматически, пропорционально золотому эквиваленту. Но, отменив золотое обеспечение валют, мировая финансовая закулиса может устанавливать их курс по своему усмотрению.
Двумя годами раньше, с целью уничтожить промышленность и разрушить экономику страны, США предприняли аналогичные действия по отношению к Ирану. За один день иранский реал обесценился практически в той же пропорции, что и российский рубль, - на 13 процентов.
Но Иран в считанные дни остановил падение курса своей национальной валюты. Был ограничен вывоз долларов за рубеж, а экспортеры обязаны были продавать государству 75% своей валютной выручки. Была создана национальная система безналичных платежей и учреждена собственная нефтяная биржа. В кратчайшие сроки Иран полностью перешел на собственное производство продовольствия, ввел твердые цены на основные продукты питания и товары первой необходимости.
Курс реала не меняется уже два года. Такими же мерами были нейтрализованы аналогичные санкции США в Венесуэле.
Иранский риал и венесуэльский боливар неконвертируемы, они не поступают на мировые торговые биржи. Поэтому их курсы не зависят от конъюнктуры финансовых рынков, от политического и экономического давления со стороны США, от санкций и цен на нефть.
Что стоит за падением рубля?
Почему же падение рубля не остановилось на 15%, а ушло за двукратные пределы? Ответ предельно ясен: принятые финансовым блоком Правительства РФ и Центробанком "экстренные" меры не только оказались неэффективными, а, наоборот, сработали на усиление последствий падения цен на нефть и санкций.
Рынок рубля существует только внутри России, рубль не участвует в торгах на мировых биржах. Следовательно, внешние действия, в том числе санкции, и падение цен на нефть на его курс влиять не должны.
Госбюджет утвержден в рублевом исчислении. Опустив рубль по отношению к доллару, например, вдвое, и продав доллары теперь уже по вдвое большей цене, ЦБ сохранил объем бюджета в рублевом исчислении. Но расходные статьи бюджета по своей дееспособности, по своей покупательной способности упали вдвое. Олигархат и чиновники свои богатства сохранили, обворованными оказались простые граждане.
Курс рубля определяется на российской валютной бирже спросом и предложением. На бирже есть и валюта и рубли, есть продавцы и покупатели. Но главный игрок на валютной бирже - Центробанк. Чтобы поднять курса рубля, он должен продавать валюту: цена ее в этом случае падает, рубль усиливается. Чтобы опустить курс рубля, ЦБ должен тормозить продажу валюты. Ее цена растет, а рубль падает.
В качестве основных мер по "снижению" девальвации рубля ЦБ пустил его в "свободное плавание" на спекулятивный российский рынок, т.е. фактически искусственно установил девальвационный курс рубля. Одновременно ЦБ поднял процентную кредитную ставку до 17%. Соответственно, ставка кредитов в коммерческих банках установилась на уровне 30%.
Опустить рубль было выгодно исключительно экспортерам сырья и энергоресурсов, потому что они расходуют рубли, а получают валюту. И чем ниже курс рубля - тем им выгоднее. Процесс падения рубля ЦБ запустил, прекратив продажу валюты, видимо, заранее предупредив об этом "своих" олигархов, "свои" корпорации. Они тут же взяли льготные кредиты в рублях и купили на него валюту. А далее продали эту валюту за подешевевшие рубли, получив при минимальных затратах миллиардные прибыли.
Пытаясь скрыть истинную суть этой махинации Центробанка, Набиуллина легкомысленно заявила по ТВ, что главная задача ЦБ - вовсе не удержание курса рубля (эта обязанность ЦБ прописана в Конституции РФ!), а борьба с инфляцией и ростом розничных цен. Но именно названные действия ЦБ спровоцировали и рост инфляции, и рост цен.
Таким образом, ЦБ путем искусственной девальвации рубля возместил потери российских нефтегазовых корпораций. А вслед за ростом доллара, естественно, выросли и цены. Сохранение прибылей нефтегазовых корпораций, в конечном итоге, прошло за счет снижения уровня жизни населения.
Санкции заморозили активы российских олигархов, и они понесли огромные убытки. Дума тут же принимает закон о компенсации этих убытков из госбюджета. Вместо того, чтобы обязать российских экспортеров продавать за рубли государству часть валютной выручки, разрешили всю ее сплавлять в зарубежные банки, оправдывая это необходимостью закупки за рубежом комплектующих и необходимостью платить проценты за нахапанные под гарантию государства и не известно на что потраченные или разворованные иностранные кредиты.
Меры мерам рознь
"Экстренные" меры Правительства РФ и Центробанка привели не только к катастрофическому на уровне дефолта 1998 года падению курса рубля, - они поставили под сомнение выполнение планов и обязательств, о которых говорил в последние месяцы Президент, отбросили на далекое будущее экономический и промышленный рост, сползание с "нефтяной иглы", импортозамещение, сохранение жизненного уровня населения. Это подтверждает и само Правительство Медведева, откладывая в своих прогнозах все свои обещания на 2017 год и далее. До восстановления мировых цен на нефть и снятие санкций.
Что означают и эти "экстренные меры", и эти безответственные обещания, и эти лживые прогнозы? По моему мнению, профессиональную непригодность, если не коррупционные действия, и председателя ЦБ, и министра финансов, и всего рыночно-либерального блока Правительства Медведева.
Экстренные "антикризисные" меры ЦБ и Правительства РФ на поверку были направлены исключительно на спасение прибылей нефтяных кампаний. При этом они удивительно совпали с антироссийскими действиями американских кукловодов мирового кризиса. Тем не менее, Президент в своем интервью 18 декабря назвал действия председателя ЦБ и Правительства РФ хотя и "частично запоздалыми", но правильными.
Подтвердив, что организовавшая обвал рубля глава Центробанка Набиуллина "в целом действует правильно", Путин дал понять, что либо сам он не хочет, либо ему не позволяют принять решительные меры по адекватному ситуации устранению кризисных явлений.
Одновременно с этими сомнительными экстренными "антикризисными" мерами российских либералов Президент РФ предпринимает ряд весьма эффективных международных шагов, направленных не только на укрепление политического имиджа России, но и на нейтрализацию последствий,как американских ударов по экономике России, так и неадекватных ситуации мер ЦБ и Правительства РФ.
Россия берет на себя формирование, в противовес англо-европейскому, губительного для доллара нового экономического центра Азии, Латинской Америки и постсоветского пространства. Намечается переход России на национальную валюту, т.е. на продажу энергоносителей за рубли. С Египтом достигается договоренность о взаимной торговле за национальные валюты. Из-под доллара выскальзывают Южная Америка, часть Африки, Китай, Индия, Турция... Они же пытаются заполнить российский рынок продовольствия, оскудевший из-за прекращения поставок из стран, присоединившихся к санкциям.
План Правительства: слово и дело
Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 года за N 98-р утвержден План первоочередных мероприятий "по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", в котором предложены меры "по парированию влияния возникшей в конце 2014 года неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры". Говорится в Плане и о необходимости импортозамещения.
Надо понимать: что Правительство РФ этим антикризисным Планом, как ответ на санкции и рост цен на нефть, намеревается восстановить курса рубля, исключить гиперинфляцию и обвальный рост цен, восстановить положительные темпы роста и обеспечить макроэкономическую стабильность, освободиться от диктата импорта продуктов и товаров.
Слово произнесено. Но чтобы превратить его в дело, нужно для начала хотя бы предложить и утвердить комплексную Программу действий. Обеспеченную ресурсами и определяющую сроки каждого действия, возлагающую ответственность на конкретные службы и должностные лица Правительства за выполнение каждой строчки этой Программы.
Для достижения заявленных результатов Правительство РФ прежде всего предполагает "обеспечить поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров". Дело - архиважное. Но импортозамещение нужно не "поддерживать", а организовывать.
Начинать надо не с неопределенной "широкой номенклатуры", а с узкой, но обязательной номенклатуры продукции жизнеобеспечения общества и государства в условиях любых санкций. При этом и номенклатура продукции, и объем, и сроки ее выпуска должны определяться не наличием ресурсов, а исключительно потребностью народного хозяйства и общества. А обеспечение ресурсами должно быть возложено на блоки правительства.
Так было, например, во время Великой Отечественной войны. Производство танков и самолетов определялось не тем, сколько можно, а тем, сколько нужно фронту. А далее Правительство искало ресурсы, обеспечивающие это "нужно". И находило. Правда, тогда в стране было Правительство ответственных профессионалов-государственников, а не клуб говорунов-либералов.
Ничего этого в рассматриваемом Плане Правительства РФ нет, а значит, и отвечать за реализацию импортозамещения будет некому. Не говоря уже о том, что Правительство Медведева только собирается провести "формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях". Не обеспечение ресурсами программы импортозамещения, а всего лишь "компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам". Т.е. всего лишь неполная компенсация возросших процентов по кредитам. По сути: не предприятиям, а банкам.
Планом предусматривается "компенсация расходов, связанных с изменением валютных курсов при финансировании проектов технологического перевооружения и реконструкции в части закупки импортного технологического оборудования". Но для того, чтобы предприятия не только занялись импортозамещением, но и обеспечили это импортозамещение в заданные сроки, нужна не компенсация авантюры Центробанка по обвалу курса рубля, а ресурсы и стимулы хотя бы для проектирования и освоения новой продукции, для модернизации и подготовки производственной базы, для закупки материалов и комплектующих.
"Для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта" Правительство РФ намерено задействовать "эффективное применение всех созданных инструментов промышленной политики, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций".
Во-первых, никакой промышленной политики у всех Правительств РФ не было и нет. В Правительстве Медведева нет даже самостоятельного министерства промышленности, а промышленные блоки возглавляют не профессионалы, не бывшие директора предприятий и главные конструктора, а работники СМИ, головные предприятия промышленности - люди, никогда не работавшие на производстве хотя бы мастером, всякие финансисты, юристы, менеджеры и пр. Естественно, нет и не может быть в арсенале этого либерально-рыночного правительства и инструментов промышленной политики.
По опубликованным бывшим директором НИИ статистики В.Симчерой данным, на модернизацию промышленности в 2014 году было выделено 750 млрд. рублей, а реализовано - всего лишь 30 млрд., остальное разворовано. Как тут не вспомнить миллиардное воровство при строительстве объектов в Сколково и на Восточном ракетном полигоне? На предприятия поступило от запланированного прогрессивного оборудования менее 20%.
О каком не только импортозамещении, но и об элементарной поддержке отечественного товаропроизводства можно говорить, если Президент вынужден лично пресекать закупки за рубежом 40 железнодорожных вагонов, в то время как простаивают вагоностроительные заводы России.
Вместо импортозамещения на рынке продуктов питания, т.е. резкого подъема сельского хозяйства, проведена всего лишь частичная переориентация продуктового импорта с европейского и американского на азиатский и латиноамериканский.
"Привлечение прямых иностранных инвестиций" для импортозамещения - безграмотный ляп авторов Плана. Импортозамещение, по определению, направлено против интересов иностранных государств, и каким наивным надо быть, чтобы надеяться на то, что иностранные инвесторы станут развивать импортозамещение своих конкурентов и противников? И кто им это позволит?
Не поддержка реального сектора, а спасение банков
За основу "обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности... и парирования влияния возникшей в конце 2014 года неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры" Правительство Медведева берет не поддержку реального сектора экономики и социального сектора, а спасение финансового блока экономики.
Этому посвящено большинство пунктов Плана, на это Правительство РФ собирается истратить и основную массу имеющихся ресурсов. В том числе: "повысить устойчивость банковской системы, снизить нагрузки на банковскую систему посредством отсрочки уплаты или списания начисленных сумм неустоек"; провести "докапитализацию российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния и докапитализацию кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"; провести "реструктуризацию задолженности коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий"; "предоставить из федерального бюджета субсидии: на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на субсидии Внешнеэкономбанку в виде имущественного взноса на цели докапитализации Росэксимбанка и субсидирование процентной ставки этого банка по кредитам, на часть затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и во Внешэкономбанке по сделкам в 2008-2015 годах"; "предоставить Внешэкономбанку финансовые ресурсы за счет средств Фонда национального благосостояния"; "осуществить имущественный взнос в уставный капитал открытого акционерного общества Росагролизинг"; "создать банк "плохих долгов" в целях выкупа проблемных активов кредитных организаций и долгов организаций" и т.д.
В общем, основные ресурсы Правительство Медведева намеривается направить на поддержку и компенсацию потерь тем, кто паразитирует на реальном производстве, кто более других повинен в обвале экономики в 2014 году. В том числе и за счет "Фонда национального благосостояния", т.е. за счет сокращения компенсаций в социальном секторе.
Замолвили слово о малом...
В Плане Правительства РФ предусмотрен значительный блок мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. В частности, предусматривается: "содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек; расширение мер поддержки малых инновационных предприятий и расширение масштабов их поддержки"; "расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применения патентной системы налогообложения; "снижение избыточного антимонопольного федерального контроля для предпринимателей и сокращение оснований для осуществления внеплановых проверок"; "предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, снижать в 2 раза максимальный размер получения индивидуальным предпринимателем потенциально возможного дохода, снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход"; "введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов для самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей"; "распространение права на применение 2-летних "налоговых каникул" всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями". И т.д.
В малом и среднем бизнесе задействовано достаточно большое число граждан и необходимость их социальной поддержки во время кризиса возражений не вызывает.
Но и малое, и среднее предпринимательство составляет ничтожную часть товаропроизводства, тем более производства высоких технологий и импортозамещения. В основном оно направлено на торговлю, обслуживание и посредничество. Следовательно, его поддержка - это уменьшение предоставления ресурсов на импортозамещение, это поощрение роста цен. Не говоря уже о том, что именно в этом секторе экономики зарождается большинство финансовых махинаций и экономических правонарушений.
В социальном блоке Плана предусмотрено, в том числе, обеспечить: "компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан; "снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости, предоставление социальных выплат гражданам, признанным безработными"; "предоставление права в 2015 году единовременной выплаты за счет средств материнского капитала в размере 20 тыс. рублей"; "проведение с 1 февраля 2015г. индексации страховых пенсий на сложившийся за 2014 год индекс роста потребительских цен"; "улучшение лекарственного обеспечения граждан..., а также компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, возможность разовой индексации цен лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых".
Наиболее существенными мерами для сохранения уровня жизни большинства населения, безусловно, являются: "компенсация инфляционных издержек", а вернее, роста цен, "индексация пенсий" и "улучшение лекарственного обеспечения граждан". Но предполагаемый объем этих индексаций составляет всего лишь незначительную долю потерь жизненного уровня населения, связанных с падением курса рубля.
Какая же она, реальная инфляция?
Правительство РФ определяло уровень инфляции на конец 2014 года 6-8%, в декабре назвало 11,5%. Следовательно "дополнительные инфляционные издержки", по мнению правительственных чиновников, должны составить около 5 процентов. Рост цен, по мнению Правительства, также не должен превышать те же 11,5%.
По вполне обоснованному мнению бывшего директора НИИ статистики В.Симчеры, инфляция на конец 2014 года превысила 18%. Цены подскочили, по меньшей мере, пропорционально падению курса рубля, т.е. вдвое. И не только на импортные лекарства, но и на простейшие российские продукты питания. Так, на рынках и в супермаркетах Воронежа стоимость цветной капусты, орехов, тепличных огурцов увеличилась вдвое, тепличных грибов - в 2,7 раза. По словам Генерального прокурора Ю.Чайки, стоимость некоторых лекарств возросла на 400 - 600 процентов. Все разговоры о пресечении ценового беспредела - примитивный выброс пара и попытка Правительства переложить свои обязанности на инициативу населения.
"Компенсация дополнительных инфляционных издержек", и только "наиболее уязвимым категориям граждан" предусмотрена в Плане по определению на 4 - 5%, индексация пенсий - на 11,5%, а компенсация расходов на лекарства - только на импортные и "жизненно необходимые". Как будто кто-то покупает не жизненно необходимые лекарства!.. В общем, Правительство РФ собирается компенсировать в целом где-то лишь около 20% снижения жизненного уровня населения.
Разрешение нецелевого использования в 2015 году 20 тыс. рублей материнского капитала вообще выглядит издевательски. Этой суммы не хватит маме с ребенком, чтобы нормально питаться в течение месяца. А что делать в течение 11 месяцев 2015 года, в 2016 году?
В Плане предусмотрено "осуществление мероприятий, предполагающих выдачу социальных ипотечных кредитов отдельным категориям граждан, оказавшимся в сложной финансовой ситуации за счет реструктуризации ипотечных кредитов, расширение стимулирования кредитования строительства жилья и... проведения капитального ремонта многоквартирных домов".
Если перевести этот текст на общепонятный язык, то мероприятия сводятся в конечном итоге к возмещению банкам (а не гражданам!) ущерба от падения курса рубля. Что касается кредитования ремонта жилья, то оно уже введено: ежемесячная стоимость услуг ЖКХ с 1 января 2015 года увеличена на 12%, как целевой взнос на будущий капитальный ремонт многоквартирного дома, который управляющая компания обязуется провести аж до 2030 года. Естественно, если к этому времени не "обанкротится" вместе с деньгами граждан.
О "снижении напряженности на рынке труда и поддержке эффективной занятости". На безработицу может выделять деньги только правительство, которое не способно организовать производство, т.е. исключить безработицу. На последнее либерально-рыночное Правительство Медведева не способно. Поэтому оно и планирует только то, что может: компенсацию падения производства пособиями по безработице. Т.е. перевод товаропроизводителя, наполняющего бюджет, в вынужденного паразита, бюджет проедающего.
Не вызывает возражения "предоставление в 2015 году дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" и "оказание дополнительной государственной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения". Но и здесь нет конкретных цифр, а без них конечная эффективность мероприятий повисает в воздухе.
В антикризисном Плане Правительства РФ есть и меры, не только не имеющие ничего общего с антикризисной стратегией, но и вообще носящие коррупционный характер: "введение 2-летних "каникул" по уплате обязательных страховых платежей по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. Перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов"; "пересмотр дат вступления в силу требований о необходимости оформления ветеринарных сопроводительных документов в отношении молока и молочной продукции".
Первое мероприятие - прямой увод от ответственности за любые техногенные катастрофы, второе - поощрение поставок недоброкачественной продукции.
"Провести актуализацию условий лицензионных соглашений на право пользования участками недр". Что это, как не дополнительное стимулирование грабежа сырьевых и энергетических ресурсов, как подтверждение курса на сырьевую экономику?
"Предоставление Правительству РФ полномочий по осуществлению закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом". А что, у Правительства до сих пор таких полномочий не было? Странно.
"Создать необходимые условия для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, для ускоренного и полноценного исполнения национальной предпринимательской инициативы". Двоечники Правительства Медведева только тем и занимаются, что создают такие условия. Но ВВП от этого только теряет, а вот коррупция и утечки капитала за рубеж возрастают.
"Оптимизировать бюджетные расходы за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств". Абсолютно верно. Но это - ежедневная обязанность правительственных чиновников вне зависимости от каких бы то ни было внешних условий. Выходит, они эту одну из своих главнейших функций до сих пор не выполняли?
Расходы и доходы
Расходные статьи антикризисного Плана, как правило, количественных критериев не имеют, то есть Правительство РФ оставляет себе простор для широкого маневра. А доходные статьи Плана вполне конкретны:
Провести "сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 процентов" без "сокращения расходов на исполнение обязательств социального характера, на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств". Снизить на ближайшие 3 года бюджетные "расходы как минимум на 5 процентов в реальном выражении".
С учетом приведенного в антикризисном Плане Правительства РФ прогноза падения экономики России на ближайшие три года и для обеспечения предусмотренных Планом "антикризисных" потуг, эти меры урезания расходных статей бюджета не только вполне обоснованны, но и недостаточны. Как было показано выше, с их помощью социальные обязательства Правительства будут выполнены не более чем на 1/5, в немалой степени будут секвестированы расходы на оборону и сельское хозяйство, импортозамещение останется на бумаге, а мировой кризис 2017 - 2019 годов России придется встретить "в первой шеренге".
Неэффективность, а вернее, полную недееспособность своего антикризисного Плана признает само Правительство РФ: "нормализация ситуации на валютном рынке, выход основных отраслей экономики из рецессии, снижение инфляции на потребительском рынке с соответствующей минимизацией влияния кризиса на качество жизни произойдет лишь вследствие стабилизации мировых сырьевых рынков". Следовательно, ситуация, по мнению Правительства РФ, нормализуется - и начнется экономический рост, кстати всего на 1%, лишь тогда, когда прекратятся санкции и закончится мировой кризис. Тогда зачем эта бутафория с ни чего не решающим "антикризисным" Планом?
К 2017 году все более-менее наладится и без предлагаемого Правительством Медведева "антикризисного" Плана - в силу всего лишь цикличности мировых кризисов. Через два года после пика падения сам по себе восстановится экономический рост, оживится промышленность, снизится безработица и т.д. Правда, рост будет невелик и краткосрочен, действительно не превысит 1%. И начнется он с более низкого старта, как в экономике, так и в уровне жизни. Кроме того, в 2017 году Европу и США накроет вторая более разрушительная волна мирового кризиса. И если Россия будет следовать Плану Правительства РФ, т.е. оставаться в общей системе мировой экономики, быть "белой вороной" в 2017 году ей не позволят.
Для чего нужен План?
Спрашивается: для чего тогда вообще России нужны не только "антикризисный" План Правительства, но и само рыночно-либеральное Правительство Медведева? Может и его надо хотя бы секвестировать?
В каком качестве волну мирового кризиса 2017-2019 годов встретит Россия, можно только гадать. То ли победно вышедшей из кризиса в 2015-2016 годах и находящейся на подъеме, то ли, наоборот, ослабленной досрочным прохождением через кризис. Во всяком случае, Запад сделает все возможное и невозможное, чтобы общемировой кризис снова решать за счет России.
Исходя из анализа действий Правительства РФ и Центробанка в декабре 2014 - феврале 2015 годов и из оценки предложенного им "антикризисного" Плана, можно сделать однозначные выводы: рыночно-либеральное Правительство Медведева не понимает, не хочет или не способно понять глубинные причины социально-экономического кризиса, в котором оказалась Россия в 2014 году, не способно дать объективную оценку как ситуации, так и действующих макроэкономических механизмов и, соответственно, не способно разработать и осуществить меры, адекватные сложившейся ситуации.
Правительство Медведева продолжает недопустимое следование неэффективной вообще и недопустимой в кризисной ситуации либерально-рыночной стратегии развития, которая является базой коррупции, неправедного обогащения российского олигархата и не содержит механизмов освобождения от грабежа со стороны мирового финансового спрута и преодоления мирового кризиса.
Правительство Медведева реализует интересы российской олигархии, а не интересы государства и народа.
Если следовать "антикризисному" Плану Правительства РФ, то в период 2017-2019 годов нашу экономику ожидает глубокое падение. Тем не менее, и время и ресурсы, чтобы этого избежать, есть. Нужны эффективные механизмы их использования и целенаправленные, научно обоснованные действия, нужна, если хотите, политическая воля.
За последние 14 лет Россия преодолела многие негативы предыдущего периода. Освободилась от прямого грабежа со стороны США и международного финансового спрута, более-менее погасила внешние долги. Укрепились государственный суверенитет России и национальное единство, сформировалась вертикаль политической власти. Начали выстраиваться конструктивные, и не только политические, но и экономические отношения с ключевыми государствами ближнего и дальнего зарубежья.
События в Украине и, особенно, возвращение Крыма подняли на недосягаемо высокий для стран Запада уровень авторитета Президента России. Был достигнут ряд важнейших и, самое главное, долгосрочных политических, экономических и оборонных соглашений с крупнейшими политическими и экономическими игроками мира: с Китаем и Индией, странами латинской Америки. Возникло и укрепилось военно-стратегическое партнерство с Кипром, Сербией, Ираном, Кубой, Египтом... С рядом стран достигнута принципиальная договоренность о переходе на взаиморасчеты в национальных валютах. Дало трещину управление Европой из США, рассыпается единство Евросоюза, завибрировало руководство самых значимых стран Европы - ФРГ и Франции.
Но все это - исключительно благодаря политическому руководству России, благодаря Президенту, министрам иностранных дел и обороны. И вместе с тем - полный крах в экономике. Создается впечатление, что и внешней, и внутренней политикой России руководят патриоты и государственники, а экономикой и народным хозяйством - мелкие прозападные рыночники. Видимо, пора Президенту России определиться.
Мнение эксперта: пора бы и власть употребить
Считаю, чтобы уверенно и в кратчайшие сроки выйти из кризиса 2014 года и с минимальными потерями пройти мировой кризис 2017-2019 годов, чтобы достичь в течение двух лет темпов экономического роста 2-3% и восстановить уровень жизни населения 2013 года, не позднее первого полугодия 2015 года необходимо: укрепить экономический блок Правительства Медведева профессионалами-управленцами, отправить в отставку чиновников Правительства и Центробанка, повинных в обвальном падении курса рубля. А Государственной Думе РФ, по примеру США, - отменить главенство международных законодательств и соглашений над российскими. Ввести запрет заниматься экспортом гражданам России, имеющим зарубежные счета, а также запрет экспортных сделок через зарубежные банки.
Кроме того, необходимо предпринять ряд мер.
Вернуть в Россию золотовалютные резервы и перевести в золото или твердую валюту все краткосрочные зарубежные обязательства, в том числе находящиеся в резервном фонде.
Приостановить выплату долгов и отказаться от выплаты процентов по ним странам и международным финансовым институтам, присоединившимся к санкциям против России.
Ввести обязательное возвращение государству не менее 75% валютной выручки.
Полностью приостановить импорт продуктов питания и всей, не предназначенной для модернизации производства, продукции машиностроения из стран, присоединившихся к экономическим санкциям против России.
Предъявить опережающие встречные санкции в виде приостановки поставок сырья и энергоресурсов странам, присоединившихся к санкциям против России, а также поставляющим вооружение режиму Порошенко или проявляющим недружеские выпады против России. В частности, остановить экспорт энергоресурсов в страны Балтии и Польшу, а также в Украину до восстановления ею обеспечения энергоресурсами Крыма и республик Донбасса.
Перейти на рублевые расчеты за энергоресурсы. Установить соотношение рубля к иностранным валютам по их покупательной способности.
Снизить до уровня минимального превышения над рентабельностью цены на внутреннем рынке сырья и энергоресурсов, что явится мощными инвестициями в машиностроение, приведет к снижению розничных цен на отечественные товары и продукты питания, вызовет резкий рост покупательной способности населения.
Все финансовые ресурсы, включая составляющие резервный фонд, направить в производство высоких технологий.
Вместо неэффективных попыток "контроля" государством роста цен ввести предельную рентабельность товаропризводства и посредничества. При этом максимальную рентабельность до 50% установить для товаропроизводства по госзаказу, не выше 10% - для сырьевых и энергоресурсных отраслей промышленности, не выше 5% - для посредничества и общественно незначимых отраслей.
Разработать и утвердить Государственную Программу импортозамещения.
Разработать и утвердить Государственную программу обеспечения продовольственной безопасности.
Разработать и утвердить Государственную программу полного обеспечения медицинских учреждений и населения лекарствами.
Считаю, для того, чтобы без потерь выйти из кризисной ситуации 2014 года и оградить экономику страны от внешних воздействий (санкции, цены на энергоресурсы и пр.), чтобы с минимальными потерями пройти мировой кризис 2017-2019 годов, чтобы выйти в течение двух лет на предельные для рыночной модели темпы экономического роста 4-4,5 процента и перейти к положительной динамике роста уровня жизни, дополнительно необходимо:
Отправить в отставку экономический блок Правительства Медведева и руководство Центробанка.
Национализировать ЦБ РФ и Сбербанк РФ. Инвестиции в промышленность и сельское хозяйство направлять непосредственно из ЦБ и Сбербанка РФ без посредников, установив процент по кредитам в пределах 0-5% в зависимости от потребности государства и общества в том или ином виде продукции. Деятельность частных банков ограничить сферой свободного предпринимательства, ипотеки и сохранения сбережений граждан, ограничив процентные ставки по кредитам и ипотеке 8 - 10 процентами.
Исключить потери и разворовывание инвестирования за счет многоступенчатости прохождения средств от Центробанка к непосредственному товаропроизводителю по цепочке частных банков и посредников.
Перевести либерально-олигархическую систему формирования цен в общественно-целесообразную, регулирующую хозяйственную деятельность в направлении реализации принятых планов и выполнения социальных обязательств Правительства РФ.
Ввести управление ценами, особенно на энергоносители, продовольствие и услуги ЖКХ.
Пересмотреть внешнеторговые соглашения, включая поставку российских энергоресурсов, со всеми странами, проявившими и проявляющими по отношению к России политическую недоброжелательность (размещение в непосредственной близости от нашей границы военных баз, участие в санкциях, оскорбительные по отношению к России высказывания официальных лиц).
Выйти из ВТО.
Восстановить научное обеспечение промышленности и сельского хозяйства.
Ввести золотое (энергетическое) обеспечение рубля.
Ввести прогрессивное налогообложение.
Отменить НДС по всей технологической цепочке на все виды продукции, поставляемые по государственному заказу.
Организовать плановый перевод промышленности, сельского хозяйства и экономики страны в целом с сырьевого пути на высокотехнологичный. Для этого необходимо определить приоритетные направления и высокотехнологичные предприятия-локомотивы. Поставить перед головными предприятиями-локомотивами задачи, превышающие достигнутый мировой уровень и направить на их решение без паразитов-посредников предельно возможный, во всяком случае, превышающий уровень 2014 года в 3-4 раза, объем финансовых, материальных, сырьевых, энергетических, кадровых ресурсов. В том числе, и в ущерб другим отраслям и предприятиям.
Восстановить сельское хозяйство и, соответственно, продовольственную безопасность. Это потребует вдвое большего времени, чем восстановление промышленности. Для этого необходимо ввести прямое государственное финансирование сельского хозяйства в соответствии с паритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Восстановить систему МТС и через нее - государственное научное и энергетическое обеспечение сельскохозяйственных предприятий, обеспечение их сельхозтехникой и минеральными удобрениями. Восстановить структуру сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих их индустриальное развитие.
В первоочередном порядке восстановить производство отечественных лекарств и препаратов. Восстановить бесплатное здравоохранение и обеспечение основными видами лекарств.
Для того, чтобы без потерь выйти из кризисной ситуации 2014 года, чтобы сделать экономику России невосприимчивой к мировым кризисам и внешнеполитическим провокациям, чтобы выйти в течение двух лет на темпы экономического роста не менее 6% и в течение четырех лет на темпы роста 8 - 12% при значимом стабильном росте уровня жизни, необходимо: отправить в отставку в полном составе либерально-рыночное Правительство Медведева и создать Правительство профессионалов-управленцев.
Отказаться от ущербной, малоэффективной и подверженной кризисам либерально-рыночной социально-экономической модели и перейти на Планово-управляемую двухуровневую модель, не подверженную финансовым и экономическим кризисам внутри страны, не восприимчивую к мировым кризисам и обеспечивающую по сравнению с либерально-рыночной моделью в 4 раза большие темпы роста (до 18%).
Ввести государственную монополию внешней торговли стратегической продукцией, включая сырье и энергоресурсы. Политика во внешней торговле должна исходить не из прибыли российских поставщиков, а исключительно из приемлемости для России политической позиции страны-покупателя.
Ввести валютную монополию и полное обязательное возвращение государству валютной выручки.
Печально, но факт: антикризисный План Правительства РФ на поверку оказывается планом усугубления кризиса. Очень не хочется быть пророком, но его реализация ввергнет экономику России в 2017 - 2018 годах в глубочайший кризис. К сожалению, все мои прогнозы наступления и прохождения мирового кризиса в первой четверти 21 века, данные еще в 2000 году, сбываются.
Повторяю: все ресурсы для успешного выхода из кризиса у России есть, нет только правительства, желающего и способного эти ресурсы использовать. Я предлагаю три варианта комплекса антикризисных мер и надеюсь, что хотя бы простейший и не самый эффективный из них Правительство Медведева примет и справится с его реализацией.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015