 |
24.02.15
Мнение ученого. Проблема общероссийской идентичности и русский вопрос
События в Украине, воссоединение Крыма с Россией, война в Новороссии, т.е. начало русской Ирриденты, конфликт между Россией и Западом, поляризация общества, расколотого на патриотов-державников и либералов-космополитов, известная маргинализация последних в политическом и информационном поле сделали тему русской и российской национальной идентичности одной из центральных в сознании современного политического класса и академических кругов.
Аркадий Минаков, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра по изучению консерватизма Воронежского государственного университета Значительная часть общества и элит начинает осознавать русский вопрос как один из ключевых, от разрешения которого зависит дальнейшее существование России. В ходе предвыборной кампании 2012 года Президент Путин прочно ввел в политическое поле несколько важных идей. Так, он заявил, что национальный вопрос для России носит фундаментальный характер, а его решение является одним из главных условий самого дальнейшего существования РФ. Россия в трактовке Президента является уникальной полиэтнической цивилизацией (отмечаю, что он начал использовать этот термин, наряду с привычным, но научно некорректным термином «многонациональный народ»), скрепленной русским культурным ядром, а "русский народ является государствообразующим (курсив мой. — А.М.) – по факту существования России"1.. Давая определение русским как государствообразующему народу, Путин тем самым создал необходимые условия для обсуждения вопроса. Дело в том, что в Конституции РФ упоминания о русском народе отсутствует, по-прежнему в официальных декларациях этнически русские не рассматриваются как самостоятельный субъект, чьи интересы должно учитывать государство, у них юридически нет национальной территории. У других этносов эти атрибуты есть. К примеру, в Конституции Татарстана записано: "Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа" (курсив мой. — А.М.) 2 способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков. Можно привести аналогичные формулировки из Конституций других национальных республик. Представляется, что следующим серьезным шагом в осмыслении "русского вопроса" в официальном дискурсе была программная речь на XVII Всемирном Русском Народном Соборе (2013 г.) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Главной темой его выступления оказался русский вопрос и межнациональные отношения. В частности, Патриарх четко заявил о необходимости ясно и недвусмысленно признать, что "симфония этносов, которая придает нашей цивилизации неповторимый облик, невозможна без участия в ней русских. Диалог народов, призванный внести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нем русских голосов, русского фактора". Фактически Патриарх констатировал, что позиция русского большинства зачастую игнорируется, что глухота власть имущих к интересам и чаяниям миллионов русских, нежелание искать совместные решения проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих уже сейчас выводят ситуацию на грань критической черты. Замалчивание русского вопроса ведет к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений. Патриарх подчеркнул, что отчуждение русских от государства и руководства бизнесом, т.е. власти и собственности, может стать крупнейшим фактором нестабильности, несущим угрозу фундаментальным основам нашей цивилизации 3 . Представляется, что Патриарх озвучил то, что действительно думает русское большинство жителей нашего государства. В марте 2014 г. Президент Путин озвучил ряд важнейших положений, имеющих прямое отношение к русскому вопросу. В его, без преувеличения, исторической Крымской речи содержалось упоминание о Русском мире - надгосударственном и надэтническом сообществе, насчитывающем около трети миллиарда русскоязычных людей, т. е. почти каждого двадцатого жителя планеты, объединенном причастностью к русской цивилизации и приверженностью к русскому языку и культуре. В Крымской речи также содержалось принципиальнейшее положение о том, что в результате Беловежского соглашения (правильнее было бы называть его сговором, по аналогии с Мюнхенским в силу трагичности его последствий) "миллионы русских в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал… самым большим разделенным народом в мире (курсив наш. — А.М.)"4. Следующим этапом осмысления русского вопроса на высшем уровне стало выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XVIII Всемирном русском народном Соборе (2013 г.), в котором он заявил, что судьба русского народа, его благополучие и целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать таковым - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия. Патриарх акцентировал внимание на том важном обстоятельстве, что в 1990-е группой ученых и политиков постулировалось искусственное противопоставление "русского" и "российского", причем чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово "русский" - как якобы ослабляющее единство нации. Т.е. российская идентичность образца 1990-х годов по сути дела исключала русскость. Патриарх выдвинул два исключительно важных положения: - "русский народ является не то что полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин". - "подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и межнациональному миру в ней, а наоборот - выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами" 5. . Вышеприведенные тезисы выступления Патриарха ознаменовали полный разрыв с либеральным подходом к решению "русского вопроса", суть которого состояла не просто в его замалчивании, но и зачастую в активном подавлении проявлений русского национального самосознания, и даже трактовке их как мифического "русского фашизма". Несмотря на очевидный прогресс в понимании значения "русского фактора" во внутренней и внешней политике, верховная власть явно запаздывает с осознанием того, насколько опасно недооценивать или недостаточно осознавать значимость "русского вопроса". Для понимания всей его остроты приведем некоторые очевидные факты. В результате ряда социальных и военных катаклизмов, произошедших в XX веке, русский народ оказался в ситуации тяжелейшего кризиса. - В результате Первой мировой войны, революции, гражданской войны, красного террора, коллективизации, репрессий пострадали прежде всего русские. В данном случае речь идет о массовом физическом уничтожении и вынужденной эмиграции. Практически полностью была уничтожена складывавшаяся более тысячелетия русская политическая элита. Ни один из ее представителей не вошел в состав большевистской номенклатуры. Был утрачен уникальный слой, обладавший колоссальным управленческим опытом. В огромной мере судьбу политической элиты разделили представители военной, научной и культурной элит. Около двух миллионов человек оказались в составе первой волны эмиграции. - На протяжении первых пореволюционных десятилетий проводилась откровенно русофобская политика, когда слова "русский" и "патриотизм" выступали синонимами "контрреволюции". С середины 1930-х годов более "мягким" способом подавления традиционной русской идентичности стал "советский патриотизм". - Русская церковь, русская история, традиционная русская культура - основные инструменты русской идентичности - подвергались беспощадным гонениям и запретам в течение десятилетий. Обращение к традиционной русской культуре, преподавание и изучение русской истории в редуцированной, препарированной с соответствии с догмами марксизма-ленинизма, возобновилось лишь с середины 30-х годов, дозированное сотрудничество с Православной церковью произошло лишь на втором этапе Великой Отечественной войны. В любом случае, вплоть до начала так называемой "перестройки" все вышеупомянутые важнейшие факторы национальной идентификации могли существовать в СССР лишь в ограниченном и изуродованном виде. - Русские понесли наибольшие потери в ходе Второй мировой войны, возникла "вторая волна" эмиграции, а "русская партия" в ВКП(б), сформировавшаяся в военные годы, подверглась практически полному уничтожению в ходе так называемого "ленинградского дела". Аналогов подобного погрома в других республиках не было. - Как сейчас становится ясным, объективно национальная политика коммунистического государства была направлена на раскол русского народа. Большевики в целях политического самовыживания и исходя из доктрины мирового революционного процесса, по сути дела, заключили союз с национал-сепаратистами. Были созданы квазигосударственные образования УССР, БССР, кроме того, значительная часть исконно русских территорий вошла в состав Казахстана. В этих республиках, наделенных всеми основными атрибутами государственности, на всем протяжении советского периода велась политика "перекодирования" русских, смены их национальной идентификации, она происходила в разных формах, от жестких до мягких, но никогда не прекращалась. "Перекодирование" осуществлялась через систему преференций по национальному признаку, соответственную языковую, культурную и кадровую политику. Разумеется, все эти процессы происходили в рамках социалистической идеологии и под контролем партийно-государственных органов. После 1991 года социалистическая оболочка была отброшена и сформировавшиеся националистические элиты, при активной поддержке Запада, начали процесс нациестроительства, построенный на русофобии. Особенно интенсивно он пошел в Украине. Но не надо испытывать иллюзий, подобные же процессы идут как в Казахстане, так и в Беларуси. Именно эти процессы представляют, как показал исторический опыт, наибольшую угрозу для русского народа. Кроме того, после 1991г. в результате Беловежских соглашений примерно 30 млн. русских оказались за границами РФ. - Русские в своем большинстве оказались беззащитными перед лавиной проблем, обрушившихся на них в 1990-е гг. Они веками решали эти проблемы не через общинную или диаспорную организацию, сформированную по кровно-родственному признаку, а посредством государства. В результате, если государство игнорирует или недостаточно внимательно относится к их интересам, русские существенно проигрывают малым этносам, обладающим своей самоорганизацией, сложившейся веками. Возможностей политического, экономического, информационного, правового лоббирования своих интересов у большинства этнических русских почти нет. Русские просто не имеют эффективных инструментов давления на безнациональную бюрократию, выросшую в традициях советского интернационализма и новорусского космополитизма. Нет сколько-нибудь эффективных политических партий и общественных организаций, за исключением Всемирного русского народного Собора, которые формулировали и отстаивали этнокультурные интересы русских (попытки создания таких организаций успешно подавлялись либералами, использующими жупел мифического "русского фашизма", характерный пример - судьба партии "Родина" в 2006г.). - В результате гайдаровско-чубайсовских реформ в экономическом плане абсолютное большинство русских было исключено из процессов приватизации и оказалось в категории так называемых "бюджетников", выполняющих важные государственные функции, но практически лишенных сколько-нибудь значимой собственности и вынужденных довольствоваться преимущественно нищенскими зарплатами (учителя, медики, ученые, инженеры и т.д.). Графики роста зарплаты не должны вызывать иллюзий, значительная часть русских едва сводит концы с концами. В социальном плане они в наибольшей степени затронуты процессами люмпенизация, поражены такими болезнями, как алкоголизм и наркомания. - Начался процесс депопуляции русских. Те частичные, "тактические" успехи, которые демонстрируются нам в течение последних нескольких лет не слишком убедительны, если вспомнить, что с начала XX века русское население Российской империи прирастало ежегодно на миллион (!) человек. - Сейчас фактически начался процесс замены коренного славянского, финно-угорского и тюркского населения, составляющие ядро русской цивилизации мигрантами, болезненно воспринимаемый русским большинством. Начинают складываться замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются.
Все вышесказанное говорит о том, что существуют мощные исторические причины, которые в настоящее время обусловили крайне слабое русское национальное сознание и слабую русскую национальную идентичность. Без устранения этих причин задача сформировать здоровую русскую и российскую идентичность невозможно. Какой же выход предлагает верховная власть? Как минимум: - Интенсифицировать процесс формирования нации и самоидентичности путем повышения роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история. - Государственная политика в области культуры должна задавать поведенческие образцы и нормы. Инструментами ее должны выступать телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом . В дополнение к этим мерам Русская Православная Церковь настойчиво предлагает усилить религиозную компоненту в образовании. Таким образом, верховная власть в первую очередь возлагает надежды на систему образования, средства массовой информации, учреждения культуры и т.д. Однако надо смотреть правде в глаза. Система образования по-прежнему разрушается со всех сторон. Ее характерные черты: нищенское финансирование и соответствующие зарплаты, бездарные учебные программы и учебники, необходимость предоставлять гомерическое количество отчетов, справок, графиков, планов, не дающих времени и сил учителям проводить занятия, перегруженность школьников ненужными предметами, невозможность соблюдать элементарную дисциплину, отсутствие возможности ставить объективные оценки - за неудовлетворительные оценки учителей наказывают, система ЕГЭ привела к тотальной коррупции и разрушению образованности как таковой. Все больше и больше школьников старших классов просто не умеют удовлетворительно читать и писать и в жизни не прочитали ни одной книги. До сих пор, несмотря на дискуссию о едином учебнике новой концепции истории и т.д. история Россия в учебниках, созданных авторами либеральной и лево-интернационалистской ориентации, подается как история некой многовековой болезни, которую надо лечить радикальными модернизационными средствами по западноевропейским рецептам. Затем подобный контингент поступает в вузы, у которых также возникают системные проблемы, по своей остроте и качеству мало чем отличающие от проблем средней школы: резкое ухудшение качества абитуриентов и студенческой массы, нищенское финансирование, унизительно низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава, стремительное старение основное массы преподавательского корпуса и много другое. Никакого здорового национального самосознания, национальной идентичности нынешние школа и университет по определению не могут сформировать. В этой сфере нужны серьезные изменения, поворот к действенной модели национального образования и воспитания. Что касается средств массовой информации, которые, по мысли Президента, должны способствовать проведению адекватной национальной политики, то большинство из них по-прежнему занимают позицию, сформированную в 90-е годы. Пусть в не столь откровенной форме, как в эти годы, но, тем не менее, по сей день в них явно доминируют кадры, убежденные в том, что "термин "русский" нас разъединяет", а "принятие Православие - трагедия для России". Вряд ли СМИ в том виде, в каком они функционируют сейчас, могут способствовать процессам национальной идентичности, скорее, наоборот. Мало удалить из массового информационного поля наиболее одиозные фигуры, десятилетиями ведущие русофобскую линию, необходимо, чтобы, как минимум, ключевые должности в этой сфере заняли высокообразованные, талантливые, патриотически настроенные редакторы и администраторы. В сфере культуры, как в массовой, так и "элитарной", мы, увидев в начале 2014 года эстетически блистательную церемонию открытия Олимпиады (ведь можем же, когда захотим!), по-прежнему наблюдаем "апофеоз" пошлости, навязывание образцов различных форм девиантного поведения, откровенное предпочтение западноевропейской культуры собственным образцам. Конечно, именно в этой сфере произошли некоторые изменение к лучшему: началась вполне успешная борьба с "актуальным искусством" a lá Гельман, откровенной порнографией, использованием ненормативной лексики, но мы явно находимся лишь в начале пути и убедительного "перелома" здесь не достигнуто. Что же касается введения религиозной компоненты в школьные программы в факультативном порядке, то можно констатировать, что на данном этапе либеральная и левая общественность фактически заблокировали подобную практику. Тем не менее, есть и позитивные факты, свидетельствующие о позитивных сдвигах в современном русском национальном самосознании. - Осознано, что русские являются крупнейшим в мире разделенным народом. И что Ирреденту, процесс национального воссоединения русских, не остановить никакими санкциями и холодными войнами. Если потребуется, он будет идти десятилетиями, как в свое время, при Иване Калите, Дмитрии Донском и Иване Великом! Впрочем, социальное время сейчас резко ускорилось... - Властью и обществом также наконец-то осознан, но пока еще глубоко и системно не осмыслен факт, что в Российской федерации русские составляют примерно 82 процента населения (а это означает, что русских больше, чем евреев в Израиле, при этом Израиль считается образцом моноэтнического государства, при наличии 20 процентов палестинцев). Игнорировать этот факт в прежнем советском псевдонтернационалистском стиле более невозможно - события в Крыму и Новороссии невероятно подстегнули процессы русской национальной идентификации. - Некогда влиятельные политики и эксперты, которые замалчивали и искажали русский вопрос, трактуя его исключительно как "проявление русского фашизма", жестко подавляли рост национального самосознания, нейтрализованы и маргинализованы событиями на Болотной, на Майдане, в Крыму и в Новороссии. - Есть сильнейший запрос на адекватную национальную политику. Но пока наметились лишь некоторые ее контуры. Наиболее важные, ключевые программные заявления на этот счет делают Президент и Патриарх. Подавляющее большинство крупных игроков пока отмалчивается. Но отмолчаться у них не получится, ибо все наиболее острые аспекты межнациональных отношений и того же русского вопроса уже сформулированы и ждут своего решения, "процесс пошел", и его уже не остановить. Теперь - о российской идентичности. Ход истории, объективно, ведет РФ к созданию государственности на основе российской идентичности, ядром которой должны стать общегосударственный русский язык, традиционная русская и мировая культура, общегосударственная концепция истории, в которой основную роль сыграл государствообразующий народ. Подобный сценарий отнюдь не предполагает подавление национально-культурной идентичности других этносов, напротив, их культурные достижения должны органически включаться в общероссийскую идентичность, обеспечивая ее "цветущую сложность" (К. Н. Леонтьев). Только таким и никаким другим путем можно создать эффективную российскую идентичность. Другой вопрос, что нерусские национальные идентичности должны развиваться на основе собственных высших культурных достижений и видения истории, которые исключают русофобию и возможность возникновения и оформления сепаратистской идеологии. При этом формирование общероссийская идентичности должно быть приоритетной политикой на всей территории Российской Федерации, что должно быть отражено прежде всего в школьных и университетских программах, в политике средств массовой информации, в культурной политике. А для этого явно необходимо изменение Конституции, исключающей сейчас наличие государственной идеологии. Пока же Российская Федерация в плане национального устройства и понимания национальной идентичности представляет собой редуцированную, усеченную ленинско-сталинскую модель СССР, с искусственными внутренними границами и национальными республиками, увы, чреватую в условиях кризиса распадом в результате роста этнического сепаратизма, как это произошло с советским государством в 1991 г. Государство и общество, зиждущиеся на российской идентичности, возможны, когда отдельные граждане, так и регионы будут обладать равными политическими и экономическими правами, что предполагает соблюдение реального равноправия в политической, экономической, правовой, культурной сфере - соблюдение элементарных пропорций. Если мы строим правовое демократическое государство - значит, власть должна учитывать и формулировать и русские интересы, а не только голоса влиятельных национальных диаспор и корпоративных лоббистов. Будет в России хорошо русскому большинству - будет хорошо и всем другим этносам. Современная власть должна усвоить уроки русской истории, когда при полном равнодушии русского народа государство, игнорирующее интересы этого самого народа, "слиняло в три дня" (выражение В.В. Розанова) в феврале 1917г. и в августе 1991-го.
Сссылки 1Владимир Путин, Россия: национальный вопрос // http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html 2 Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) // http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/chapter/1/#block_100000 3 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на XVII Всемирном Русском Народном Соборе // http://www.vrns.ru/news/2237/#.VNzZWDVn3iE 4 Обращение Президента Российской Федерации18 марта 2014 года // http://www.kremlin.ru/news/20603 5 Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе // http://www.vrns.ru/news/3393/#.VNzW8DVn3iE 6 Владимир Путин, Россия: национальный вопрос // http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|