 |
24.02.15
"Мы исходим из человека..."
Мысль
Сергей Ряполов
Русского писателя Андрея Платонова и немецкого художника Йозефа Бойса, как представляется, очень многое объединяет. Оба мыслителя говорили на языке, соответствующем их времени, но при этом были глубоко укоренены в своих национальных интеллектуальных традициях. Очень многое в творческом наследии и Платонова, и Бойса позволяет не только отнести каждого из них к их национальным культурным традициям, но и говорить о том, что национальная интеллектуальная традиция послужила почвой для рождения двух самобытных философских систем. В творчестве каждого, несмотря на национальную окраску, отчетливо просматривается постановка тех вопросов, которые имеют значение для всего человечества независимо от национальной принадлежности, и потому такие вопросы могут быть названы вечными. Оба мыслителя стали очевидцами и участниками не самых простых страниц в истории своих родных государств. Возможно, именно поэтому центральной темой произведений и Платонова, и Бойса может быть назван человек. В «Призыве к альтернативе» Бойс указывает: "Создавая проект альтернативы,… мы исходим из человека. Он является создателем СОЦИАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ, и общественный организм должен быть устроен по его мерке и в соответствии с его волей". По Бойсу, существует ряд "симптомов кризиса" современного мироустройства, к числу которых следует отнести не только военную угрозу, экологический и экономический кризис, хотя Бойс заостряет внимание и на них тоже, но и кризис в личностном самоощущении человека. Он пишет, что современное мироустройство "приводит к потере внутренних ценностных ориентиров", "порождает состояние кризиса, утраты смысла собственной жизни". "Обратной стороной такой утраты человеком своей идентичности становится... слепое следование принципу удовольствия, беззастенчивое приспособленчество, чтобы из всего этого бессмысленного существования заполучить хоть что-то для себя, пока жизнь не закончилась, урвать, не оглядываясь на тех, кому придется платить по векселям".
Несколько лет назад в Воронеже прошла выставка липецкого художника Юрия Татьянина, предложившего собственную версию Бойса и его зайца. Фото Виталия Черникова
Социальное преображение, по Платонову, неразрывно связано с преображением самого человека. Я использую слово "преображение", а не, например, "преобразование", потому что речь идет о переустройстве всего бытия. Платоновский коммунизм является не просто высшей фазой развития коммунистического общества, решающим условием перехода к которой является достижение определенного уровня производительности труда. Понятие коммунизма в контексте творчества Платонова гораздо глубже. Оно предполагает абсолютное преображение всего бытия, новое Солнце на новом Небе, "победу над Солнцем" и представляет собой своеобразную версию уникального русского архетипа, отражающего чаяния русского народа о преображенном мироустройстве. Безусловно, центральное место в вопросе о преображении человека должна занимать проблема его смертности. Философ Владимир Варава пишет: "Натурализм при описании картин смерти и умирания у Платонова (депрессирующий либерально-гуманистическое сознание, нацеленное на "счастье") имеет глубокую духовную цель – привести человека к нравственному потрясению и нравственному страданию". Смерть в русской философской традиции понимается как "олицетворение зла, и зло, прежде всего, ассоциируется и отождествляется со смертью". Так, например, русский философ и земляк Платонова о. Феофан (Авсенев) писал, что "смерть есть величайшее из всех бедствий, какие только постигают несчастный род человеческий". И потому вопрос о смерти - это вопрос о болезни бытия, признаки которой обнаруживаются в смерти, и эту болезнь необходимо, по Платонову, излечить. В одном из, пожалуй, самых известных своих перформансов "Как объяснять картины мертвому зайцу", как представляется, Бойс с необыкновенной яркостью ставит вопрос о недолжном, больном состоянии бытия, о болезни, разъедающей испорченное бытие, самым чудовищным следствием которой является смерть. В повести "Джан" Платонов пишет: "Они взяли с собой в запас верблюжьего мяса, но Чагатаев ел его без аппетита: ему было трудно питаться печальным животным; оно тоже казалось ему членом человечества". "Печальное животное" Платонова, "мертвый заяц" Бойса - все это "члены человечества" лишь потому, что их смерть есть следствие расторжения союза Творца и твари и падения бытия в "черную бездну", которую человек обнаруживает внутри себя. И преодоление смерти человеком есть преодоление смерти для всего бытия. Естественно, что и в творчестве Бойса, и в творчестве Платонова центральное место занимает вопрос о противопоставлении жизни и смерти, с одной стороны, и об их связи, с другой. Отсюда берут начало центральные образы в их творчестве, вопрос о существовании до рождения и проблема смерти. Творчество обоих мыслителей очень многогранно, поэтому при рассмотрении и Платонова, и Бойса как философов необходимо обратиться ко всему спектру их творческого наследия. Особенное место в рамках исследования философии Платонова, как видится, занимает вопрос о политических идеях писателя. Безусловно, при их разборе необходимо опираться не только на литературное наследие писателя, но и на публицистические работы Платонова, в которых он предстает как совершенно искренний приверженец всеобщего переустройства. Преображение социального, преображение общества, чевенгуровский коммунизм возможны, по Платонову, лишь вместе с преображением всей палитры бытия, преображением человека и преодолением смерти. И потому центральное место в работах писателя занимает вопрос о преображении всего бытия, преодолении его болезни и как следствие общественное переустройство, восстановление отцовства и родства. "Он видел на степных маленьких станциях портреты вождей; часто эти портреты были самодельными и приклеены где-нибудь к забору. Портреты, вероятно, мало походили на тех, кого они изображали, но их рисовала, может быть, детская пионерская рука и верное чувство: один походил на старика, на доброго отца всех безродных людей на земле; однако художник, не думая, старался сделать лицо похожим на себя, чтобы видно было, что он теперь живет не один на свете и у него есть отцовство и родство". Таким образом, вопрос о радикальном социальном переустройстве неизбежно сталкивается с проблемой преодоления несовершенства бытия, смертности человека. Именно с этой точки зрения необходимо, как представляется, рассматривать идеи преображения социального в творчестве Андрея Платонова.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 77 (2202), 25 февраля - 3 марта 2015 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|