 |
20.01.15
Расширяя горизонты возможностей
Из блокнота журналиста
В Подольске изготовят корпус атомного реактора для ледокола нового поколения. Он станет самым большим и мощным в мире
Валерий Казанов Воронеж – Подольск - Воронеж О том, что в Московской области есть город Подольск, знал не только по урокам географии. В XX веке швейные машинки «Чайка», выпускаемые подольскими мастерами, для советской хозяйки были важным атрибутом семейного благополучия. Позже, когда служил во флотской газете "На страже Заполярья", не раз приходилось обращаться в Подольский военный архив ЦАМО РФ, устанавливая имена попавших под молох репрессий, а также пропавших в пучине Второй мировой. И вот благодаря Госкорпорации "Росатом", организовавшей в конце прошлого года для представителей региональных средств массовой информации пресс-тур, понял, насколько скудна была моя информация о старинном городе на реке Пахре. Как оказалось, Подольск богат не только своими замечательными достопримечательностями, но это еще и центр атомных исследований и атомного машиностроения. Среди лидеров промышленного производства - ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", входящий в машиностроительный дивизион "Росатома" - "Атомэнергомаш".
Из прошлого в настоящее
Знакомство с предприятием началось с Выставочного зала компании. Наш гид - главный инженер ОАО "ЗиОПодольск" Анатолий Рубцов не без гордости сообщил о том, что в мае 2014 года заводу исполнилось 95 лет. А начиналось все в далеком 1919 году с ремонта паровозов, в которых остро нуждалась молодая страна Советов. Завод так и назывался Паровозоремонтный. За одиннадцать лет было восстановлено 863 паровоза. Время выдвинет новые задачи, и подольские машиностроители произведут первый советский крекинг-аппарат для нефтехимической промышленности. А в годы Великой Отечественной войны в цехах предприятия ремонтировали танки и орудия, оснащали бронезащитой самолеты Ил-2, которые, кстати, строили воронежские авиастроители. Всего за месяц был изготовлен бронепоезд "Подольский рабочий", прошедший с боями от Москвы до Берлина, охранял участников Потсдамской конференции. В послевоенные годы перед страной встала задача развития энергетического комплекса - строительство мощных тепловых электростанций, и завод освоил выпуск угольных котлов для ТЭС. Именно здесь, на этом предприятии, был изготовлен котлоагрегат мощностью 800 МВт для Березовской ГРЭС - это уникальное оборудование, аналогов которому в нашей стране нет. С началом становления атомной энергетики в СССР завод изготовил тепломеханическое оборудование для первой в мире АЭС в городе Обнинске. А в 70-е годы начнет выпускать оборудование для реакторных установок на быстрых нейтронах. - На сегодняшний момент и в России, и на постсоветском пространстве нет ни одной атомной станции, где не стояло бы оборудования "ЗиО". Не ошибусь, если скажу о том, что сто процентов АЭС и до сорока процентов тепловых электростанций работает на оборудовании с маркой "ЗиО-Подольск", - подчеркнул Анатолий Рубцов, завершая краткий исторический экскурс о предприятии. Кстати, он уже и сам - частица истории завода, куда пришел работать сразу же после службы в армии в 1974 году. Мы, видимо, еще долго ломали бы голову над расшифровкой аббревиатуры "ЗиО", если бы на помощь не пришел Анатолий Рубцов. Как он пояснил, "ЗиО" - это "Завод имени Орджоникидзе". Имя легендарного наркома тяжелой промышленности по просьбе рабочих было присвоено заводу в апреле 1936 года. В 2000 году к имени наркома добавилось название города и официальным наименованием предприятия стало "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск". Почтительное отношение к прошлому - отражение своеобразной идеологии завода. Идеологии, основанной на уважении к истории и сохранении традиций. Зримое ее воплощение в орденах Ленина и Октябрьской Революции, сохранившихся на фасаде центральной проходной до наших дней. Не растеряв на перегонах истории все лучшее, не рухнув, как другие предприятия, под натиском всевозможных реформ, подольские машиностроители не просто сохранили завод, но и сумели за короткое время провести масштабную модернизацию и создали современное производство. Сегодня "ЗиО-Подольск" совместно с инжиниринговой компанией "ЗИОМАР" проектирует и создает оборудование для атомных и тепловых электростанций, нефтеперерабатывающих заводов и газовой промышленности. А в 2013 году здесь начали осваивать совсем новое направление - гражданское судостроение. - Мы выиграли тендер на производство транспортного реактора для атомного ледокола нового типа, который мы делаем вместе с коллегами из ОКБМ "Африкантов", - говорит Анатолий Рубцов. - Более того, в начале мая 2014 года были проведены конкурсы еще на два ледокола. Заказ хороший и для нас понятный. Для его выполнения мы получили сертификат Российского морского регистра судоходства.
История завода, которому в прошлом году исполнилось 95 лет, продолжается
По заказу ОАО "ОКБМ Африкантов" подмосковным мастерам предстоит изготовить ядерную энергетическую установку РИТМ-200, для атомного ледокола "Арктика", закладка которого, как уже сообщала "Коммуна", произошла в ноябре 2013 года в Санкт-Петербурге. Она отличается от предыдущих большим запасом прочности (на 40 лет) и большей мощностью. А еще - повышенной безопасностью.
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна", N5 (26394) | Вторник, 20 января 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|