 |
14.01.15
Философия молчания
Искусство
Сергей Ряполов
Так сложилось, что современное сербское искусство не слишком хорошо известно у нас в России. Для большинства россиян оно, скорее всего, ассоциируется с именами известных всему миру кинорежиссера Эмира Кустурицы, художницы Марины Абрамович, ну и, конечно, выдающегося сербского писателя и философа Милорада Павича, смерть которого в 2009 году некоторые мои друзья восприняли как личную потерю. Может быть, кто-то вспомнит еще несколько имен… И это при том, что мысль о сербах как о братском народе и о родстве двух культур многие воспринимают как аксиому, не требующую никакого доказательства. В современной Сербии есть многое, во что стоит всмотреться, что требует пристального философского, аналитического рассмотрения. К числу таких явлений, бесспорно, относится творчество молодой, но уже получившей определенное признание, художницы и архитектора Невены Поледицы.
Невена Поледица
В своей статье «Отрешенность» Мартин Хайдеггер выразил интересную мысль: "Мы задумаемся и спросим: а может быть, любое настоящее творение коренится в почве своей родной земли? Иоган Гебел однажды написал: "Мы растения, которые – хотим ли мы осознать это или нет - должны корениться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды"... чтобы труд человека принес действительно радостные и целебные плоды, человек должен подняться в эфир из глубины своей родной земли. Эфир здесь означает свободный воздух небес, открытое царство духа". Действительно, очень многое в творчестве Невены Поледицы станет понятнее, если обратить внимание на ее биографию. В Сербии есть небольшой городок Арилье. Именно в нем Невена родилась и провела детские годы. Когда я думаю об этом месте, мне представляется умиротворенная, лишенная суеты жизнь провинциальной Сербии. Весной воздух этого места наполняет аромат цветущих фруктовых деревьев, летом луга вокруг Арилье наполнены пестротой тысячи полевых трав, а осенью наступает время сбора урожая, и каждое утро здесь можно начинать с домашнего сока или присланного дядей меда. Возможно, это место еще не утратило того, что составляло "родной мир" человека на протяжении многих столетий. Это, выражаясь словами Хайдеггера, и пашни вокруг его двора, и небо над землей, и смена ночи днем, и обычаи и нравы его села, и предания родного мира. Возможно, именно о такой жизни писали русские мыслители, для которых крестьянский образ жизни зачастую выступал как образец идеальной организации человеческого бытия. Предположим, что об истинной сущности мира можно только молчать. По крайней мере, в истории философии существует некоторая тенденция к подобному рассмотрению проблемы невыразимости предельного основания бытия средствами языка. Говоря о философии молчания, безусловно, следует указать традицию апофатического богословия и исихазм, некоторые идеи Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Людвига Витгенштейна и других. Таким образом, если истинная сущность мира невыразима в языке и о ней можно только молчать, то молчание становится выражением истинной сущности не только мира, но и человека как включенной в мир части, и потому истинная сущность мира открывается в моментах молчаливого созерцания. Не к такому ли молчаливому созерцанию с самого рождения могла располагать жизнь в Арилье? Неудивительно, что в творчестве Невены огромное место занимает попытка выразить исполненный смыслом и гармонией мир. Несмотря на то, что в ее работах ставятся общечеловеческие, философские вопросы, все же именно жизнь провинциальной Сербии, как мне видится, посеяла то зерно, которое впоследствии взошло ростками творчества Поледицы. Отвлечение от молчаливого созерцания и бесконечное пустословие закрывают человека от истинной сущности мира и погружают его в липкое забытье, в котором мир и человеческое существование предстают как нечто бессмысленное. В действительности же мир преисполнен смыслом, и в одной капле дождевой воды, повисшей на ветви яблони, может быть, гораздо больше смысла, чем во всем бесконечном пустословии. Но этот мир как он есть - не кантовская "вещь в себе", он доступен человеку, даже если допустить поврежденность человеческой природы, стоит лишь замолчать и на секунду отвлечься от сиюминутных переживаний, открыть себя для бытия и обратиться к нему, увидеть его гармонию и смысл. Генри Миллер однажды написал, что "лишь очам души может быть явлен рай. Если в вашем раю есть недостатки, раскройте больше очей". Именно такую гармонию мира, как представляется, пытается показать Невена Поледица. В ее работах можно увидеть мир, в основе которого лежит смысл, но это наш мир, мир, в котором живет каждый из нас, и смысл которого просто теряется за ежедневной "суетой сует", а она как художник, возможно, не всегда осознанно, выражает это припоминание об изначальной гармонии мира. Но, между тем, это мир, несущий в себе иррациональную составляющую. Мартин Хайдеггер писал: "...человек - это мыслящее, т.е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется "перепрыгнуть через себя". Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас - здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас - в настоящий час мировой истории". Действительно, нам необходимо прислушаться к совету одного из величайших философов прошедшего столетия, на мгновение остановиться, замолчать и посмотреть вокруг, и, возможно, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным. Мое знакомство с Невеной было не совсем обычным, не менее особенными оказались и наши дальнейшие взаимоотношения. Мы никогда не знаем, что нас ждет впереди... В настоящее время она живет и работает в Белграде. В декабре прошлого года в белградской галерее "Бартcелона" открылась ее персональная выставка. Помимо персональных и групповых выставок в Сербии, она участвовала в ряде проектов за пределами ее родной страны. Например, в ряде групповых выставок и проектов в Воронеже, в том числе, в Воронежском центре современного искусства. Тем не менее, для воронежцев эта талантливая художница все еще остается до конца не открытой, что, безусловно, не может не вызывать у меня сожаление.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 2 (2196), 14-20 января 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|