 |
31.10.16
Вся власть - воображению
Событие | На большой сцене Воронежского концертного зала открылся Второй детский театральный фестиваль "МАРШАК"
Зрителей форума, проходящего при поддержке правительства и губернатора Воронежской области, приветствовал первый заместитель председателя областного правительства Владимир Попов. Он передал поздравления участникам от губернатора Алексея Гордеева. А "дежурный по фестивалю", Заслуженный артист России Камиль Тукаев, зачитал приветствия от председателя Союза театральных деятелей РФ Народного артиста России Александра Калягина и Министра культуры РФ Владимира Мединского.
Виталий Черников
"МАРШАК" - это не только 26 спектаклей (в том числе таких известных коллективов, как РАМТ, Детский музыкальный театр имени Н.И.Сац, Центральный театр кукол имени С.В.Образцова, "Практика", Александринский театр), но и мастер-классы, и творческие встречи. Как было отмечено в приветственном слове главы региона, многожанровость фестиваля "поможет шире представить театральное пространство, проследить развитие артистических инициатив". В этом году "МАРШАК" обрёл международный статус: обещаны спектакли из Германии и Эстонии. То, что фестиваль открылся постановкой Детского музыкального театра юного актера (Москва), вряд ли случайность. Думаю, выбор пал на этот коллектив потому, что детский он не только из-за тематики представлений и ориентации на юного зрителя. Юные в этом театре - не только те, кто сидят в зале. В Воронеже москвичи показали мюзикл "Пеппи Длинныйчулок", в котором заняты актёры разных возрастов. На равных играют дети и профессиональные артисты. Основа спектакля, звучавшие в нём музыка и песни, взрослому зрителю знакомы по советскому телефильму, снятому в начале 1980-х. Лично я хорошо помню с тех пор несколько песен Юлия Кима оттуда, а вот саму картину, признаться, смутно. Однако не забыл контекста, в котором воспринималась детьми "Пеппи". Это, с одной стороны, повести Владислава Крапивина, главным героем которых был обычно юный одиночка-романтик, самим фактом своего существования противостоящий окружающей серой реальности. Победить её не всегда оказывалось возможным, но можно было из неё бежать. В мир фантазий, на стивенсоновский остров сокровищ - или просто уехав на пароходе, как затравленная "общественностью" героиня "Чучела" Владимира Железникова. С другой стороны - экранизации произведений иностранных авторов, например, Джанни Родари или Астрид Линдгрен, где подобное противостояние также выглядело сюжетообразующим. Появление в некоем городе мальчика или девочки, живущих по своим правилам, которые радикально отличались от иерархичного и архаизированного мира взрослых, заставляющих и своих детей жить по давно устаревшим правилам (или хотя бы лицемерно притворяться, что их соблюдаешь), было сюжетом весьма популярным. Юный пришелец своим примером помогал не только сверстникам, но и самым старшим, понять, что те существовали в пыльном сундуке, а мир за границами крепостных стен запылившихся правил огромен и Устр. "Вся власть воображению!" - этот лозунг французских студентов, в 1968 году превративших Париж в город новой революции, эстетической не в меньшей мере, чем социальной, сделался чрезвычайно актуален в застойном СССР благодаря писателям и кинематографистам, обращающимся к юной аудитории. Жизнетворчество Пеппи, Расмуса-бродяги или персонажа Андрея Миронова из "Сказки странствий" вдохновляло не только сотни будущих хиппарей с филфака, но и поэтов и рок-музыкантов конца прошлого века. Например, Александра Литвинова, выступавшего под псевдонимом Веня ДБЂ™ркин, или Вадима Кузьмина, более известного как Чёрный Лукич. Побеждающая силой воображения косность и скуку главная героиня представления, показанного в Воронеже Детским музыкальным театром юного актера, с одной стороны, придумана Астрид Линдгрен, с другой - пустилась с книжных страниц в самостоятельное путешествие благодаря Владимиру Дашкевичу и Юлию Киму. Как говорится, "наша, советская" Пеппи. Ненавязчивые отсылки к эстетике советского детского кино (не только конкретной экранизации повести шведской писательницы) в спектакле вполне ощутимы. Однако Пеппи и её друзей играют дети уже XXI века - ощущают ли они тот посыл, который казался важным в 1984 году? Воспринимают ли произносимые слова (например, что "каждый человек может ходить как ему вздумается") в качестве призыва к освобождению? Важное отличие этого спектакля от других, ставившихся на бескрайних просторах страны, - в том, что исполнительница роли Пеппи если и старше своей героини, то ненамного, а потому понимает её гораздо больше, чем взрослые актрисы. Они, играя эту героиню Линдгрен, всегда особенно рисковали переборщить с эксцентричностью. Та Пеппи, которую мы увидели на сцене Воронежского концертного зала, всё-таки "просто девочка", она вполне органична и убедительна не только когда веселится и скачет, но и когда грустит и вздыхает. - До этого фестиваля мы побывали в Баку, Тбилиси, Ереване и Сухуми, - рассказал воронежским зрителям, когда отшумели аплодисменты и крики "браво!", художественный руководитель театра Александр Фёдоров, - а сегодня ночью часть группы улетает в Бишкек, Астану, Ташкент и Самарканд. Пожелайте нам хороших гастролей! В нашем театре есть мюзикл "Оливер". Название самой популярной песни оттуда по-русски звучит так: "Считай, что мой дом - твой дом". Сегодня у нас в Москве есть новый дом. Правительство Москвы подарило нам в этом году здание, четырёхэтажный особняк в центре столицы, выделило огромные деньги на реконструкцию. В 2018 году у нас будет большой современный красивый театр. Но и сейчас мы всегда ждём вас к себе в гости. Считайте, что наш дом - ваш дом!
 Фестиваль открылся мюзиклом "Пеппи Длинныйчулок". Фото Михаила Квасова.
Источник: газета "Коммуна", Б„– 87 (26627) | Вторник, 1 ноября 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|