 |
25.10.16
Дрессировщик львов Борис Бирюков
Национальное достояние "Цирковая судьба сводила меня со многими неординарными людьми. Одни уже тогда гремели по всей стране, другие, обладая недюжинным талантом, как, например, клоун воронежец Алексей Иванович Сергеев по прозвищу Мусля, так и остались в тени истории". Из интервью Бориса Бирюкова. Виктор СИЛИН (Окончание. Начало в Б„–84).
Енгибаров, Милаев и Галина Брежнева
В 1960 году по какой-то причине, уже сейчас и не вспомнить, аттракцион Ирины Бугримовой "Среди львов" оказался в простое. И Бирюковы отправляются в начале лета в Воронеж с армянскими артистами, а осенью - в Сочи с программой, которой руководил создатель "Медвежьего цирка" Народный артист СССР Валентин Филатов. Итак, Воронеж. Константин Павлович Бирюков при любом удобном случае стремился оказаться в родном городе. Так произошло и на этот раз. Одна из старейших воронежских журналистов Людмила Суркова вспоминает: - Я часто ходила в цирк и июньскую цирковую программу 1960 года хорошо запомнила. На то, думаю, есть две причины: во-первых, воронежцы всегда очень хорошо принимали (и ждали!) музыкальных эксцентриков Бирюковых, а во-вторых, тогда уже на всю страну пошла слава клоуна Леонида Енгибарова. Ещё из имен запомнились Владимир Арзуманян - старейший армянский цирковой артист и руководитель коллектива. Степан Исаакян выступал с дрессированными животными. Под его началом находились бегемот, крокодил и удав. С весельчаком-армянином приключались всякие недоразумения: то он вместо рыбы вытаскивал из водоема крокодила, то холм, на котором он сидел, вдруг оказывался бегемотомБЂ¦ И, конечно же, небывалый успех тогда выпал на долю клоуна Леонида Енгибарова. Артист потрясающей пластики - он и акробат, и эквилибрист, и жонглёр. Его репризы были и смешны, и грустныБЂ¦ Но не только на арене мне довелось видеть Енгибарова. Встретила я его вБЂ¦ поликлинике, куда пришла на врачебную комиссию. Возле кабинета врача-отоларинголога сначала не было никого. Потом неизвестно откуда ввалилась шумная компания. Среди них был и Леонид Енгибаров, такой подвижный, как на шарнирах весь, словно он на манеже. Увидел меня и поинтересовался: "Девушка заболела?" "Да нет, - отвечаю, - за справкой пришла для поступления в институт". - И куда же поступать надумали? - последовал очередной вопрос. - Наверное, на исторический факультет университета. Енгибаров сделал уморительную гримасу и произнес: "Это очень хорошо. Просто замечательно: история, она ведь мать всех наук!" Потом, обращаясь к компании, шутливо спросил: "Отпустим девушку на учебу?" "Отпустим, отпустим", - загалдели спутники Енгибарова. И все мы вместе рассмеялись. Получилось все от души и непринужденно. К судьбе Леонида Енгибарова непосредственное отношение имеет Бирюков-старший. - Отцу очень нравился этот клоун с грустной улыбкой на лице, - замечает Борис Константинович. - Я уже говорил, что наш отец отличался справедливым и деятельным характером. И когда во время тех воронежских гастролей он узнал, что Енгибаров получает минимальную ставку, то возмущению его не было предела. Кстати, у писателя Александра Бартэна в его книге "Под брезентовым небом" есть очерк "Один только день", в котором он все подробно и в деталях описывает. Хочешь, можешь прочитать. И Борис Константинович достает увесистый том с закладкой (у Бирюкова-младшего огромное собрание литературы, причём книг редкостных об искусстве цирка, давно ставших раритетами). "Вот, - говорит, - читай с этого абзаца". И я читаю: "С окраинной улочки я вернулся в центр города, в Первомайский сад, в цирк, расположенный посреди парка. Время было дневное, шли репетиции, и цирк ещё не был тем цирком, каким - во всем параде - вечером он предстает перед зрителями. Сейчас это был всего-навсего дом, населенный людьми, которые много работают и озабочены своей работой. БЂ¦Тут меня отвел в сторону музыкальный экс центрик Константин Бирюков - человек очень деятельный, непременный участник всех общественных и производственных начинаний в цирке. - Тарификационная комиссия собирается нынче, - озабоченно сообщил Бирюков.- Ставят вопрос о перетарификации Лёни Енгибарова. Молодой, перспективный коверный. Вполне заслуживает прибавкуБЂ¦ Я тут характеристику набросал. Поглядите, как она в отношении литературной складности. БЂ¦Собрался и я покинуть зал. Но остановился, увидев появившегося возле манежа Леонида Енгибарова. До приезда в Воронеж я не знал этого молодого коверного. А тут увидел - и сразу полюбил. Интересно, свежо работал Енгибаров. В репризах Енгибарова неизменно присутствовал второй, глубинный план, всегда читалась острая мысль, причудливо запечатленное чувство. - Лёня! Ты куда девался? - донесся голос Бирюкова. - Иди-ка сюда, кое-что нужно уточнить. Приняв независимо-равнодушный вид, глубоко сунув руки в карманы брюк, засвистев сквозь зубы, Енгибаров вразвалку отправился в фойе. Но я-то понимал, что это лишь поза, лишь напускноеБЂ¦" В главке характеристику, написанную Бирюковымс-таршим, внимательно рассмотрели, утвердили, и Леониду Енгибарову повысили оклад. - Памятны мне и другие наши гастроли в том же 1960 году, в Сочи, - продолжает рассказ Борис Константинович Бирюков. - Так получилось, что в той программе, коллективом которым руководил Народный артист СССР Валентин Филатов, подобрались звезды первой величины. Из клоунов - великий Карандаш и Константин Берман, эквилибристы под руководством народного артиста РСФСР Владимира Оскал-Оол, наши земляки-воронежцы замечательные акробаты Анатолий Зуев и Алексей ТертичныйБЂ¦ Тогда, помнится, Валентин Иванович Филатов наравне с уже многократно обкатанными номерами - медвежья тройка и карусель, баланс на лестнице, велосипедные гонки косолапых и медвежий бокс - показал совершенно новый, ставший настоящей сенсацией. Вместе с артистом А.Ржецким на крыльях под купол цирка взлетел мишка и сделал вращение на зубнике и свой, медвежий, бланш. Такого ещё цирк не знал! Успех выпал и на долю Бирюковых. Мне удалось разыскать сочинскую газету "Красное знамя" за 1960 год, тот самый номер, в котором рецензируется цирковая программа под руководством Народного артиста СССР Валентина Филатова. Вот что писала газета о номере Бирюковых-Тадэ: "Зрители всегда с интересом ожидают встречи с музыкальными эксцентриками. Семья Бирюковых - отец, мать и два сына - это семья универсальных музыкантов. На каких только инструментах они ни играют: на саксофонах и скрипках, на виброфонах и аккордеонах, на маримбофоне и свирели, контрабасе. В их номере профессиональное мастерство музыкантов удачно сочетается с живым, сочным комизмомБЂ¦" С начала 60-х годов с программой, которой руководила Ирина Бугримова, стал гастролировать и эквилибрист Евгений Милаев. Вообще, это было удивительно, как два Народных артиста СССР, более того, два Героя Социалистического Труда, обладающих независимыми властными характерами, словом, "два медведя" могли уживаться в одной программе столько лет. Всё-таки Бугримова оказалась более властной и держала верх над Милаевым. - Я хорошо помню, как Евгений Тимофеевич привел в цирк в качестве жены (первая его супруга умерла в родах, оставив двойню: сына Александра и дочь Наталью) Галину Брежневу. Ей тогда ещё далеко было до "принцессы" - дочери всемогущего Генсека Леонида Ильича Брежнева. Веселая, неугомонная, смешливая, компанейская - она сразу вписалась в нашу цирковую команду и числилась костюмершей. Характером была независимым и в чем-то эксцентричным, но мужу подчинялась. Брак этот был неравным, Галина аж на 19 лет оказалась моложе Милаева (он с 1910 года). Сама Галина не раз заявляла, что та партийно-руководящая среда, в которой она выросла, изрядно её напрягала. Она хотела в артистки - а ей настоятельно рекомендовали Днепропетровский пединститут. Собственно, её замужество за акробатом Милаевым лично я рассматриваю как бегство из-под родительского надзора. И что удивительно, вся эта бесшабашность, свойственная Галине Леонидовне, не помешала довольно долго продлиться этому семейному союзу. Всё-таки Милаев умел держать в руках женщин! Как известно, жизни цирковой сопутствует неустроенность: бесконечные переезды, переходы, перелеты, гостиницыБЂ¦ Но что удивительно, Галина Брежнева не тяготилась подобным бытом. Она сразу же взвалила на себя весь груз забот о двойняшках Евгения Милаева, забрала их из Дома малютки. Была гостеприимной и радушной: к ней могла завалиться после представления целая ватага голодных артистов и всех она накормит наваристым хохлятским борщом. Ей было хорошо и, как мне казалось, уютно в такой кочевой жизни. И хотя на ту пору я был ещё очень молод, но замечал, как Галина Леонидовна бросала заинтересованные взгляды на атлетически сложенных акробатов и гимнастов. И на эти страстные взгляды нельзя было не ответить. Ещё бы, они исходили от высокой, стройной брюнетки, с обаятельной улыбкой. Единственное, что могло испортить впечатление, так это постоянно лоснящаяся кожа лица, на которой то там, то здесь вскакивали прыщики. Но впоследствии этот косметический изъян прошёл. Зная же необузданный нрав Евгения Тимофеевича Милаева, никто из мужской артистической половины не решался пойти на флирт с его молодой женой. У Галины Брежневой и Евгения Милаева родилась дочь Виктория, имя она получила в честь бабушки, Виктории Петровны Брежневой. О совместной жизни своих родителей дочь Брежневой и Милаева впоследствии так отзывалась: "Чтобы папа бросил цирк - никогда! У него был свой номер, свой коллектив в этом номере, и он был настоящий мужик - не мог сидеть в кресле на даче и ничего не делать. Хотя по натуре был барин. Он неукоснительно требовал, например, чтобы к его приходу домой квартира была убрана, еда приготовлена, а мама весела и в любую секунду готова с ним под руку выйти из дома и отправиться в гости. В доме прислуги не было: квартиру "вылизывала", готовила и стирала мама сама". Сам же Леонид Ильич Брежнев до последнего считал, что только Милаев был единственным мужчиной, который мог сладить с непростым нравом его дочери, держать её, что называется, в узде. - Теперь, по прошествии многих-многих лет, - продолжает Борис Константинович Бирюков, - когда я думаю, откуда у этой милой "пастушки" Гали Брежневой появилась такая ненасытная страсть к "камешкам" - бриллиантам, то прихожу к выводу: вкус к роскоши, красивой жизни достался ей от первого мужа - Евгения Милаева. Да, поведением он, действительно, отличался барским: считал своё мнение истиной в последней инстанции, возражений не терпел, любил показать, что живет на широкую ногу. Поговаривали, что в годы войны он даже скупал золотишко и камешкиБЂ¦ Блеск драгметалла не мог не заворожить и его молодую жену. После развода с Евгением Милаевым среди возлюбленных Галины Брежневой оказались иллюзионист Игорь Кио, балетный танцовщик Марис Лиепа, артист театра "Ромэн" Борис Буряце по прозвищу Цыган. С первым из названных - Игорем Кио - официальный брак не продлился и двух недель. Кио тогда выступал в Сочи. У молодых просто-напросто отобрали паспорта, развели их и выдали новые без штампа регистрации. С последним - Буряце - вообще криминальная история вышла. Он проходил по делу о краже драгоценностей у Народной артистки СССР Ирины Бугримовой и получил реальный тюремный срок. Вот ещё один "цирковой" след в жизни Галины Брежневой. А что же Евгений Милаев? В 1976 году он вместе с Ириной Бугримовой давал прощальные выступления в Туле. Мне удалось разыскать тульскую областную газету "Молодой коммунар", которая так писала о тех представлениях: "Вот звучит знакомая всем мелодия из кинофильма "Цирк", и следует торжественный выход участников удивительного номера во главе с народным артистом СССР Евгением Милаевым. В чем его особенность? Прежде всего, номер выполняется с большим артистизмом. Музыкальное оформление, строгость, слаженность в исполнении, наконец, сама суть номера производят впечатление мощи, силы русской, удалой. Номер захватывает, хотя в основе его, казалось бы, трюк сугубо рациональный, обращенный более к уму зрителя. Евгений Милаев держит ногами лестницу, на которой его партнер держит вторую, убегающую ввысь, а на верху её третий балансёр делает стойку. Потом на этих лестницах появятся и другие участники композиции, но основа её не шелохнется. Поистине, монолит силы - Евгений Милаев. Два Народных артиста СССР - Ирина Бугримова и Евгений Милаев - заняты в одной программе. И какой! У Юрия Благова появился поэтический экспромт, посвященный Евгению Милаеву: Сколько стран, в которых Он наш цирк представил; Скольких он партнеров На ноги поставил!" - В том же 1976 году Ирина Николаевна Бугримова оставила манеж и передала мне свой аттракцион "Дрессированные львы", - говорит Борис Бирюков.- Прекратил свои выступления на арене и Евгений Тимофеевич Милаев. Он стал директором и художественным руководителем Большого московского цирка на проспекте Вернадского. Всё-таки Леонид Ильич Брежнев не забыл своего бывшего зятя.
 Был у Бориса Бирюкова и его брата Стуара и ещё один номер с животными - с медведями-"музыкантами" . Фото из архива Виктора Силина.
Источник: газета "Коммуна", Б„–85 (26625) | Вторник, 25 октября 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|