 |
26.10.16
Свобода. от греха или для греха?
Нравственные устои жизни подвергаются в наши дни серьезным испытаниям на прочность, и эти испытания сплошь и рядом не выдерживают. То, что еще вчера казалось постыдным, сегодня у многих не вызывает ни возмущения, ни даже порицания. Поистине провидцем был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, предостерегавший о том, что греховные поступки со временем могут расцвести пышным цветом. Как удержать общество от падения в пропасть, от повторения судьбы Содома и Гоморры? Писатели, философы, общественные деятели постоянно размышляют над этим, предлагая самые разнообразные пути. Этой важнейшей теме посвящена и новая книга известного воронежского публициста Анатолия Никифорова "Спаси самого себяБЂ¦". Если говорить коротко, то духовно-нравственную ступень, на которой находится сегодня мир, автор определяет как непомерно высокий уровень греховности. А выход, как считает он, - в обращении общества к ценностям русского Православия. Понятно, что наше атеистическое прошлое таково, что не каждый читатель согласится с автором. Но давайте задумаемся: трудно себе представить, что глубоко верующий человек станет, например, мздоимцем (насколько коррумпировано наше общество, всякому известно). А другие наши моральные и нравственные "недуги"? Преступность, наркомания, половая распущенность, дефицит милосердия и сострадания к человекуБЂ¦ Эти "недуги" можно перечислять практически бесконечно. Даже бессовестное имущественное расслоение общества стало бы невозможным, если бы люди жили по библейским заповедям. Автор не скрывает, что он, "в общем-то, светский человек". Может быть, именно поэтому он, подкрепляя свою позицию, прибегает к обильному цитированию мыслей православных священников. "Мы живем в уникальное время, когда мир подошел к черте, за которой зияет пропасть небытия. Человечество должно ответить на вопросы: что делать, чтобы идти дальше, не оставляя после себя выжженное поле исковерканных душ; что делать, чтобы осознать наконец свое подлинное предназначение и начинать собирание некогда разбросанных камней? Есть ли сегодня сила, которая могла бы объединить миллиарды запутавшихся людей с разными жизненными укладами и религиозными убеждениями, чтобы они могли вместе продолжить свое движение к Свету? Такая сила есть, но большая часть человечества утратила способность ее понимать и принимать. Это Церковь Христова, которая знает тайны бытия, главной из которых, пожалуй, является любовь Творца к человеку. До сих пор мир не познал этой жертвенной любви, ибо если б он ее имел, то не был бы таким злым". Эти слова принадлежат протоиерею Николаю Германскому. Но не менее убедительны и обращения Анатолия Никифорова к мыслям классиков литературы. "О роли личного примера православного светильника и его влиянии на формирование праведного безгреховного образа жизни, по-моему, образно сказал И. Бунин в "Окаянных днях", - пишет автор. "Сам народ сказал про себя: из нас, как из древа, - икона или дубина, в зависимости от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев". Название книги представляет собой первую часть бессмертной фразы, которую приписывают преподобному Серафиму Саровскому: "Спаси самого себя - и тысячи вокруг тебя спасутсяБЂ¦" Вполне логичным выглядит то, что автор, оттолкнувшись от высказывания отца Серафима, достаточно подробно рассказывает о его подвижнической жизни и исполнении заветов святого в нашей стране и на Воронежской земле. Все деяния Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых православных святых, были направлены на формирование безгреховной жизни. Скромный и неприхотливый в быту, он своим личным примером оказывал воспитательное, спасительное влияние на окружающих. "Можно с большой долей уверенности говорить, что многие и многие православные стремились и стремятся подражать преподобному, и тем самым облегчают свою жизнь", - убежден А.К. Никифоров. Книга пронизана тревогой о том, что свобода, которую получило общество, оказалась свободой не от греха, а для греха. Автора беспокоит то, что при постоянном росте числа храмов и мечетей, синагог и молельных домов уровень греховности в стране не снижается, а растет. Многие греховные "веяния" приходят к нам с Запада. Храмы некоторых скандинавских стран уже стали прибежищем для гомосексуальных оргий. Губернатор Торонто хвастается тем, что уже длительное время сожительствует со своими взрослыми дочерьмиБЂ¦ Чем не Содом и Гоморра? Сможет ли Россия устоять перед подобной бесовщиной, если у нас подготовлена для нее вполне благоприятная почва? Эту почву обильно удобряют и беспрецедентное имущественное расслоение, и циничное разрушение принципа социальной справедливости, и бесконечная фальсификация нашей истории, и возрождение принципа "политической целесообразности". Анатолий Никифоров считает, что в наши дни идет преднамеренное разрушение духовности, национальных традиций, нашего русского национального кода, родного языка. Но книга не только об этом. На страницах своего произведения автор делится с читателем размышлениями о роли Русской Православной Церкви на различных этапах нашего государства, о ее положении в советские годы, в том числе ее роли в период Великой Отечественной войны. Особо выделил бы главы, касающиеся деятельности Межконфессионального Совета при Воронежской областной Думе, секретарем которого автор книги является уже много лет. После почти сорокалетней службы в органах госбезопасности А.К.Никифоров был приглашен бывшим председателем облдумы И.М.Шабановым в качестве консультанта по религиозным вопросам. Позднее он работал помощником нескольких председателей областной законотворческой власти. И именно ему, автору книги, принадлежит исключительно важная, плодотворная инициатива о создании при нашей Думе (впервые в России!) упомянутого выше межконфессионального Совета. Что объединило людей, которые еще вчера, по свидетельству А.К.Никифорова, не подавали друг другу руки? "Я не претендую на глубокое знание Библии, Корана и Торы, - пишет автор, - но убежден, что главной задачей любой религии является воспитание у человека высоких духовных и моральных качеств, необходимость сеять добро, нести свет людям, формировать безгреховную среду, укреплять духовно-нравственную основу общества". Главными целями Совета стали: контроль, изучение и анализ процессов, происходящих в межконфесссиональной сфере; предупреждение негативных, и прежде всего - экстремистских, проявлений в религиозной среде; духовно-нравственное оздоровление общества, в первую очередь - молодежи; и главное - создание атмосферы доверия, мира и дружбы между конфессиями, зарегистрированным в Воронежской области. Анатолий Никифоров уверен: спокойствие в обществе, судьба России, ее целостность во многом будут зависеть от того, как будут решаться в многонациональной (190 этносов) и многоконфессиональной (44 конфессии) стране все эти проблемы. Работа Совета во многом способствует такому решению на территории нашего региона, что уже получило положительную оценку как на областном, так и на федеральном уровне. Повторюсь: можно не сомневаться, что некоторым читателям мысли А.К.Никифорова, высказанные в новой его книге, покажутся далеко не бесспорными. Да и реализовать их в обществе, в котором мерилом всех ценностей стали деньги, очень непросто. Но, как сказал в своем вступительном слове митрополит Воронежский и Лискнский Сергий, "мы живем в демократическое время, любые мнения имеют право на существование, и их надо уважать. Человек любого вероисповедания, как гражданин своего Отечества, обязан иметь здравую активную жизненную позицию". Такая позиция в книге "Спаси самого себяБЂ¦", безусловно, есть.
Евгений Новичихин
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|