 |
31.10.16
Услышать друг друга
Ситуация | Рабочая группа, занимавшаяся разрешением конфликта в Воронежском театре оперы и балета, подвела итоги
Когда в сентябре руководители Воронежского театра оперы и балета пригласили журналистов на пресс-конференцию, посвящённую открытию очередного сезона, многие из нас шли с настроем оптимистическим вдвойне. В последние годы события в этом театре далеко не всегда были связаны с творчеством. Но на сей раз коллективу действительно было чем похвастаться. Казалось, недавние распри если не ушли в прошлое совсем, то по крайней мере приняли цивилизованную форму.
Виталий Черников
Увы, не прошло месяца - и СМИ сообщают об очередном скандале, а Департамент культуры Воронежской области создаёт рабочую группу для его разрешения. Поводом стало коллективное заявление части хора театра в департамент. - Обращение поступило к нам 7 октября, - рассказала на пресс-конференции в Доме журналистов руководитель Департамента культуры Эмилия Сухачева. - Вчера состоялась встреча с хором: были рассмотрены вопросы, которые задавала труппа, был представлен акт комиссии, а также даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию творческого процесса. В частности, речь шла о том, что нужно изменить подходы к работе с творческими цехами, обратить внимание на эффективность расходования бюджетных средств. В частности, надо использовать все механизмы по повышению зарплаты работников. Также отмечено: театру остро необходим главный режиссёр, который занялся бы текущими постановками и вводами, а гримуборным - текущий ремонт. Последнюю из названных проблем решить проще. Предполагалось, что администрация театра приступит к ремонту гримёрок уже с конца октября. - Если говорить о природе конфликта, то здесь есть три очень глубинных момента, - считает председатель рабочей группы Бронислав Табачников. - Первый состоит в самой проблеме содержания оперного театра. Это многофункциональный организм, требующий огромных затрат. Если вы окажетесь в Нью-Йорке и зайдёте в Метрополитен-оперу, то первым делом получите книжицу, в которой написано, сколько спонсоров существует у театра, сколько денег те дают на его содержание. Когда субсидируемому из госбюджета Национальному оркестру США, которым руководил Мстислав Ростропович, снизили зарплаты, коллектив вместе с руководителем вышел на площадку рядом с Белым домом и бастовал, пока им прежнюю зарплату не вернули. Глубинная сущность конфликта - в том, что сегодня, в эпоху экономического кризиса, содержание театра оперы и балета - трудная ноша, которую обязано нести государство. Вторая причина, по мнению Бронислава Табачникова, - отсутствие контрактной системы. Третья - "наша всеобщая экономическая недостаточность": - Те деньги, которые получают сегодня артисты хора и оркестра, не дотягивают до уровня прожиточного минимума достойного артиста. Ведь тот должен хорошо выглядеть, хорошо одеваться! Эта профессия - глубоко публичная.
Для того чтобы изменить ситуацию с финансированием в целом, нужна помощь федерального центра. А возможна она будет только тогда, когда театр выйдет - и он уже практически вышел - из информационного вакуума. |
Были затронуты и другие причины, "более поверхностные". В частности, происшествие, с которого конфликт, возможно, начался: в Дни славянской письменности и культуры хору предложили принять участие в праздновании, но "акция эта не была хорошо подготовлена руководством театра. Хор не должен был это делать - значит, нужно было поговорить с артистами. Может быть, даже с каждым. Попросить их выступить, но не делать это в приказном порядке". В постановке "Дон Жуана" - безусловной удаче сезона - занята часть хора. Остальные оказались свободны. И как раз в это время была введена электронная пропускная система в здание театра; её особенности руководство недостаточно разъяснило. "Половина хора то ли работала, то ли не работала" (по объективным причинам), и у не работавших (которых, по мнению комиссии, можно было на этот период каким-то образом занять) вычли деньги. - Вычли, потом, конечно, заплатили, - добавляет председатель рабочей группы, - но когда у вас вычитают деньги, подобное прилива энергии не вызывает. Недовольство оказалось усугублено и информацией о большом гонораре, полученном худруком театра Андреем Огиевским за работу над оперой "Дон Жуан". - Во-первых, от гонорара отнимайте треть: налог, - отвечает Андрей Кириллович. - Во-вторых, я действительно, помимо выполнения обязанностей художественного руководителя, являюсь дирижёром театра оперы и балета на полставки. Моя зарплата дирижёра - 5800 рублей в месяц. В его обязанности не входят функции дирижёра-постановщика. Сумма, которую мне выплатили за постановку, является среднестатистической суммой по Российской Федерации за такую работу. При этом нужно отметить, что в Воронежском театре оперы и балета действительно зарплаты низки. Но на уровне области эту проблему, к сожалению, не решить. Для того чтобы изменить ситуацию с финансированием в целом, нужна помощь федерального центра. А возможна она будет только тогда, когда театр выйдет - и он уже практически вышел - из информационного вакуума. Когда я год назад уезжал в Воронеж, многие люди, имеющие непосредственное отношение к искусству и музыке, спрашивали: "А там что, есть оперный театр?.." Это последствия информационного вакуума, в котором он находился несколько лет. Думаю, выйдем из него при помощи четырёх номинаций на новую оперную премию "Онегин", при помощи нового спектакля "Руслан и Людмила", музыкально-туристического проекта "На оперу - в Воронеж". Ещё один повод для "бунта" - увольнение "по собственному желанию" главного хормейстера Владимира Кушникова. - Владимир Кузьмич - очень хороший хормейстер, - поделился своим мнением Бронислав Табачников. - Очень квалифицированный, что называется, "с великолепными ушами"... Но в тот момент, когда в театре обострилась ситуация, Владимир Кузьмич не смог сдержать удар. Директор Александр Арнаутов вовсе его не гнал и готов был с ним сотрудничать! Но в этой сложной ситуации Кушников вместо того, чтобы продолжать свою деятельность, идти на диалог, решил подать заявление об уходе. Когда я на комиссии говорил о том, что следует внести пункт "Вернуться к вопросу об увольнении Кушникова", многие ответили мне: "Почему? Он ведь сам ушёл!" Руководитель комиссии считает, что если Кушников "поставит перед дирекцией вопрос о тех или иных формах сотрудничества", то они "могут иметь место", так как "никто остракизму его не предавал". Позже он, правда, признался, что с Владимиром Кузьмичом пока не разговаривал. Народный артист России Сергей Карпов отметил: в театре разучились слушать друг друга. Конфликт был бы разрешён быстро, если бы его участники пошли на взаимные компромиссы, а не "становились в позу". - Безусловно, нужно уметь разговаривать внутри коллектива, - считает Андрей Огиевский. - Дверь в мой кабинет всегда открыта. Ко мне часто приходят люди, группы, представители того или иного творческого цеха, и мы обсуждаем какие-то инициативы. Но когда ко мне или директору обращаются через средства массовой информации, этот путь - тупиковый. Такое общение в корне неверно. Мы - единый коллектив, единый организм. - А почему в СМИ обращаются, а не к вам? - спросил кто-то из журналистов. - Кто-то идёт ко мне, кто-то - нет... Я здесь работаю только второй год, а сложности и трения в театре идут уже довольно давно... Я согласен с тем, что нужно уметь общаться. Но общение - процесс обоюдный. Андрей Огиевский подчеркнул, что он согласен с мнением комиссии - руководители должны подробно разъяснять смысл нововведений: "Наверное, мы недостаточно разъясняли". Он отметил, что намерен заняться исправлением многолетней несправедливости, существовавшей в театре. В штатном расписании учреждения отсутствует должность "артист хора - ведущий мастер сцены". Готовится аттестация. Она позволит изменить подходы к формированию зарплаты артистов хора.
Источник: газета "Коммуна", Б„– 87 (26627) | Вторник, 1 ноября 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|