 |
21.07.16
Солнечные люди в атмосфере радости
Фестиваль | Любителям музыки из Воронежа и окрестностей насладиться ею на "Усадьбе Jazz" не помешала даже аномальная жара
Концерты возле замка Ольденбургских в Рамони - часть концепции фестиваля. "Очень важно возвращать в такие места культурную жизнь, насыщать их правильной музыкой, красивыми людьми, атмосферой радости и объединения", - объясняла накануне журналистам его президент Мария Сёмушкина.
Виталий Черников
Рамонская "Усадьба Jazz - 2016" открылась выступлением юных учеников воронежского джазового музыканта Игоря Файнбойма. - Ко мне в студию приводят маленьких детей, - рассказал он первым появившимся зрителям, - и я решил посвятить своё время, свою энергию тому, чтобы с как можно более раннего возраста они начинали вникать в это сложное искусство. И в ту интересную жизнь, которую представляет из себя жизнь джазового музыканта. Я это знаю по себе - тоже когда-то начинал! Ребят, открывших "Усадьбу Jazz" в Рамони, их учитель назвал "Бэби-бэндом". После вышли и те, кто постарше. - Сейчас эти ребята в свободном полёте, занимаются собственным творчеством, - представил их Игорь Файнбойм. - Называется эта команда Drink Jazz Band. Если так называются, значит, чемуто я их научил! На фестивале работали две музыкальные площадки. Также можно было послушать молодых поэтов в парке, а территорией для радикального высказывания неожиданно оказалась та, где самым юным посетителям фестиваля предлагали постучать в барабаны: четверо прежде друг с другом незнакомых малышей пяти-семи лет, взяв в руки барабанные палочки, общими усилиями выдали довольно дикий фри-джаз. Студия Игоря Файнбойма открыла ту площадку, что называется Jazz Club. На сцену же "Аристократ" первой поднялась певица Женя Любич. Позже она призналась зрителям: - Мы не ожидали встретить здесь такие высокие градусы, прежде всего - градусы эмоций. У меня не долетел до Рамони чемодан, а в нём - все платья, косметикаБЂ¦ Но "Усадьба Jazz" сразу пришла на помощь. Меня нарядили, и мой сегодняшний образ составляет образ фестиваля. Не бывает худа без добра! Несколько лет назад стало ясно, что в России новую и интересную музыку вряд ли услышишь, включив телевизор. Революция второй половины 1980-х, когда десятки групп обретали всесоюзную известность после показа в ночном эфире программы "Взгляд", подавлена, и даже ситуация рубежа столетий (после первого альбома уроженка Уфы Земфира попала на обложки журналов "Ом" и Fuzz) невозможна. Те, кто заявил о себе в конце прошлого десятилетия, ещё надеялись повторить успех "Аквариума", "Мумий Тролля", Дельфина, но большинство из них оказалось обречено. Некоторые и в 2016 году выпускают диски, кто-то пишет песни для фильмов, порой популярных. Но значительная часть тех, о ком писал пристально следивший за "молодой шпаной" журнал "Афиша", выступает теперь по маленьким клубам, альбомы выкладывает в Интернете, на вкусы людей телевизора не покушается. Не случаен интерес многих молодых музыкантов к отечественным рок-подпольщикам конца XX века: те творили, не рассчитывая на "контракт" с шоу-бизнесом и социумом в эпоху кассетных магнитофонов; эти по умолчанию лишены возможности подписать его (чтоб бороться за аудиторию с Тимати или Лепсом? - да ну, на фиг, на фиг) в век, так сказать, цифровых технологий. Эти песни тысячи юношей и девушек могут заворожённо слушать на сайте "Вконтакте", но у исполнителей всё равно статус маргинальный (ну, или "культовый" - не важно). Это касается - за очень немногими исключениями - и рокеров, и рэперов, и электронщиков, и даже милых хрупких девушек с песнями про любовь. Женя Любич, певица музыкально и тематически вполне "мейнстримовая", не выглядит исключением. Кажется, о ней критик писал, что страна выбрала не её, потому что стране нужны не ироничные игры в китч, а настоящий китч. Но не похоже, что сама певица видит в том трагедию. Пишутся песни (про любовь, про Питер, про диссонанс и декаданс; иногда даже на иностранных языках), недавно вышла новая пластинка, летом на "Усадьбу Jazz" приглашают, после концерта интеллигентные девочки попросят автограф - вполне достойный для наших широт путь. Трио из Франции Benjamin Faugloire Project представила сама Мария Сёмушкина: - Я познакомилась с Бенджамином в Париже. Его выступление - мой личный подарок вам. Я пропустила через себя эту музыку и долгое время неустанно слушала его альбом. Очень хотелось привезти группу в Россию. Но Москва - город, который очень любит размах, больших звёздБЂ¦ И не всегда есть возможность показать исполнителей неизвестных, но интересных, самобытных. В Рамони зритель, получается, более открыт к неизведанному. Кто-то, наверное, увидел в музыке трио переклички с тем, что делает в Воронеже группа Happy55 (кстати, выступавшая на "Усадьбе" раньше). Хотя у Benjamin Faugloire ProjectБЂ™а всё-таки больше, собственно, джаза. В Интернете прочёл, что коллектив "творит в жанре пост-боп". Слово "пост", конечно, важно для понимания музыки, даже если вы не знаете, как этот термин понимать. Вот разница, скажем, между панком и пост-панком. Панк - это драйв и всеобщее братание, музыканты орут, скачут, иногда падают со сцены. Пост-панк - холод, дистанция между автором и аудиторией, исполнители стоят на погружённой в полумрак сцене, их песни лишены веселья, интонация сдержанна, а порой и трагична. Своё выступление трио посвятило памяти жертв теракта в Ницце. В этом году заметнее стала ретросоставляющая фестиваля. Наибольшими модернистами в Рамони выглядели французы (хотя проявлялось это прежде всего в интонации). И, пожалуй, духовой оркестр MOSBRASS. В Воронеже всё-таки многие считают, что удел подобных коллективов - исполнять марши, переодевшись в униформу. Участникам MOSBRASS, не чужды, разумеется, "джазовые традиции", но их музыка всё-таки - про век двадцать первый, где эти самые традиции причудливо перемешиваются. Например, с диско или ска. Женя Любич, кажется, в юности слушала песни БГ середины 1980-х (или просто часто ходит по тем же улицам, что и он). Основа репертуара воронежской группы Dreams Shadow и москвичей из Betty Boop Lovers - кавер-версии англоязычных рок-н-ролльных и джазовых хитов. Одной из звёзд "Усадьбы Jazz" стал балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский - он свой инструмент использует новаторски, применяя, например, специальные способы обработки звука; звучит это завораживающе - но показательно, что критики сравнивают его игру с манерой рок-гитаристов 1970-х. Очень трогательно благодарила публику вокалистка Dreams Shadow: "Вы все замечательные! Солнечные люди!. Слово "солнечные" в тот рекордно жаркий день звучало, конечно, актуально. Пекло в Рамони стояло адское. Поначалу думалось: до музыки ли в такую погоду? Не предпочтут ли меломаны отправиться к водоёму или остаться дома? Но музыка победила. Ко второй половине фестиваля аншлаг наблюдался на обоих площадках. Конечно, хочется, чтобы молодые музыканты, приглашённые на фестиваль, развивались и добились большого успеха. Чтобы не сорок человек аплодировали, танцевали, подпевали. Чтобы хотя бы в популярной музыке восторжествовали модернисты, прогрессоры.
Уже стемнело, когда началось выступление звезды популярного проекта "Голос", известной джазовой исполнительницы Мариам Мерабовой и группы "Мирайф". - Ой, как много народу! - воскликнула она, едва увидев нас внизу. - Очень счастлива, что приехала сюда в рамках моего любимого фестиваля! Мариам Мерабова поведала, что подготовила для Рамони программу джаза на русском.
 Визитная карточка "Усадьбы Jazz". Фото Михаила Квасова
Источник: газета "Коммуна", Б„–58 (26598) | Пятница, 22 июля 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|