 |
22.07.16
Инженеры в режиме он-лайн
Вузы | Воронежский государственный университет инженерных технологий, совершенствуя традиционное образование, осваивает и дистанционное обучение
Инженерные специальности снова на пике популярности. За качественных инженеров, технологов и других специалистов, разбирающихся в современном производстве, буквально сражаются кадровые агентства, бьются работодатели. В этой ситуации в выигрыше оказывается вуз, в котором знают правильные рецепты воспитания и подготовки востребованных экономикой профессионалов. Чем сегодняшний инженер отличается от своего предшественника? Можно ли обучаться по техническим направлениям с применением дистанционных технологий? При помощи чего подготовка будущих инженеров может стать увлекательным процессом? На эти и другие вопросы ответили участники "круглого стола" на тему "Дистанционные технологии во ВГУИТ: мифы и реальность технического вуза". В разговоре о новых формах подготовки будущих инженеров (и не только!) приняли участие проректор по учебной работе, профессор, доктор химических наук Павел Суханов, декан технологического факультета, доктор технических наук Виталий Василенко, заведующий кафедрой экономической безопасности и финансового мониторинга, доктор экономических наук, профессор Александр Хорев, начальник Центра управления качеством образования, кандидат технических наук, доцент Лариса Лыгина, декан факультета экономики и управления, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса и ресторанного бизнеса Наталья Родионова.
Наталья Столповская, Елена Зеликова
Всегда быть лидерами
Первое, что удалось выяснить корреспондентам "Коммуны", традиции российского инженерного образования по-прежнему крепки и основательны. ВГУИТ прочно удерживает лидерство среди вузов, которые ведут подготовку будущих инженеров. Более того - гордо вынес слова "инженерных технологий" в название, переосмыслив само понятие и дав ему новую жизнь. Структура и содержание образовательных программ технических направлений сохранили свою фундаментальность, адаптировались к современным условиям и находятся в тесной связи с сегодняшним производством. Вместе с тем основа успеха подготовки инженера - компетентностный подход. Идеальный выпускник - это не только эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, решать проблемы, в том числе и нестандартные.
 Подготовка специалистов - современный и интересный процесс. Фото Елены Зеликовой Качество обучения во ВГУИТ оценивается внешней экспертизой по результатам федерального интернет-экзамена. Как отметили участники "круглого стола", в арсенале университета два сертификата качества - за 2015 год и 2016 год. В 2016 году ВГУИТ награждён двумя дипломами лауреата смотра-конкурса "Воронежское качество" в номинации "Услуги в системе высшего образования" и на федеральном уровне во Всероссийском конкурсе "100 лучших товаров России". В 2016 году в список приоритетных вошли 17 направлений подготовки специальностей, реализуемых в университете. В 2015 году в ежегодный справочник "Лучшие образовательные программы" по результатам экспертного анкетирования внесены десять образовательных программ университета: "Прикладная информатика", "Технологические машины и оборудование", "Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии", "Биотехнология", "Продукты питания из растительного сырья", "Продукты питания животного происхождения", "Менеджмент", "Фундаментальная и прикладная химия" "Биоинженерия и биоинформатика", "Проектирование технологических машин и комплексов". В лабораториях университета студенты формируют практические навыки, занимаются научными исследованиями, которые помогают добиваться высоких результатов. В 2015 году студентами ВГУИТ получено 32 патента и подано 62 заявки на изобретения, опубликовано 1420 (252 - без соавторов) работ в научных изданиях. Большое количество студенческих и аспирантских работ посвящено важнейшей теме - технологии функционального питания, направленного на оздоровление населения. Под руководством профессора Людмилы Антиповой студенты участвовали в разработке уникальной технологии коллагеновых эмульсий для специального, в том числе спортивного питания. Под руководством профессора Газибега Магомедова разработаны технологии и оборудование для сбивного и бездрожжевого хлеба. Под руководством профессора Натальи Родионовой разработаны и внедрены в центре гостеприимства ВГУИТ блюда с эубиотиками - веществами, которые повышают работоспособность и оказывают профилактическое действие против онкозаболеваний. Все разработки готовы к внедрению, прошли апробацию на выставках, награждены дипломами. Студентка направления "Технология продукции и организация общественного питания" Елена Гирько стала призёром всероссийского состязания "Студенческий пир-2015" в номинации "Кондитерское дело". Студентам, участвовавшим в разработках, назначены дополнительные повышенные стипендии: от 7000 до 11 000 рублей.
Основа успеха - новые образовательные технологии
Современные образовательные технологии всё глубже связаны с Интернетом. В этом году студенты 4-го курса ВГУИТ впервые сдавали Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) по двум направлениям подготовки: "Экономика" и "Менеджмент". Бакалавры успешно прошли это испытание и получили индивидуальные сертификаты, дающие преимущества при поступлении в магистратуру, а также при трудоустройстве. Золотые сертификаты получили 50 процентов студентов, серебряные - 46 процентов, бронзовые 4 процента. По результатам участия в ФИЭБ университет занял третье место среди вузов России по направлению подготовки бакалавриата "Экономика" и вошёл в десятку лучших вузов по направлению "Менеджмент". То, что экономика и менеджмент являются для университета инженерных технологий непрофильными направлениями - заблуждение. На любом производстве нужны бухгалтеры, финансисты, менеджеры. Во ВГУИТ это прекрасно понимают и не только поддерживают, а развивают и совершенствуют экономическое направление. В отраслевом вузе готовят не просто экономистов, а компетентных специалистов, понимающих, как обеспечить экономическую эффективность пищевого или химического предприятия. На "круглом столе" прозвучала фраза работника Минтранспорта "Нам не нужды экономисты, которые спрашивают, что такое колесная пара". Навыки, полученные в университете, с одной стороны, универсальны, с другой - адаптированы под конкретную отрасль. Каждая выпускная квалификационная работа по технической специальности включает раздел "Экономика", где выполнены необходимые расчёты экономической обоснованности проекта. Когда инженер владеет технологией экономической оценки своего проекта, - это большой плюс! Еще одно стратегическое направление в развитии технического вуза - возможность получения второго образования. Как правило, - экономического. Владея экономическими методиками, инженер всегда будет востребован. Тем более, если у него возникнет желание развивать собственный бизнес. ВГУИТ - первый вуз в Воронеже, который открыл такую актуальную специальность, как "Экономическая безопасность" (срок обучения на дневном отделении пять лет). Очевидно, что в связи с санкциями безопасность вышла на первый план. Специалисты по экономической безопасности востребованы везде, где необходима экономическая экспертиза. Успехи студентов университета - это в первую очередь показатель высокого качества полученных знаний, оценка профессорско-преподавательского состава ВГУИТ. По итогам 2015 года в топ "100 самых цитируемых российских учёных", по данным РИНЦ, вошли учёные ВГУИТ: С.Т. Антипов, Л.В. Антипова, Н.С. Родионова, Г.О. Магомедов, А.Н. Остриков, А.А. Шевцов, В. А. Голыбин, О.С. Корнеева, О.П. Дворянинова, И. М. Жаркова. В топ "100 самых продуктивных российских ученых", по данным РИНЦ, включены Л.В. Антипова и Н.С. Родионова. Помогают поддерживать стремление к знаниям, творческой реализации, конкуренции предметные олимпиады (только в 2016 году университет был участником и базовой площадкой трёх студенческих олимпиад). 187 студентов ВГУИТ участвовали в Международной открытой студенческой интернет-олимпиаде по экологии, экономике, истории России; в IX международной олимпиаде в сфере информационных технологий "IT-Планета 2015/16"; в VI Всероссийской студенческой интернет-олимпиаде инновационного характера "Информационные технологии в сложных системах"; во Всероссийской студенческой олимпиаде по управлению качеством им. В.В. Бойцова. Количество победителей студенческих олимпиад в 2015-2016 учебном году возросло до 20. ВГУИТ присуждено почётное звание "Победитель открытых международных студенческих интернет-олимпиад 2016 года" с возможностью размещения на сайте вуза баннера с логотипом интернет-олимпиад.
Погружаясь в электронную среду
Современное качественное образование подразумевает активное внедрение онлайн-технологий. В университете основательно подходят к теме дистанционного обучения, используя его возможности не вместо традиционных форм обучения, а вместе с ними. Для будущих абитуриентов ВГУИТ дистанционное взаимодействие начинается с 9-10-х классов. Старшеклассники с нетерпением ждут ежегодный "Молодёжный инновационный форум Воронежской области", а также конкурс эрудитов "Дерзай быть мудрым", которые проходят на базе Воронежского государственного университета инженерных технологий. Уже на первых этапах подготовки к этим состязаниям используются приёмы дистанционного образования: ребята получают через Интернет конкурсные задания, выполняют их, присылают свои решения в вуз. Здесь, на месте, происходит предварительная селекция конкурсантов, после чего школьников приглашают для участия во втором - очном - этапе интеллектуального состязания. Ещё один шаг - открытые порталы. В профильных группах "Вконтакте", "Одноклассниках", на сайте вуза постоянно присутствуют абитуриенты, с которыми ведётся живой диалог. Для ребят из отдалённых районов проводятся онлайн-мероприятия в виде лекций. - Сегодня каждый вуз обязан иметь свою электронную образовательную среду, - подчеркнул Павел Суханов, - чтобы студент открыл сайт и прочитал лекции, которые по каким-то причинам не смог посетить, получил методические указания к практическим и лабораторным работам. Лекции-диктанты ушли в прошлое, и сегодня формат общения преподавателя со студентами предполагает живые дискуссии, деловые игры. В онлайн-пространстве учащийся может пользоваться библиотекой: студентам ВГУИТ дистанционно доступны тысячи книг учебного и научного содержания для самостоятельной подготовки научных докладов, рефератов, эссе, творческих работ. Дистанционные технологии позволяют совмещать учёбу и работу. Не секрет, что современные работодатели ищут соискателей с трудовым стажем. Преимущества применения дистанционного обучения очевидны: студент ВГУИТ, заключивший трёхсторонний договор ( вуз - работодатель - студент) получает трудовой и жизненный опыт и одновременно обучается по специальности. При этом темы его творческих, курсовых, расчётно-графических работ связаны с предприятием, на котором он трудится. В течение всего периода обучения каждый студент собирает онлайн-портфолио, куда вносятся все его учебные, производственные и общественные достижения. Электронная система учёта успеваемости ВГУИТ позволяет преподавателям, работодателям, родителям видеть реальную картину участия студента в учебном процессе. Если учащийся своевременно и успешно сдал все задания по предмету, он проходит промежуточную аттестацию по результатам работы в семестре. Применение дистанционных технологий незаменимо для обучения людей с ограниченными возможностями. И даже несмотря на то, что ВГУИТ создал необходимые условия для обучения этой категории студентов, дистанционное обучение даёт им дополнительные удобства: не выходя из дома, общаться с преподавателями в режиме вебинаров, получать образование по востребованным работодателями специальностям.
Открытый горизонт образования
В 2015 году ВГУИТ вошёл в число лидеров в предоставлении онлайн-образовательных услуг, заключил договор с Ассоциацией "Национальный портал открытого образования" и теперь студенты университета осваивают открытые онлайн-курсы по сопротивлению материалов, теплотехнике, основам электротехники и электроники, теории решения изобретательских задач, математическому анализу, математической логике, теории игр. В вузе понимают, что онлайн-курсы - часть концепции непрерывного образования, когда в течение всей жизни человек имеет доступ к актуальным знаниям и может получить их в любом месте и в любое время. Основной принцип онлайн-курсов: "Удобно, доступно, бесплатно". Ректор ВГУИТ Евгений Чертов получил письмо директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Б. Соболева, в котором отмечено: "Успешный опыт ВГУИТ значительно способствует развитию и популяризации открытого образования в РФ, высоко оценён департаментом и является примером для работы других российских университетов". Директор департамента пожелал университету новых успехов по продвижению современных образовательных технологий и модернизации российского образования. Как подчеркнул Павел Суханов, для ВГУИТ освоение открытых онлайн-курсов - шаг вперёд. Зарегистрировавшись на современной образовательной платформе "Открытое образование, человек получает возможность пройти онлайн-курс по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Проект создан ассоциацией "Национальная платформа открытого образования" и объединяет восемь ведущих университетов страны, включая МГУ, СПбПУ, СПбГУ, ВШЭ, НИТУ и др. Будучи студентом ВГУИТ и пройдя онлайн-курс в МГУ, обучающийся получает соответствующий сертификат государственного образца плюс запись в своей зачётной книжке. Таким образом, онлайн-курсы помогают получить дополнительное образование, познакомиться с лучшими вузами страны, научиться взаимодействовать с другими участниками онлайн-образования, общаясь в чатах, на форумах и т.д. Современное требование к образованию - учиться всю жизнь, в соответствии с новыми задачами совершенствовать свои компетенции, самообучаться. В процессе разговора за "круглым столом" тема компетентностного подхода к подготовке специалистов была одной из ключевых. Каким бы образом выпускник ни получил знания, в первую очередь он должен быть востребован работодателем. В этом плане ВГУИТ продолжает добрую традицию: готовит выпускников под определённые задачи конкретных производств. Прозвучало утверждение, что уже практически со второго курса студенты ВГУИТ находятся в тесном контакте с работодателями, как правило, - выпускниками "техноложки". - Университет поддерживает тесные связи с производственными площадками, ориентируется на пожелания работодателей, их оценку подготовки специалистов, - подчеркнул Павел Суханов. - Мы один из немногих вузов, сохранивших систему распределения. Дважды в год на базе ВГУИТ проводится ярмарка вакансий. Со второго курса наши студенты заключают трёхсторонние договоры "Предприятие-вуз-студент" о том, что все практики будут проходить на конкретном предприятии, студент будет готовить выпускную квалификационную работу по его тематике и, соответственно, после окончания вуза там трудиться. Не случайно Председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохин поддержал совместную инициативу ректората ВГУИТ и Ассоциации "Технологическая платформа "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания" создать на базе университета Совет по профессиональным квалификациям в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Практически еженедельно руководство вуза получает письма с просьбой обеспечить специалистами предприятия не только нашего региона, но и Краснодарского края, Сибири, Дальнего Востока, Калининграда. Востребованы технологи пищевой промышленности, инженеры, экономисты. Сотрудничать с вузом почитают за честь и такие промышленные гиганты, как ООО "Сибур", АО "Молвест", ГК "ЭФКО", АПХ "Мираторг", завод "Воронежсельмаш", и небольшие перспективные предприятия. Количество заявок на трудоустройство выпускников, как правило, на 50 процентов больше, чем выпускников. И после окончания вуза связь с выпускниками не прерывается. Дистанционно общаясь с преподавателями, они задают вопросы, получают квалифицированные ответы. Те, кто окончил магистратуру, аспирантуру, проходят во ВГУИТ курсы повышения квалификации, которые проводятся либо по заказам предприятий, либо по стандартным программам. Вывод напрашивается сам собой: будущих абитуриентов, студентов и выпускников университет ведёт начиная с 7-го класса и вплоть до достижения высоких должностей. И даже после этого Воронежский государственный университет инженерных технологий с ними не расстаётся, принимая от своих питомцев поддержку, получая в их лице достойных и надёжных партнёров.
Воронежский государственный университет инженерных технологий 394036, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, д. 19; телефон +7(473)255-42-67; факс +7(473)255-42-67. Приёмная комиссия: 8-800-500-1930 (звонок по России бесплатный), 255-28-35 (для жителей г. Воронежа) |
Реклама
Источник: газета "Коммуна", Б„–58 (26598) | Пятница, 22 июля 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|