 |
06.06.16
Пустое пространство
Дневник Международного платоновского фестиваля
Представляющий на фестивале Швейцарию спектакль "Белое на белом", в котором заняты два актера - Элена Биттенкорт из Бразилии и голландец Гус Меусэн, начинается ещё до того, как зрители рассядутся по своим местам и погаснет свет в зале.
Виктор Силин
Под монотонный звук колотушки или предмета, напоминающего её, медленно и как-то боком движется некто, одетый во все черное и с задрапированным тряпицей лицом. При этом странная фигура стучит и манипулирует какими-то предметами. Происходит всё довольно-таки долго и, честно, начинает раздражать своим однообразием. К дальнейшему происходящему сей зачин, вроде бы, никаким боком не относится. Но мне не давала покоя мысль: тогда зачем он здесь? И только досмотрев спектакль, сам себе предложил расшифровку метафоры: таким образом режиссер спектакля, швейцарский клоун и хореограф Даниэле Финци Паска, по-видимому, пытается представить (спектакль же относится к разряду представлений, а точнее - литературному монтажу, но ни в коем случае не переживаний) отголоски прошлого, рождающиеся в душе его героя. Так как на сцене в основном текст произносит главная героиня (Она - артистка, а Он - рабочий сцены), а из происходящего действия есть всего-то несколько цирковых реприз, совершенно не вписывающихся в общий контекст, включенных словно бы для того, чтобы позабавить публику, - то приходится верить ей на слово. Она рассказывает так, словно читает текст с листа. И о себе, и о нём. И нам остается только принимать происходящее как должное, не включаясь в процесс осмысления. Оказывается, герой пьесы жутко закомплексован. В его душе буквально теснятся страхи и накопившиеся обиды. А всему виной - трудное и безрадостное детство. Его по каждому пустяку бил отец, не понимали мать и сестры, над ним насмехался врач, осматривавший его тело, покрытое болячками и струпьями (поэтому он и ходил во всем черном, словно задрапированный, чтобы никто ничего не увидел). Насмехались и унижали ровесники, и пчелы безжалостно жалилиБЂ¦ В общем, всеми затурканный и забитый. Душа закомплексовалась, он стал словно зверёк, загнанный в угол. Но тут появляется Она - веселая, заводная и уверенная в себе, но то же время в чем-то не такая, как все. Ну, да - артистка! В общем, всё как в известной песне времен Муслима Магомаева: встретились два одиночества. И всё образумилось, наладилось. Они даже стали придумывать слова, наполняя их новым смыслом. И размышлять, философствовать. Правда, текст, написанный режиссером постановки, изобилует банальными сентенциями типа: "Мы - словно хрустальные люстры, нас ничего не стоит разбить", или: "Лучше казаться смешным, но молчать и терпеть издевательства". На сцене в качестве декорации присутствует большое число электрических лампочек, свисающих на длинных проводах и стоящих на полу, как торшеры. По тому, какое настроение у героев и насколько благоприятно складываются обстоятельства, лампочки то загораются в полную мощность, наполняя светом пространство, то поочередно или все сразу гаснут, и тогда перед вами словно образуется черная дыра. "Пустое пространство создают архитекторы, - глубокомысленно говорит героиня, - а свет заполняет его". Однако не всё так лучезарно в судьбе этой пары. "Женщина хотя бы раз в год должна проверяться у врача", - слышим мы вновь голос актрисы, но как бы исходит сия мысль от её мужа. Она идёт к врачу, тот ставит тяжелый диагноз, однако муж неотступно присутствует со своей любимой, и в конце концов она выздоравливает. Вот такая незатейливая сказочка с хеппи-эндом. Публика - в восторге, она так хотела, да что там, просто жаждала, чтобы все завершилось хорошо. БЂ¦Он приводит свою любимую домой и в качестве сюрприза включает на полную катушку иллюминацию. Взявшись за руки, они продолжают путь по дороге жизни. Больше ничего и никого не остается на сцене. Только пустое пространство, хоть и залитое светом.
 Сцена из спектакля "Белое на белом". Фото Михаила Вязового
Источник: газета "Коммуна", Б„–45 (26585) | Вторник, 7 июня 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|