 |
19.02.16
На языке большого города
Музыка | Композитор Ярослав Борисов и группа Happy55 подготовили совместный проект с симфоническим оркестром Воронежского концертного зала
Музыкант известен воронежцам как инициатор сразу нескольких музыкальных проектов - впрочем, не только сугубо музыкальных: случалось, например, Ярославу Борисову аккомпанировать местным поэтам. В последнее время он пишет ещё и для театра. Его группа Happy55 выступала в разные периоды то как дуэт музыкантов-единомышленников, то как трио, то как квартет. И вот в его распоряжении оказался оркестр (долгие годы известный у нас как Молодёжный) - о чём мечталось, по признанию Ярослава, давно.
Виталий Черников
Проект для Воронежского концертного зала - продолжение поиска музыкального языка современного города. В нём и поныне есть место так называемому "классическому звучанию". Хотя акценты, интонация, ритмы, конечно, не те, что пару столетий назад. За пультом оркестра - дирижёр Евгений Мингалёв. - До этого мы не сотрудничали, но это было запланировано раньше, зрело! Мы же учились параллельно, знакомы были, - признался перед концертом композитор. - Я слышал очень много музыки Ярослава, - рассказал Евгений Мингалёв. - Когда слушаешь какое-то произведение, всегда появляется мысль: будет это звучать с оркестром или нет? Когда услышал коллектив Ярослава, возникло чувство, как будто ещё каких-то участников хочется добавить. Пусть и такого многочисленного "участника", как оркестр. Он сообщил, что идея родилась в ходе формирования нового концертного абонемента для молодых слушателей. Концерту предшествовало всего пять репетиций. - Дополнительная сложность, с которой столкнулся оркестр - и блестяще с ней справился, состояла в том, что несколько инструментов играют в полуимпровизационной манере, - признался Ярослав Борисов. - Барабанщик вообще ведёт свою параллельную линию, очень изощрённую, богатую. Плюс электроника, которую у нас с симфоническим оркестром нечасто услышишьБЂ¦ В Европе, США ведут классы академической электронной музыки, и слушатель давно привык к тому, что на одной сцене могут находиться струнный квартет и несколько ноутбуков с контроллерами. Плюс ещё какой-нибудь парень, который учится на факультете кинематографии, делает картинку для этого. Идея музыкальной коллаборации, сформированной по принципу "симфонический оркестр плюс группа, играющая на более современных инструментах", конечно, не нова. Даже группа Scorpions успела таким образом выступить. Совсем не редки и случаи, когда в оркестровой аранжировке звучат композиции The Beatles, Pink Floyd или "Гражданской обороны". Ярослав Борисов, впрочем, явно не считает подобные ассоциации удачными. Хотя бы потому, что его музыка, исполненная в Воронежском концертном зале после разговора с журналистами, была построена совсем не по принципу "Куплет - припев - куплет". Впрочем, и песни звучали - с вокалом Юлии Паршиной, на стихи, например, Беллы Ахмудулиной. Существует и другой подход к совмещению разных музыкальных форматов на одной сцене. Например, "Популярная механика" Сергея Курёхина. Её концерты могли собирать на сцене одновременно струнный квартет, рок-группу, фольклорный ансамбль, пяток фри-джазовых саксофонистов, толпу людей с электродрелями и молотками, к которым присоединялись порой художники, обнажённые женщины или куры с козами. Помимо "поиска новой эстетики", существовала задача - сделать на глазах зала что-то безумное, не укладывающееся в сложившиеся и заплесневевшие рамки восприятия. Группа Happy55 с самого начала своей истории соединяла в музыке элементы джаза, рока, академической музыки, к тому же напомню ещё раз, периодически трансформируясь и превращаясь в группу с каким-нибудь другим названием, на выступлениях которой публике случается устроить дикую пляску возле сцены. Нынешний концерт показал, что спектр интересов музыкантов ещё шире. С симфоническим оркестром, возможно, какие-то музыкальные ориентиры Ярослава Борисова проступили отчётливее. Ага, отметит постоянный посетитель концертов оркестра Воронежского концертного зала, эти люди действительно нежно любят Шостаковича и Бартока! Они и про любовь могут сыграть, и про зелёный цвет, и про будни великих строек - словно на дворе эпоха конструктивизма, а не распила и откатов. Но слышат сочинения этих или каких-нибудь других уважаемых композиторов ушами людей, которые живут в двадцать первом веке и знают о нашем мире и его звуках нечто, чего классики даже в пору расцвета своего таланта и заподозрить не могли. Оттого в музыке Happy55 несколько больше иронии, и всё же чувствуется: иллюзии относительно состояния современного города и его жителей ещё не утрачены.
 Ярослав Борисов. Фото Геннадия Шакина
Источник: газета "Коммуна", Б„–14 (26554) | Пятница, 19 февраля 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|