 |
29.01.16
На ковре - в Париж и в Лувр
Культура | Музей народного творчества и ремёсел "Мастера" уже более тридцати лет прославляет творческие достижения земляков
Один из первых экспонатов, который замечаешь, оказавшись внутри, - русская печь. Впрочем, "экспонатом" её называть как-то не очень корректно. Здесь совсем не тот случай, когда артефакт прошлого находится за стеклом или за верёвочкой, которую нельзя переступать. Печь оказалась вполне рабочая.
Виталий Черников Хохольский район, Воронежская область
Когда корреспонденты "Коммуны" вошли с мороза в дом, где расположилась экспозиция, заведующая музеем Лилия Абакумова затапливала её дровами. И говорила при этом: - От берёзовых поленьев - жар! Сразу становится тепло. Ещё лучше, конечно, дубовые. А вот если из тополя, то они коптят, и такого тепла от печи нет. Музеем народного творчества и ремёсел "Мастера" Лилия Леонидовна заведует уже лет десять. А открылся он в 1985 году. Здание середины XIX века тогда полностью реконструировали. По словам Лилии Абакумовой, это была народная стройка. А в 2014 году состоялся капитальный ремонт. Были привлечены как федеральные, так и районные средства. В музее - хорошая подсветка в залах, витрины для экспонатов. Все экспонаты здесь появились как подарки от местных жителей (теперь-то, наверное, не только от местных). В одном из залов реконструирована крестьянская горница. Когда-то режиссёр Василий Панин снимал здесь одну из сцен своего фильма "На заре туманной юности". Здесь же был отснят однажды и материал для цикла короткометражных музыкальных фильмов с участием воронежских певцов, фольклорных коллективов. В музее хранятся полотенца, рубахи, игрушки, но есть образчики народного творчества, которые занимают особое место. Второй зал посвящён Марии Гладневой. Гордость музея - хранящиеся в его стенах ковры, созданные Марией Ивановной. - Всю шерсть она красила сама, вручную, - говорит наш экскурсовод. Затем она рассказывает о том, что Гладнева - из потомственных ковроткачих: обучала ремеслу её мама, а та ещё у помещицы Чоколовой осваивала профессию. - А вы знаете, что ковёр её мамы Натальи Васильевны "Адам и Ева" находится в Лувре? - вдруг спрашивает у гостей Лилия Леонидовна. Ковроткачеством Мария Гладнева, бывшая учительница, начала целенаправленно заниматься после того, как вышла на пенсию. В 1970-е годы в Хохле Мария Ивановна основала ковровый цех. Он давно уже не существует, и тем не менее сельчане хранят память о тех временах. Продолжают творить ученицы Марии Ивановны. Некоторым удалось передать секреты мастерства следующему поколению. В отдельном зале демонстрируется живопись местных и воронежских художников. Увидел я среди экспонатов и деревянные свистульки, и созданные самой Лилией Леонидовной обрядовые куклы. Часть собранных в музее материалов, кстати сказать, совсем не про "творчество". Для тех, кто отвечал за формирование экспозиции, было очевидно: без краеведческой темы не обойтись. В доме нашлось место для того, чтобы рассказать об отдельных эпизодах жизни села и района. Например, относящихся к Великой Отечественной войне. Есть и напоминания о расположенной неподалёку от райцентра стоянке первобытного человека в Костёнках. Регулярно обновляется экспозиция в выставочном зале. Посетители музея могут ближе познакомиться с творчеством того или иного местного мастера и даже приобрести работы. - Обычно новая выставка открывается раз в месяц. Работники музея стараются приглашать мастеров со всего Хохольского района. Недавно была выставка Петинского сельского поселения. Порой демонстрируются здесь и работы воронежцев. Так что туристы, заглянув в этот, казалось бы, провинциальный музей однажды, вполне могут спустя время вернуться и увидеть нечто новое. - Наш музей отличается от других тем, что он - тёплый. Маленький, уютный и радушный, - добавляет Лилия Леонидовна.
 Лилия Абакумова и её обрядовые куклы. Фото Михаила Вязового
Источник: газета "Коммуна", Б„– 8 (26548) | Пятница, 29 января 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|