 |
14.12.17
Воронежская эмиграция в Сербии
Далёкое - близкое
В год столетия Великой русской революции в Воронеже прошло множество конференций, лекций и даже экскурсий о событиях того давнего времени. Завершающим мероприятием юбилейного года стал состоявшийся 11 декабря "круглый стол" в Воронежском госуниверситете "Судьбы русской эмиграции в Югославии после Первой мировой войны", организованный Обществом русско-сербско-черногорской дружбы "Славянский мост" и управлением региональной политики воронежского правительства при участии Национальной палаты при губернаторе Воронежской области. Николай САПЕЛКИН
Русская эмиграция была прямым следствием грозных революционных событий. В июне 1920 года в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так до 1929 года называлась Югославия) была создана Государственная комиссия по приему и устройству русских беженцев - в дружественную нашим эмигрантам страну прибыло 73431 человек. Среди вынужденных эмигрантов оказалось и много воронежцев. Так, в Югославии нашла свой приют художник Елена Киселева. Она прибыла в Белград в феврале 1920 года и прожила в этом, ставшим ей родным, городе до самой своей смерти в 1974 году. Девять лет прожил в сербском городе Нови-Саде поэт Сергей Бехтеев. На четыре года приютила сербская земля Леонида Савелова. С Нови-Садом связана жизнь и выпускника воронежской духовной семинарии Дмитрия Скрынченко, организатора общества "Русская матица". В словенском городе Белая Церковь жила Галина Михнюк, знаменитая келейница и хранительница архива архиепископа Иоанна (Шаховского). Югославская земля стала главным центром русской церковной эмиграции. Среди прибывших в королевство русских беженцев было 215 священников и архиереев. Двое из них были уроженцами воронежской земли. 5 февраля 1920 года в Белград прибыл епископ Митрофан (Абрамов) - во многом благодаря его активности и дипломатичности были решены все вопросы размещения русского церковного руководства в сербском городе Сремски Карловцы. Епископ Митрофан (1876 -1945) родился в селе Старая Меловая нынешнего Петропавловского района Воронежской области. Он окончил Павловское духовное училище и Воронежскую семинарию. В 1916 году стал епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. В 1922 году он был принят в клир Сербской православной церкви и стал настоятелем монастырей. При монастыре Раковица создал школу церковного пения, при монастыре Высокие Дечаны - духовное училище "Монашка школа". В 1937 году ему был присужден югославский орден Святого Саввы. В 1941 году он ушел на покой и принял схиму с именем Макария в часть воронежского первосвятителя Митрофана (в схиме Макария). На родине архиерея сохранился храм, где он был крещен. В Воронеже уцелело здание духовной семинарии, где он учился. Поэтому память о знаменитом архиерее должна быть увековечена не только в Белграде, где он похоронен, но и на его воронежской родине. О втором архиерее-воронежце - митрополите Анастасии (Грибановском) сейчас много спорят. В бытность главой Русской православной церкви за границей он сделал несколько неоднозначных заявлений. В память об этом архиерее в сентябре 2009 года на его родине в селе Братки Терновского района установлена мемориальная доска, которую освятил митрополит Воронежский Сергий (Фомин). В ходе обсуждения участники "круглого стола" рассмотрели широкий круг вопросов и не только столетней давности, но и современности. Например, о патриотическом подвиге русской эмиграции в Югославии в годы Второй мировой войны рассказал ветеран органов госбезопасности Анатолий Никифоров. Его доклад, как и доклад Любомира Радиновича, был отмечен горячими аплодисментами участников.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–99 (26743) | Пятница, 15 декабря 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|