 |
30.11.17
Провидческая притча
Поиски и находки | Моноспектакль "Белый Бим Чёрное ухо" на столичной сцене имел не меньший успех, чем одноимённый кинофильм
Виктор СИЛИН И не потому, что постановка по одноименной повести нашего земляка оказалась неудачной или даже провальной, нет, не поэтому. Просто зрительский охват - огромное количество фильмокопий разошлось по всему СССР и малая сцена столичного театра - оказался несоизмерим. Хотя, помнится, однажды я слышал от Гавриила Николаевича, что в Москве поставили его "Бима". Правда, сказано это было в каком-то общем контексте, но нотки гордости ("вот и столичная сцена покорена!") все-таки прозвучали. Больше никогда и ничего не случалось слышать от писателя о постановке Театра имени К.С.Станиславского. Даже не знаю, смотрел он её сам или нет. Заставило же меня обратиться к этому спектаклю накануне очередной даты со дня рождения Гавриила Троепольского (29 ноября ему исполнилось бы 112 лет) вот что: воронежский журналист Алексей Чертов как-то рассказал мне, что у него дома хранится афиша той самой московской постановки с автографом Гавриила Николаевича. Подписал он её родителю Алексея, тоже прозаику Юрию Алексеевичу Чертову: "Юре Чертову. Г.Троепольский. 2.VI.1977, Воронеж". Здесь нужно хотя бы пунктирно рассказать о Юрии Чертове. Он из поколения детей войны: родился в 1934 году в городе, который в ту пору назывался Сталинградом. Мать умерла еще до войны, отца мобилизовали на строительство оборонительных сооружений, и вскоре он пропал без вести. - Как рассказывал мне мой отец, все дни жесточайшей битвы за Сталинград он с младшим братом находился в городе, - говорит Алексей, - прибились к какой-то старушке. А после попал в детский дом. До армии работал слесарем, кровельщиком, машинистом. Службу проходил в авиации - кислородчиком в Монино. После, в 1958 году, по оргнабору поехал работать в Усть-Неру. Это в Якутии, в Оймяконском районе. Тогда и начал регулярно писать в районную газету "Северная заря".
А что же моноспектакль театра имени К.С.Станиславского? С ним Заслуженная артистка России Татьяна Назарова побывала на Сахалине, во Владивостоке, в Мордовии, в НорильскеБЂ¦ Выступала она и в Воронеже. |
С этого момента начинается журналистская и писательская биография Чертова-старшего, кульминацией которой стало редакторство Юрия Алексеевича - он возглавил один из сильнейших толстых региональных журналов "Полярная звезда". И хотя Якутия и Центральное Черноземье не ближний свет, но в Воронеж Юрий Чертов наведывался регулярно. Здесь жили родители его жены. - С Троепольским отец очень хотел познакомиться, - продолжает Алексей Чертов . - Но как-то все не складывалось. И вот в середине 70-х воронежские коллеги нашли возможность представить моего отца Гавриилу Николаевичу. Хотя я был тогда совсем мальчишкой, но помню, каким радостным, со светлой улыбкой на устах вернулся он с той памятной для него встречи. Позднее, в Якутии, в разговорах с друзьями он неизменно вставлял: "А вот СтарикБЂ¦", "А Старик говорил мнеБЂ¦". Общеизвестно, что так предельно уважительно за глаза называла писательская братия Троепольского. И не только потому, что на ту пору он был старейшина Союза писателей СССРБЂ¦ Гавриил Троепольский написал на материале "пропала собака" одновременно и провидческую притчу с необыкновенными, чудными, волшебными обертонами (чего стоит только это: "Лес молчал, только-только пробуждаясь ото сна, окропленный небом и уже тревожимый теплыми солнечными зайчиками на блестящих и таких томительно-нежных язычках еще не развернувшихся листочков"!) и причитанием. Большой художник предъявил эпохе так называемого развитого социализма книгу с очевидными прорывами в новое качество. Понимало ли читающее большинство, что на самом деле стоит за историей "про собаку"? В какие миры погружает нас писатель? Главный герой Иван Иванович, похоронивший жену и сына, произносит словно молитву: "Все будет хорошо, Бимка, все будет хорошо". Но верит ли в то, что так оно и будет? Ведь оказывается, что по жизни "хорошие люди" слабее "плохих". И далеко не всегда "хороших" больше, чем "плохих", а может, как раз наоборотБЂ¦ Думаю, что этот глубинный смысл повести оказался понятен и близок Юрию Чертову, оттого и произошло родство их душ, искренних и добросердечных, но страшно переживающих и болеющих за все происходящее несправедливое и недоброе, что творилось вроде бы такими же, как они, людьми. А что же моноспектакль Театра имени К.С.Станиславского? С ним Заслуженная артистка России Татьяна Назарова побывала на Сахалине, во Владивостоке, в Мордовии, в НорильскеБЂ¦ Выступала она и в Воронеже. Кстати сказать, Татьяна Борисовна всю жизнь служит на одной сцене: как пришла в 1966 году после окончания Школы-студии МХАТ в Театр имени К.С.Станиславского, так и по сей день ходит на спектакли в дом, что в самом центре столицы, на Тверской, 23. У нее огромный послужной список театральных ролей. Ей довелось работать с выдающимися режиссерами Борисом Львовым-Анохиным и Анатолием Васильевым. С первым она встретилась в "Антигоне" и "Медее", а со вторым - в первом варианте "Вассы Железновой". А еще были работы с режиссерами Александром Товстоноговым, Ольгой Великановой, Владимиром Бейлисом. Ни один год у нее не обходится без премьеры. Нынешний - не исключение. Татьяна Назарова сыграла Глумову в спектакле "На мудреца" и Сефизу в "Андромахе". Но всякий раз, когда она вспоминает о своих самых-самых ролях, в первую очередь называет моноспектакль "Белый Бим Черное ухо". В нем она постаралась воплотить то заветное и сокровенное, что и было в провидческой истории, рассказанной Гавриилом Троепольским.
Гавриил Троепольский. Фото Анатолия Костина (архив "Коммуны").
Афиша спектакля "Белый Бим Чёрное ухо".
Источник: газета "Коммуна" | Б„–95 (26739) | Пятница, 1 декабря 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|