 |
27.11.17
Глубина и почвенность традиции
Музыка
В Воронежском Доме композиторов прошло открытие очередного сезона, на этот раз - юбилейного: наша организация Союза композиторов РФ в нынешнем году отмечает своё восьмидесятилетие.
Анна Шалагина, музыковед
На самом деле история композиторских сообществ на воронежской земле исчисляется куда более внушительными сроками. Начиная с рубежа 19-20-х веков, здесь уже появляются сочинители музыки из исполнительской среды. Вспоминаются известные имена пианиста Витольда Ростроповича, дирижера и виолончелиста Сигизмунда Зарембы, Анатолия Серебренникова, связанные с композиторским кружком в Острогожске. В Воронеже в начале прошлого столетия века успешно сочинял музыку Отто фон Титибель, а с 20-х годов заметной становится деятельность Григория Сметанина, который создал в Тамбове что-то наподобие композиторского кружка, объединявшего некоторое время музыкантов всего Черноземья. В Воронеже первая профессиональная композиторская организация возникла в 1930 году - она получила название "Ассоциации композиторов и музыковедов Центрально-Черноземной области", куда входили, помимо Григория Сметанина, Константин Массалитинов и прославившийся сочинением маршей для духового оркестра Владимир Вишневецкий. Вскоре после образования "Союза советских композиторов" в 1932 году возникло Центрально-Черноземное отделение с центром в Тамбове, и, наконец, в 1938-м было образовано Воронежское областное отделение СК СССР под председательством Константина Массалитинова. Вряд ли по сухой исторической справке можно составить представление о размахе деятельности композиторской организации, в которую постоянно вливались новые имена, все более богатой становилась палитра создаваемой музыки и музыковедческих трудов. Зато вполне можно оценить глубину и почвенность традиций, которые, однажды став истоком, остались в истории Союза его главным руслом. Говорят, без прошлого нет будущего, и оглянуться на это прошлое, далекое и близкое, - значит и заглянуть в завтрашний день. Концерт-открытие был посвящен памяти недавно ушедшего Александра Украинского. Вспоминая его, не хотелось ни исполнять траурные марши, ни произносить пафосные речи. Хотелось погрузиться в атмосферу покоя и гармонии - атмосферы, столь созвучной личности самого композитора. В таком ключе и прошел этот концерт, где звучала его музыка и сочинения коллег, которые пришли, чтобы сказать какие-то свои слова, вспомнить, "как это было". Алексей Вершинин, Татьяна Шипулина, Елизавета Ткачева, Игорь Надеждин сами исполняли свои музыкальные посвящения - фортепианные пьесы, импровизации. Не случайно звучали и стихи Ивана Бунина, поэта, столь любимого Александром Украинским. Притяжение этих двух творческих миров объяснимо: и в том, и в другом есть в чем-то старомодная, но добротная основательность чувств. В сочинениях Александра Украинского царили, казалось, пастельные краски. В лирических тонах были выдержаны "Шесть стихов о любви" на стихи Анны Ахматовой - эту музыку он написал еще в 1985 году, вскоре по возвращении в Воронеж после учебы в Ленинградской консерватории. Продолжением лирического ряда стали "Акварели" для скрипки и фортепиано (партия скрипки - Ирина Раздобарина) и цикл на стихи Галины Умывакиной "На разных полюсах земли". Сочинение более позднее - 2002 года, и более сложное по языку, оно стало формой выражения совсем иной лирики - на пределе чувств, от страстных порывов до утонченной надломленности. Очень экспрессивно оба вокальных цикла прозвучали в интерпретации Елены Петриченко, постоянной исполнительницы музыки Александра Украинского. Основную часть концерта органично предварила "Молитва" (исполнители - Валерия Свиридова и Жанна Чернышова) - вокальное сочинение Александра Мозалевского на стихотворение Великой княжны Ольги, дочери Николая II, написавшей эту молитву в стихах перед расстрелом. Трагедия, запечатленная в этой музыке, отозвалась во многих последовавших потом в концерте опусах, и прорвалась в финале - в цикле Георгия Свиридова "Отчалившая Русь" на стихи Сергея Есенина в блестящем исполнении Михаила Лобаса. Партию фортепиано в вокальных и скрипичном циклах исполняла лауреат международных и всероссийских конкурсов Лариса Вахтель. После концерта состоялось собрание членов Союза композиторов, которые встретились, чтобы еще раз оглянуться на прошедшие пять лет и подвести итоги работы творческой организации. Событий, как оказалось, было немало. Многочисленные концерты, восемь фестивалей, два проекта, поддержанных грантами Президента Российской Федерации. Активно осуществлялись творческие связи с композиторами и исполнителями Москвы и других регионов - яркими страницами запомнились приезды в Воронеж Владислава Казенина, Рашида Калимуллина, Кирилла Уманского, блистательные выступления Екатерины Мечетиной, Федора Амирова, Тихона Хренникова-младшего. Большим событием стала мировая премьера Шестой симфонии для баритона, хора и симфонического оркестра Александра Локшина в рамках одного из фестивалей, а также исполнение Третьего концерта Алемдара Караманова. Обогащались творческие связи воронежских композиторов сотрудничеством с Союзами писателей, журналистов, театральных деятелей, с Немецким культурным центром, а также с Союзом женщин России, вузами города. На должность председателя Воронежской организации была вновь избрана Лариса Вахтель. Помимо творческих проектов, ее справедливо волновали такие насущные проблемы, как отцифровка рукописей воронежских композиторов и издание их сочинений.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–94 (26738) | Вторник, 28 ноября 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|