 |
27.07.17
Дайте ритму, дайте джазу!
Музыка | Международный фестиваль прошёл в Рамони уже в четвёртый раз
Часа за полтора до открытия "Усадьбы Jazz" хлынул сильный дождь. Мы, представители "Коммуны", как раз выехали из Воронежа. Ничего, успокаивал я себя, лучше пусть дождь пройдёт до концерта, чем начнётся во время! Действительно, к тому моменту, как на фестивальную сцену вышли первые музыканты, уже и асфальт частично высох. Впрочем, капризы погоды в тот день не закончились. Виталий Черников
История "Усадьбы Jazz" началась в 2004 году. Первый фестиваль прошёл в Москве. Сейчас на его карте - пять российских регионов. В последние годы он начал проходить в Екатеринбурге и Сочи. Под Воронежем "Усадьба Jazz" состоялась в четвёртый раз. Напомню: этот фестиваль - не сугубо джазовый. Здесь выступают и рок-группы, и поп-исполнители, и те, кто играет электронику. Пёстрой оказалась и программа нынешнего года. Нашлось в ней место и балканской музыке в исполнении оркестра Bubamara Brass Band (в разгар праздника они прошли, играя, по парку, а публика заворожённо двинулась за ними, пританцовывая), и кавер-версиям классики блюза и соула, исполненным молодой певицей Светланой Жаворонковой, и фанку, рождённому в Воронеже: "Alexin 5 - совсем новое музыкальное образование, но за этим названием стоят известные аудитории "Усадьбы Jazz" музыканты. Один из них, - саксофонист Илья Алехин - неоднократно выступал у нас на фестивале и известен благодаря участию в огромном количестве джазовых и фанковых групп как в Воронеже, так и в других городах", - так пишет о наших земляках фестивальный сайт. Рамонскую "Усадьбу Jazz" в этом году посетили, по разным данным, от трёх до пяти тысяч зрителей. На фестивале работали две площадки - "Аристократ" и Jazz Club. На первой обычно преобладают хедлайнеры - в этом году ими оказались Павел Артемьев и Варвара Визбор. Но всё же не скажешь, что одна из них - основная, а вторая, так сказать, "камерная". Хотя на сцену Jazz Club нередко выходят исполнители, которые делают первые шаги к успеху (а в прошлом году и совсем юные музыканты, ученики воронежского пианиста Игоря Файнбойма), но играют и те, кто ценителям хорошей музыки отлично известен. В Рамонь приехали давние любимцы воронежских любителей качественной музыки, отец и сын, клавишник и саксофонист - Леонид и Николай Винцкевичи. Первый - основатель другого авторитетного фестиваля, "Джазовой провинции". В Рамонь они прибыли, чтобы открыть программу сцены "Аристократ" как участники трио. Третий участник проекта - виолончелист Борис Андрианов (кстати, совсем недавно выступавший и на Платоновском фестивале). - Мы несколько раз пытались что-то играть вместе, и теперь мы уже действующее трио. Будем рады, если что-то из этой музыки вам понравится. Мне иногда это очень нравится, - признался со сцены Леонид Винцкевич. После концерта он рассказывал журналистам о том, что и два джазовых музыканта, и один, специализирующийся на классической музыке, привнесли свои идеи композиторов и аранжировщиков: - Были совершенно неожиданные идеи от Бориса Андрианова, на которые я сначала очень пессимистично реагировал. Это была музыка Баха. Всё, что я слышал в джазе, сделанное с классикой, меня не устраивало. Но Борис сказал: "Разве ты не слышишь? Это та самая музыка, которая здесь должна звучать". И он был прав. Мы сегодня играли несколько пьес Баха, и, может быть, их никто не узнал. Также за джазовую составляющую на фестивале в этом году отвечали гости из Италии - Lello Petrarka Trio. Президент "Усадьбы" Мария Сёмушкина накануне рассказывала журналистам, что услышала музыкантов в Неаполе: - Этот город невероятно богат своей культурой. В нём находится 300 с лишним соборов. И в них часто играют джаз. Представить что-то подобное в России достаточно проблематично. Я присутствовала на одном из фестивалей, "Ночь джаза". Было много достойных музыкантов, но всегда есть те, с кем складывается особенный контакт. Лелло Петрарка очень хотел попасть в Воронеж. Ему очень понравилось это слово! Именно в разгар его выступления на сцену стали надвигаться тучи. Часть зрителей разбежалась, но нашлось и немало тех, кто дослушал Петрарку до конца (хотя уже вода с неба полилась), и провожал музыкантов бурными аплодисментами. Певец Павел Артемьев начинал в бойз-бэнде "Корни", одном из первых продуктов "Фабрики звёзд". Но с какого-то момента решил сойти с накатанной колеи и заняться несколько другой музыкой. Недавно со своей группой записал уже второй альбом, получивший название "Канун конца начал". При желании некоторые из этих песен можно интерпретировать как отсылающие к композициям группы "Аквариум" (и интонациям её лидера) середины 1980-х вроде "Пока не начался джаз". Или, скорее, ленинградским группам второго эшелона вроде "Мануфактуры". С поправкой на "попсовость", конечно. Ну да, наверное, и артемьевские песни - из "второго эшелона". Но не будем забывать, что современная российская поп-музыка в среднем - эшелон в лучшем случае четвёртый-пятый. - В Москве презентация альбома состоится на следующий день после Воронежа, - рассказал Павел Артемьев на пресс-конференции за день до фестиваля. - Ещё Питер его слышал, не буду лукавить! На "Усадьбе Jazz" группе Artemiev подыгрывал воронежский струнный квартет. Главной звездой площадки Jazz Club стала группа Red Elvises. Возникла она в США, но играют в ней наши бывшие соотечественники. В Америке группа стала известна, снявшись в фильме "Шестиструнный самурай". Вполне привычный, казалось бы, сёрф и рокабилли (плюс немного диско) звучат у этого лихого квартета, так сказать, с одесским акцентом (и элементами одесского юмора). Вместо басгитары Red Elvises использует бас-балалайку. - Дайте мне ритму! - кричал вокалист публике со сцены, и слушатели начинали радостно хлопать в ладоши в такт музыке. Имели место на том уже почти ночном концерте не только драйвовые, не только смешные, но и трогательные моменты: например, исполнение "красными Элвисами" песни, написанной совместно с группой "Король и шут" - в память о её солисте Михаиле Горшенёве.
На сцене - Red Elvises. Фото Михаила Квасова
В парке звучала зажигательная балканская музыка.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–59 (26703) | Пятница, 28 июля 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|