 |
24.07.17
На вечной океанской вахте
Валерий Казанов
(Окончание. Начало в Б„–57)
Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР утаило от всех, тихо исключив К-129 из состава ВМФ. Осенью 1968 года родные пропавших без вести моряков из экипажа К-129 получили скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: "Признан умершим". Как будто погибли они не в море, исполняя воинский долг, а в какой-то пьяной драке. От этой подловатой чиновной записи пошли многие житейские проблемы тех, кто не дождался своих близких и родных. Никаких льгот, никаких скидок, никакого государственного участия... Ушли годы на то, чтобы "умерших" моряков признали погибшими при исполнении служебных обязанностей.
Операция "Дженифер"
Но на этом печальная эпопея К-129 не закончилась. В книге "Пророк" рассказывается о том, что в конце 60-х годов американцы обследовали место, положение и состояние корпуса лодки глубоководным управляемым батискафом "Триест-2", что позволило авторитетам ЦРУ сделать вывод о возможности подъёма советской субмарины и это легло в основу замысла скрытной операции, получившей кодовое название "Дженифер". Прежде всего, американцев интересовали шифры и баллистические ракеты. Об операции были осведомлены только три высокопоставленных лица в США: президент Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хыоз, финансировавший эти работы. Их подготовка заняла почти семь лет, а затраты составили около 350 млн. долларов. Для подъёма К-129 было спроектировано два специальных судна: "Гломар Эксплорер" и док-камера, которая имела раздвигающееся днище, снабжённое гигантскими клещами-захватами, напоминающими форму корпуса подлодки. Операция тайно проводилась в международных водах и была замаскирована под геологоразведочные работы. На странную активность спецслужб США в зоне северной части Тихого океана обратил внимание первый заместитель начальника морской разведки штаба Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга Анатолий Штыров. Как пишет Николай Титоренко, он одним из первых забил тревогу, сообщив руководству флота о том, что "некоторые ведомства США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъём со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968 году". Командование ВМФ СССР к докладу тихоокеанцев отнеслось скептически, посоветовав "не лезть со своими глупостями, а качественнее выполнять плановые задачи". Предметный урок был усвоен. Повторная инициатива чревата была несоответствием. Скрытая судоподъёмная операция "Дженифер" предположительно проводилась в три этапа. Заключительный этап пришёлся на лето 1974 года. До этого ещё никто не поднимал затонувший объект с глубины более 5000 метров. Поэтому многие, в том числе и советские военачальники, считали, что это невозможно, принимали за фантастику. Пока в Москве гадали над тем, что же задумали американцы, "Эксплорер" приступил к выполнению основной части операции: подъёму К-129, в ходе которой случилось непредвиденное. Из-за трещины в одной из клешней при подъёме корпус субмарины разломился на два элемента. Кормовая часть подлодки, с 4-го по 8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом, в обжиме клешней остались первый, второй и часть третьего отсеков. Сочтя, видимо, главную часть работы выполненной, "Эксплорер" с док-камерой под днищем ушёл в район Гавайских островов (о. Мауи), где в закрытом для плавания всех судов районе в действие вступили боевые пловцы ВМС США. По одной из версий, которая была озвучена в американской прессе, из носовой части подлодки были извлечены тела шести погибших подводников и похоронены в море согласно принятому на советском флоте ритуалу. Саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки Государственного гимна Советского Союза.
Расставляя точки над "i"
Но главного - шифров - американцы, есть основания полагать, так и не нашли. Анатолий Штыров, который за то, что не втолковал Главкому ВМФ суть операции "Дженифер" и загремел с высокого поста на должность начальника оперативного отдела Камчатской флотилии, вспоминал: "Причина оказалась весьма неожиданной, как все курьёзы русской действительности. Дело в том, что командир ПЛ капитан 1-го ранга В. Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в тесной и короткой каюте. В период ремонта подлодки (1966-1967 гг.) в Дальзаводе он, в отступление от проекта, упросил главного строителя, и тот за корабельный спирт перенёс шифр-рубку в четвёртый (ракетный) отсек. Мы нашли этого строителя (к тому времени вышедшего на пенсию), и он клятвенно подтвердил, что перенёс шифр-рубку в ракетный отсек. Это подтверждается и тем, что в последующем, несмотря на разразившийся скандал, ЦРУ США собиралось поднимать и кормовую часть подводной лодки".
| Книга "Пророк" посвящена трагической судьбе К-129 | Стоит сказать, что справедливость всё же восторжествует и в феврале 1984 года по личному ходатайству Маршала Советского Союза С.Ф. Ахромеева Анатолию Штырову было присвоено воинское звание "контрадмирала". Общая тема, любовь к флоту, накрепко свела двух тихоокеанцев и вплоть до самой кончины Анатолия Тихоновича дружеские отношения поддерживались лично и эпистолярно. "Он был и остаётся в памяти мудрым и прямым, как оглобля. Без лукавства до себе в ущерб", - напишет в книге "Пророк" Николай Титоренко. Информация о гибели К-129 оставалась за семью печатями почти тридцать лет. В октябре 1992 года американская сторона передала Президенту России Борису Ельцину киноплёнку, на которой был отснят ритуал прощания с нашими моряками-подводниками. Вот только свет на причину гибели К-129 она не пролила. Многочисленные обращения общественников, родственников пропавших без вести моряков всё же возымели действие и в 1998 году Указом Президента России члены экипажа ракетной подлодки были посмертно награждены орденами Мужества. В числе их и наш земляк - мичман Иван Котов из Среднего Икорца. В том походе на К-129 Ивана Котова не должно было быть, поскольку не его это лодка. Штатного старшину команды электриков из отпуска задержала нелётная погода, и Ивану пришлось идти в море с чужим экипажем. Стараниями флотских офицеров Юрия Лисовского, Валерия Расторгуева, Николая Титоренко, Михаила Бобрешова в 2005 году имя мичмана Ивана Котова было высечено на мемориальной доске в Успенском Адмиралтейском храме. На следующий год исполнится полвека со дня гибели ракетной подводной лодки К-129. Но уже сейчас Николай Титоренко ударяет в колокол памяти, будоражит общественность. 15 июня он обратился на "прямую линию" к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вернуться к катастрофе для нового исследования на межправительственном уровне, с привлечением законодательных и исполнительных институтов власти, средств массовой информации. До сих пор члены семей погибшего экипажа ждут ответа: где упокоены их близкие? На презентации книги Николай Титоренко привёл факт, который заставляет усомниться в том, что американские спецслужбы извлекли из стального чрева субмарины лишь шесть тел советских подводников. - Устроили показательные похороны, - считает Николай Никифорович. - Хотя в газете "Нью-Йорк Таймс" за 19 марта 1975 года на первой полосе опубликована статья, в которой говорится о том, что в результате операции "Дженифер" ЦРУ удалось поднять со дна носовую часть подлодки с 80 телами советских моряков. Кроме того, мне известно от знакомых, что в курортной зоне на Гавайях установлен на исходе века памятник неизвестной подводной лодке. Может, под ним упокоены остальные погибшие наши моряки?! Можно ли раскрыть тайну гибели К-129? Думаю, да. И для этого нужно немного. Создать совместную российскоамериканскую комиссию экспертов, которые должны изучить документы, фотографии, имеемые на руках у спецслужб США, и дать своё заключение. Никаких секретов К-129 давно уже не хранит. Кроме тайны своей гибели.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–58 (26702) | Вторник, 25 июня 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|