 |
22.06.17
Посвящение Гершвину
Музыка
Заключительная часть академической программы VII Платоновского фестиваля, как всегда, должна была порадовать пленэр-концертами; однако выступлениям на открытом воздухе помешала погода.
Анна Шалагина, музыковед
Уже первый концерт "Посвящение Гершвину" был перенесен под крышу Event-hall, где, несмотря на все сложности внезапной передислокации публики, наблюдался аншлаг. Когда в одном концерте собираются музыканты из разных стран, проект оказывается вдвойне интересным. Неожиданно обнаруживается, что у этих музыкантов много общего, что они имеют похожие взгляды и ценности. В Воронеже, в рамках Платоновфеста, вспомним, американцы выступают второй раз, снова при поддержке американского посольства, и сейчас в Россию прибыла целая делегация американских музыкантов, - двое великолепных певцов Мишель Брэдли (сопрано) и Сидней Аутлоу (баритон), пианистка Кэти Махан и дирижер и художественный руководитель Симфониетты Ривердэйла в Нью-Йорке Марк Мандарано. В концерте они выступили совместно с Воронежским академическим симфоническим оркестром. - Гершвин любил привносить в классическую музыку джаз и другие стили, - сказал за несколько часов до концерта дирижер Марк Мандарано, - поэтому очень логично было соединить в одной программе американских и российских музыкантов. В этом году мир вспоминает Джорджа Гершвина, ушедшего из жизни восемьдесят лет назад, не только как композитора, которого называют американским классиком, но и как смелого первопроходца в музыке, соединившего джаз, афро-американский фольклор, спиричуэл с академическим искусством. Его путь начинался с сочинения песен, мюзиклов и признания на Бродвее, потом были знаменитая "Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром", много музыки к кинофильмам и вновь признание, теперь уже в Голливуде. Симфоническая поэма "Американец в Париже", написанная после того, как композитор сам совершил такое путешествие, побывав в Европе, стала еще одним взрывом успеха сначала в Нью-Йорке и Лондоне, а потом и во всем мире. Последней яркой страницей в творчестве музыканта, не дожившего до тридцати девяти лет, стала опера "Порги и Бесс". Воронежская публика смогла совершить свое путешествие - по страницам творчества американского композитора, и чаще это были впечатления не от встречи с чем-то неизвестным, а от узнавания знакомых мелодий и ритмов. Звучали песни из кинофильмов "Девичьи страдания" и "Потанцуем", отдельные номера из мюзиклов "Сумасшедшая девчонка" и "Смешное личико", конечно, "Рапсодия в стиле блюз" или, как ее еще называют, "Голубая рапсодия", фрагменты из оперы. Кстати, многие наверняка помнят тот успех, с которым шел спектакль "Порги и Бесс" в 1979 году в Воронежском оперном театре и великолепного Евгения Пойманова в роли Порги. В заключение прозвучала сюита "Американец в Париже" - как еще одно напоминание о том, что академическая музыка на этом континенте начинала свой путь с равнения на Европу. Американцы демонстрировали особые таланты, порожденные природными и вновь обретенными сплавами и смешениями - традиций, крови, культуры. Мишель Брэдли, обладательница многих наград, с успехом выступавшая в "Метрополитенопера" и Карнеги-холл, покорила не только красотой голоса, но невероятной способностью внезапно переключаться с джаза на колоратуры, с легкостью, о которой она говорила, что поет так, как будто делает это "для родных у себя дома в гостиной, в штате Кентукки". Выпускника Merola Opera Program Сиднея Аутлоу - его знают не только в Америке, но и в Германии, Англии, Израиле - отличал уверенный академизм, который, вероятно, идет от его преклонения перед Мусоргским, о чем он тоже не раз повторял на встрече с журналистами. Кэти Махан имела успех в США, Европе, Японии, на Ближнем Востоке, и сегодня убеждала точностью заданных рамок музыкальной формы, а Марк Мандарано - он является лауреатом дирижёрского конкурса Нюрнбергского симфонического оркестра, профессором музыки Macalaster College - особым чувством ритма, в котором синкопы звучат естественно, без нажима, чего удалось ему добиться от оркестра. По его словам, не всякий оркестр проявляет способность к той свободе и раскрепощенности, которая требуется при исполнении музыки Гершвина, но воронежским музыкантам это удалось. И хотя музыка Гершвина из-за акустики и микрофонов немного по-электронному "фонила", она сверкала как "американская мечта", в которой много радости и света. Для Марка Мандарано знакомство с Россией состоялось еще в 1995 году, остальные участники концерта впервые оказались в нашей стране, и теперь, приехав в Воронеж, они познакомились с городом, гуляли по его улицам, заглядывали в маленькие кафе, разговаривали с его жителями и дарили им свои автографы. - Из-за разницы во времени можно гулять по ночам, - говорит Мишель Брэдли, - тем более, у вас здесь так светло. Русская история для Гершвина началась давно. Когда-то на премьере "Рапсодии в стиле блюз" в 1924 году присутствовали Сергей Рахманинов, Леопольд Годовский, Игорь Стравинский, они же и сказали свое веское слово признания нового американского таланта. Да и сам Джордж Гершвин был выходцем из семьи эмигрантов из России. Теперь мы продолжаем говорить о русско-американских культурных связях. И эти нити не разорвать.
Источник: газета "Коммуна", Б„– 49 (26693) | Пятница, 23 июня 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|