 |
08.06.17
Неотвратимость судьбы
VII Платоновский фестиваль искусств | Спектакль вахтанговцев "Царь Эдип" по трагедии Софокла начинается с того, что две девочки - дочери Эдипа Исмена и Антигона - весело и беззаботно танцуют и хохочут, кружась на открытом пространстве сцены
Людмила Романова, театровед
Затем в действие вступает хор во главе с Корифеем, который и начинает повествование о случившемся в Фивах море, который косит подряд всех жителей столицы. Хор, олицетворявший жителей города, пришёл к своему могущественному владыке с требованием предпринять меры и остановить бедствие. Ведь Эдип так силен и мудр - когда-то он разгадал загадку сфинкса и спас этим Фивы. Хор (его составляют артисты Национального театра Греции в Афинах) в черных одеждах, а Эдип (Виктор Добронравов) выходит в белом современном костюме. По ходу действия в наиболее важных местах спектакля он надевает царские одежды. Артист показывает нам человека, уверенного в своем праве на власть, на семейное счастье, на всё, чем владеет он в этом мире. Единственное, что смущает его душу, - предсказание Аполлона о его судьбе. Ему кажется, что он принял все меры, чтобы избежать своей участи. Но старец Тиресий (мощная работа Евгения Князева), знает правду, и Эдип силой вырывает её у него. К своему прозрению Эдип идёт медленно, шаг за шагом. В конце спектакля он сломлен, уничтожен. Ему остается только покинуть город своей славыБЂ¦ Стиль этого в полном смысле античного спектакля я определила бы словами "величавая простота". Режиссёр-постановщик Римас Туминас сумел сделать эту давнюю историю близкой и волнующей для зрителей, которых отделяет от пьесы 25 веков. Но человек - всегда человек, и тщеславное стремление стать вровень с богами искушает его во все времена. Однако никому не уйти от своей судьбыБЂ¦ Судьба воплощена на сцене материально: на заднем плане открытой во всю глубину сцены помещена огромная труба, которая в кульминационные моменты спектакля вдруг начинает двигаться прямо на зрителей, сметая в сторону маленьких людишек. Все это сопровождается мощными аккордами музыки Ф.Латенаса и угрожающим шумом, сопровождающим эту поступь судьбы. В финале мы вновь видим дочерей Эдипа, в ужасе отталкивающих от себя надвигающуюся судьбу. Так закольцовывается эта история, как бы переходя к следующим частям трилогии Софокла: к его смерти и судьбе четверых его детей, которые сполна ответили за его кровосмесительный брак с Иокастой. Иокаста (Людмила Максакова) проста и величественна в этой роли, не окрашивая свои монологи эмоциями. Как принято в драматургии великих греков, самые страшные события пьесы: смерть Иокасты, ослепление себя Эдипом на сцене не показываются, о них рассказывает Вестник, вкладывающий в рассказ все эмоции, но не позволяющий себе переходить черту, за которой трагедия стала бы мелодрамой. Вообще, весь спектакль Театра имени Евгения Вахтангова - такая "бездна вкуса"! Вот один штрих: время от времени сцену прыжками пересекает воин в полном облачении с копьём и щитом - казалось бы, зачем? А вот нужно - и он запоминается наравне с главными действующими лицами. Туминасу удалось почти невозможное в наше время: возродить и сделать современным сам дух античной трагедии. Премьера спектакля прошла в Греции в старинном театре Эпидавр. Он шел, как и было в древности, на открытом воздухе, а декорацией служило темное звездное небо. Звукам птиц на сцене откликались настоящие птицы в округе. Что должны были чувствовать артисты, я оставляю воображению зрителя.
Сцена из спектакля "Царь Эдип". Фото Никиты Паукова .
Хроника фестиваля
5 июня
Сольный концерт пианиста Люки Дебарга прошёл в зале Воронежской филармонии. В программу выступления вошли две сонаты Франца Шуберта, Б„–13 ля-мажор и Б„–14 ля-минор, и Соната Б„–2 ля-мажор Кароля Шимановского. "Танго Метрополис Данс Компании", одна из самых известных танцевальных компаний Аргентины, показала в Воронеже свою программу. "Танго-шоу" состояло из двух частей - "Лорка Танго" по мотивам "Кровавой свадьбы" Федерико Гарсиа Лорки и "Сюиты Тройло" - посвящения знаменитому аргентинскому музыканту. Литературная программа была продолжена творческой встречей с нашей землячкой, поэтом Еленой Фанайловой. "Родина и родные" - такова была тема вечера. "Семейные ценности, которые преломляются в моей голове и сердце самым разным образом, являются одним из лейтмотивов стишков, которые я воспроизвожу, - призналась гостья. - Члены моей семьи, как и я сама, оказываются субъектами современной истории".
6 июня Большой концерт в театре оперы и балета дал Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. В программе, которая была подготовлена для фестиваля, - произведения Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, в том числе его киномузыка. В рамках Программы актуального искусства театралы увидели новый спектакль венгерского режиссёра Корнеля Мудруцо. "Имитация жизни" - спектакль театра "Протон", посвящённый злободневным проблемам, с которыми сталкивается современная Европа и живущий на этой планете маленький человек. Показ предваряла лекция театрального критика Аллы Шендеровой "Корнель Мудруцо в контексте современной мировой режиссуры". Японский дуэт "Хидэ-Хидэ", играющий на народных инструментах своей страны, исполнил как традиционную музыку, так и европейскую, и русскую. "Песня рыбаков с острова Хоккайдо (название можно перевести как "Тянем-потянем") соседствует в репертуаре с авторской композицией, навеянной аниме, тема из Второй симфонии Рахманинова - со шлягером из "Иронии судьбыБЂ¦", - так описывают их программу очевидцы.
7 июня В Воронеже показаны сразу три спектакля по произведениям Андрея Платонова: "Ювенильное море" Студии творческого развития Константина Хабенского в Воронеже, "Русский контракт" Драматического театра Варшавы (Польша), "Фро" Брестского театра кукол. Вечер "Стихи, написанные в темноте: неофициальная поэзия блокады" прошёл в арт-центре "Коммуна". Антологию, в которую вошли тексты Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Сергея Рудакова, Владимира Стерлигова, Дмитрия Максимова, представила её составитель, поэт и историк Полина Барскова. Почти все эти стихи писались без мысли о публикации. Так, прозаик Геннадий Гор и стихов больше не писал, и не показывал тетрадь своих блокадных текстов ни одному человеку. Её нашли после его смерти внуки.
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна", Б„–45 (26689) | Пятница, 9 июня 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|