 |
07.06.17
Люка Дебарг: от "божественных длиннот" - к джазу
VII Платоновский фестиваль искусств | К восхищению талантом этого музыканта всегда примешивается удивление
Действительно ли это "тот самый" пианист, который начал заниматься музыкой профессионально только в двадцать лет? Который, приехав в Москву на XV Международный конкурс имени П.И.Чайковского, тогда впервые и играл с оркестром?.. Анна Шалагина Сегодня знаменитый Люка Дебарг приглашен выступать на Платоновском фестивале, и его сольный концерт с успехом прошел пятого июня в зале Воронежской филармонии. На конкурсе в 2015 году он получил престижный приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы, которые признали его уникальное дарование, отметили, как писали, творческую свободу и красоту трактовок. Феномен этого музыканта в том, что его признали сразу, как только он обозначил себя в мире профессионального искусства. Конечно, не только за нестандартный формат его биографии - публика безошибочно угадывает - нет, не особенности звукоизвлечения и даже не технические погрешности, - она интуитивно чувствует талант. Дебарг же подпадает под эту категорию безоговорочно. В его искусстве лишь часть - результат выучки, хотя школу он имеет великолепную, с российскими корнями: учился у Рены Шерешевской, воспитанницы Льва Власенко. Есть и другая сторона, которая обнаружилась сразу же, как только Люка начал заниматься музыкой, и это еще одна легенда о музыканте. Начинал он не с гамм и упражнений, а с игры на слух сложнейших "взрослых" произведений. И воспринимает он музыку в первую очередь не через ноты, а через её внутреннее слышание. Эта особая связь музыканта и музыки ощущается публикой. Дебарг не просто эмоционален - он как будто действительно слит с музыкальными звуками, и не ясно, он ведет их за собой или, наоборот, сам полностью подпадает под их собственную логику. Резкие смены темпа, динамики, фактуры происходят, кажется, без всякого усилия для пианиста. Филигранные пассажи рассыпаются в изящном непроизвольном росчерке. И везде главным посылом остается свобода. Сам же музыкант лишен всяких экзальтаций, его сценический образ изящен, его шарм - в простоте и лаконичности. В программу концерта Люки Дебарга вошли две сонаты Франца Шуберта, Б„–13 ля-мажор и Б„–14 ля-минор, и Соната Б„–2 ля-мажор Кароля Шимановского. Переход от раннего романтизма к эмоционально напряженному и экспрессивному позднему давал пианисту шанс показать весь спектр красок, которые есть в его исполнительском арсенале. В Шуберте, с его знаменитыми "божественными длиннотами", Дебарг покорял погружением в контрастные звуковые миры, по-романтически вольно трактуя время пребывания в каждом из них. В Шимановском - искусством выстраивать звуковую архитектонику с множеством пластов, четко прочерченных в их постоянно бурлящем движении. Но романтическая тема, при всей её заманчивой неисчерпаемости, так бы и осталась единственной в этом концерте, если бы не ожидаемый всеми блок "бисов". Здесь публика смогла оценить барочную изящность сонат Скарлатти, и вдруг поворот совсем в другую сторону, окончательный прорыв в свободу - джазовая композиция от Луки Дебарга. Не зря, как стало понятно, музыкант перед тем, как выйти на "бис", отказался от академического дресс-кода, оставив за кулисами свой концертный смокинг. Впереди был джаз. И куда исчезла академическая интравертность? Вот где случилось полное соединение пианиста с музыкой, и теперь музыка явно "вела", а пианисту ничего не оставалось, как только отпустить на волю свои эмоции и движения. Известно, что Люка Деборг играет в джазовых группах в Париже. Ещё известно, что после присуждения ему четвертой премии на конкурсе он имеет много приглашений, выступает с известными дирижерами, много гастролирует. Его концерты проходили в Европе и Америке, в Японии, Китае, Южной Корее. Часто он выступал и в России. Вот и сейчас, после выступления на Платоновском фестивале, даст концерт в Липецке.
Пианист Люка Дебарг на концерте в Воронежской областной филармонии. Фото: vrn-uk.ru
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|