 |
13.12.18
За "Стеной" не спрятаться
Вернисаж | В Выставочном зале Воронежского художественного музея имени И.Н.Крамского проходит выставка "Пространство времени", на ней представлено творчество академиков Российской академии художеств Татьяны Назаренко и Игоря Новикова
На выставке "Пространство времени". Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.
Когда переступаешь порог Выставочного зала, то первое впечатление - что сама уличная жизнь ворвалась в воронежский музей и, быстренько разобрав лучшие места, успокоилась, расположившись по разным уголкам зала и образовав живописные группы колоритных персонажей, которые при первой же возможности готовы охотно поделиться с нами своими непростыми житейскими историями. Вот это всё чувствуешь, когда останавливаешься перед инсталляциями, сделанными Татьяной Назаренко в эпоху "лихих 90-х". Сначала испытываешь шок, а потом воз испытываешь шок, а потом возникает жгучий интерес.
Наталья КОНЬШИНА
Все герои инсталляций выполнены из крашеной фанеры в натуральный размер. А на заднем плане эту причудливую композицию дополняет картина "Стена", нарисованная сразу на трёх больших холстах, плотно подогнанных друг к другу. На импровизированной стене можно увидеть все атрибуты современного городского арта: граффити вперемешку с обрывками каких-то объявлений, математические уравнения, указатели, цифры, упрощённый портрет девушки и многое другое. Всё это вместе образует сложносочинённую композицию БЂ” своеобразное письмо потомкам, над которым придётся изрядно поломать голову, ведь оно не имеет ни ключа, ни шифра. Татьяна Назаренко уже со времён учёбы в Суриковском институте тяготеет к большому формату. Художница черпает вдохновение в современной жизни, изображая её правдиво и без прикрас. Все её крупноформатные картины заполнены персонажами, которые постоянно чем-то заняты: то спешат по своим делам или размышляют на досуге, то купаются и совместно отмечают праздники в кругу друзей, выпивают, строят кому-то дом, танцуют, разговаривают - в общем, делают всё то, что свойственно обычным людям. Герои очень разные и принадлежат к различным социальным группам, но их образы схожи и оттого мгновенно узнаваемы. И что бы все они ни делали, у зрителя остаётся стойкое ощущение, что он присутствует на чьём-то празднике души и тела, некоем бразильском карнавале с российским колоритом и размахом. Нередко среди персонажей картин можно увидеть и саму художницу. Она - полноправный герой своих произведений и нынешнего нестабильного времени... Она не приукрашивает себя, и потому неудивительно, что, возможно, для кого-то из нас выглядит нелепо, неким шутовским персонажем; но это маска БЂ” защитная реакция автора.
Центральное место экспозиции занимают восемь работ, вместе образующие цикл "Заклинания". Эти картины были нарисованы Назаренко в течение девяти лет, начиная с 1995 года. На них можно увидеть старую икону с почти утраченным красочным слоем, портрет вельможи со свитком, натюрморт, выполненный в жанре "картинаобманка", любимую бабушку Татьяны БЂ” Анну Семёновну, восточную женщину в роскошной парандже, лицо которой скрыто чёрной непроницаемой чадрой, фаюмский портрет, как бы выглядывающий из спелёнутой мумии, изображение обнажённой женщины и портрет юного сына Николая с деревянной лошадкой. Все работы цикла объединяет внешне кажущаяся недосказанность, потёртость, полная или частичная утрата красочного слоя, поздние записи и наслоения потемневшей от времени краски. Это можно понимать как утрату исторической памяти, многочисленные вопросы без ответов, обрыв связей с прошлым, как закрытый лик истории, укрывание исторических фактов и правды за ретушью снимковБЂ¦ Переклички с историей нашей страны очевидны. Нельзя пройти мимо небольшого, но очень красноречивого цикла картин, которые уже на первый беглый взгляд сразу отсылают нас к библейским мотивам. На больших холстах "Опознание", "Избиение младенцев" и "Положение во гроб" отражены жестокие российские реалии. Всё сразу понятно без слов. И оттого на сердце становится тревожно и страшно, что это повторяется в жизни...
Нередко среди персонажей картин можно увидеть и саму художницу. Она не приукрашивает себя, и потому неудивительно, что, возможно, для кого-то из нас выглядит нелепо, неким шутовским персонажем; но эта маска БЂ” защитная реакция автора. |
В истории искусств редко бывает так, чтобы художнику посчастливилось быть признанным в равной степени искусством официальным и искусством подпольным, творить для себя, а не на потребу публики и при этом быть успешным. Татьяна Григорьевна страстно интересуется всем, что происходит вокруг неё, много и с упоением работает, раскрывая свой очередной художественный замысел до конца. Каждый год к Татьяниному дню она организует большую персональную выставку, состоящую из новых работ. Она так говорит о своём творческом кредо: "Художник обязан всё сказать в своих работах с помощью холста и кисти. Художник как отражение своего времени тоже должен меняться".
На втором этаже Выставочного зала воронежского музея представлено пятнадцать живописных полотен Игоря Новикова. Тема его работ БЂ” наблюдения художника за быстро меняющимся миром и сопутствующие ему философские обобщения. Сегодня в своём творчестве Новиков использует необычный приём: в сюжеты картин великих мастеров он искусно вписывает придуманные им пиктограммы. По замыслу художника, эти знаки на фоне привычных традиционных мотивов есть символы сегодняшней действительности, они определяют жизнь людей в современном мире. Пиктограммы очень условны, как некие фантомы возможно грядущих событий. В зависимости от ситуации в мире одни и те же картины могут по-разному прочитываться и обозначать разное, например, библейские сюжеты, юмор, сострадание, а иногда и острополитические вещи.
Художники Игорь Новиков и Татьяна Назаренко. Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.
Первые работы в этой стилистике Новиков стал рисовать ещё в 1980-е годы, в эпоху перестройки, и сначала знаки были только красного и черного цветов. Потом стали проявляться другие цвета - белые, зеленые, желтые. Это не дорожные знаки, как наивно думают некоторые, а полностью придуманные фигуры. Многократно повторяемые пиктограммы составляют некое действо: кто-то бежит по лестницам, кто-то летит по небу, идет шеренгой по Москве или по привычным русским пейзажамБЂ¦ Отчего картины, собранные все вместе, производят странное абсурдистское впечатление. Своё творческое кредо Игорь Новиков обозначил так: "Я стремлюсь создать какое-то напряжение, поставить вопрос и отобразить время, в котором живу. Заметил, что иногда события, которые изображаю на своих полотнах, становятся пророческими. Например, картина "Бегство в Европу".
Источник: газета "Коммуна" |Б„–97 (26844) | Пятница, 14 декабря 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|