 |
12.07.18
Концептуальный подход
Качество питания | Представленный в Воронеже "Нальчикский молкомбинат" развивает собственную систему работы в регионах
Считается, что продовольственное эмбарго, введенное российским правительством в отношении ряда стран Запада, помогло отечественным производителям нарастить собственную долю на отечественном рынке. Однако данные по молочной отрасли говорят об разнонаправленных тенденциях в этой сфере. Алексей ПЕТРОВ
Заместить и потребить
Возможно, в 2014-2015 гг. в стране, действительно, наблюдалось некоторое сокращение импорта, но в 2017 г. его показатель вновь достиг уровня 2013 г. Только уже за счет не стран Евросоюза, а Белоруссии, активно нарастившей поставки молока в Россию. При этом собственно российские производители столкнулись с рядом негативных факторов, связанных с ослаблением национальной валюты. В частности, себестоимость производства молочных продуктов увеличилась, а рост цен был ограничен снижением покупательской способности населения. Как итог - уменьшилась доступность кредитных ресурсов для производителей молочных продуктов. Приплюсовать сюда еще и сокращение молочного стада в стране (отдельные регионы, наподобие Воронежской области, где ежегодно отмечается его рост, - не в счет) - и мы получаем, что экономический кризис 2014 г. повлиял на производителей молочной продукции не всегда положительно. Впрочем, не на всех. Некоторые предприятия, которые стали производить товары, ранее завозимые исключительно из-за рубежа, смогли улучшить свою экономику за этот счет. Прежде всего, речь идет о тех молочных заводах и комбинатах, которые производят сыры (особенно - твердые). Так, по данным "Анализа рынка сыров в России", подготовленного BusinesStat в 2018 г., в 2013-2017 гг. производство в стране сыров и сырных продуктов увеличилось на 36,7 процента: с 345 тыс. тонн до 471 тыс. тонн. Учитывая, что основная фаза импортозамещения здесь пройдена, к тому же динамика регулируется, в том числе производителями из Белоруссии, эксперты в исследовании делают вывод о том, что в ближайшую пятилетку Россия нарастит собственное производство сыров до 523,5 тыс. тонн в год.
Со своей концепцией
Так совпало, что интересную тенденцию роста во времена эмбарго продемонстрировали молочные компании, которые реализовывали собственные концепции, не завязанные на импортозамещении, но хорошо в него вклинившиеся. В числе таких компаний можно назвать ООО "Нальчикский молочный комбинат" (НМК), активно развивающий географию своего присутствия на российском рынке за счет развития торговых домов. - В 2015 г. мы открыли свой торговый дом в Москве, - вспоминает руководитель отдела продаж Азрет Альчагиров. - Причем нельзя сказать, что сделали это в связи с эмбарго: у нас была разработана собственная концепция развития продаж и ассортимента продукции. На 2015 г. уже были открыты и активно развивались торговые дома в СКФО, Крыму, Ростове-на-Дону, Астрахани и других регионах ЮФО. В 2016 г. открылся ТД в Воронеже. А не так давно, например, торговый дом (и - одновременно с ним - интернет-магазин) - в Казани. - Татарстан нас привлекал всегда, - продолжает Азрет Альчагиров. - Здесь проживает большое количество мусульман, поэтому в развитии торгового дома здесь мы планируем делать ставку на премиальный бренд "Чабан", имеющий сертификат "Халяль". Мы возили сюда свою продукцию с 2016 г., она появилась в сети супермаркетов домашней еды "Бахетле", но полноценный торговый дом решились открыть только сейчас. Почему "Нальчикский молочный комбинат" по большей части делает акцент на развитии посредством торговых домов, а не централизованно через торговые сети - как это делает большинство производителей? Ответ лежит на поверхности и имеет как минимум три составляющие. Первая: качество продукции, поставляемой потребителю. - Торговые дома предоставляют возможность обеспечить качество покрытия и работы с конечным потребителем, быструю логистику и соблюдение всех условий хранения и сроков. Сетевые магазины не всегда могут обеспечить нужное количество товара и не всегда могут отслеживать сроки хранения, а для нас это - вопрос принципиальный. Ведь если наше молоко на полке будет просроченным или приближающимся к окончанию сроку хранения, то его не купят, и никто не будет думать, что в проблемах с продукцией виноват продавец, - говорит руководитель. Вторая причина - сугубо экономическая. Ценовая политика федеральных сетей такова, что некоторые производители, сдавая им молочную продукцию, вынуждены работать себе в убыток. - Нельзя сказать, что мы вообще не работаем с сетями - мы работаем с ними, когда получается взаимовыгодное сотрудничество. То есть, когда им интересен продукт, мы получаем прибыль, а на полке видим приемлемую цену для покупателя, - поясняет Азрет Альчагиров. И третья причина кроется в географии производства НМК. В Северо-Кавказском федеральном округе до сих пор уровень покрытия федеральными торговыми сетями относительно невелик, а на старте производства и вовсе отсутствовал. И это в том числе повлияло на стратегию распространения продукции, которая, как оказалось, хорошо применима и к другим регионам РФ. Тем не менее, несмотря на основной курс по развитию торговых домов, НМК работает и с сетями, и с дистрибьюторами в тех регионах, где нет торговых домов, к примеру, в Санкт-Петербурге.
Равнение - на Восток
Сегодня "Нальчикский молочный комбинат" активно развивает экспортное направление своей работы. Например, в 2016 г. была достигнута договоренность о поставках продукции предприятия в Казахстан. И НМК уже вышел на определенный объем этих поставок - возможно, еще не тот, который хотелось бы, но уже стабильный. Плюс - рассматриваются поставки в ближайшие страны, такие как Азербайджан и Грузия. Кроме того, не так давно делегация комбината приняла участие в крупнейшей выставке продуктов питания в столице Объединенных Арабских Эмиратов Дубае, где бренд "Чабан" был удостоен высоких похвал. - Сейчас мы находимся на стадии подготовки выхода на рынок Эмиратов, - говорит руководитель Управления маркетинга НМК Динара Урманчеева. - Имеются некоторые организационные вопросы, выясняем эффективность поставок продукции как через дистрибьюторов, так и через собственное представительство. Предложения имеются по каждому из вариантов. Также мы анализируем и подбираем ассортиментный ряд для рынка ОАЭ, хотели бы начать в первую очередь с востребованной продукции, а уже потом продвигать наши уникальные продукты и новые товары для того региона. Руководитель отмечает: поездка и участие в выставке в Дубае позволили изучить ассортимент всех локальных ритейлеров и оценить восприятие продукции "Чабан" местными потребителями. Результатом руководство "Нальчикского молочного комбината" оказалось удовлетворено. - Более того, мы не ограничиваемся Эмиратами и рассматриваем возможность поставок продукции "Чабан" и в другие ближневосточные государства, - говорит она. Стоит отметить, что указанная концепция полностью совпадает с мнением Президента РФ Владимира Путина, неоднократно отмечавшего, что российские производители молочной продукции должны выходить с ней на экспорт - чтобы не только улучшить собственную экономику, но и внести свой вклад в позиционировании российских товаров за рубежом.
На правах рекламы
Источник: газета "Коммуна" | Б„–53 (267100) | Пятница, 13 июля 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|