 |
08.06.18
"Какая-то цепь замкнулась"
VIII Платоновский фестиваль искусств
Ещё одна фестивальная выставка открылась вчера на новой для международного форума искусств площадке: вдохновленные творчеством Андрея Платонова картины и объекты представил московский художник Михаил Рошняк
Виталий ЧЕРНИКОВ
В эти июньские дни его работы можно увидеть на площадке Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского "Дом Губернатора". Художник использует необычный материал. Практически все его работы (за исключением, кажется, демонстрируемого в одном из залов платоновского портрета) выполнены из земли. Выставка весьма логично получила название "Котлован". Часть такой живописи, конечно, можно назвать абстрактной - обращая внимание в первую очередь на её фактуру, на взаимоотношения чернозёма, щепок, травинок. Хотя есть и построенные на контрасте чёрного и белого, вспаханного поля (или протоптанной кем-то в русской грязи тропинки) и неба, сумрачные пейзажи ("Последний снег", "Околица"). С работами Рошняка соседствуют в качестве своеобразного комментария цитаты из Платонова: "Пролетариат живет для энтузиазма труда, товарищ Вощев! Пора бы тебе получить эту тенденцию. У каждого члена союза от этого лозунга должно тело гореть!", "У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве, и меня сократили". Часть экспозиции - инсталляция, созданная специально для фестиваля и конкретно для выставочного зала Арт-центра: песком полуприсыпаны человеческие манекены, обозначающие людей то ли мёртвых, то ли дремлющих. То ли строителей котлована, то ли тех, для кого он стал могилой... Художник признался, что когда готовил её, перечитал повесть, в честь которой назвал проект: - И у меня были совсем другие впечатления, отличные от первого знакомства с этим произведением. Впервые я прочитал эту повесть в 1990-е, у меня часть студенческого диплома была посвящена Платонову. А сейчас в Воронеже всё оказалось по-другому. "Котлован" для меня раньше почему-то не имел такого трагического напряжения. Какое-то ощущалось тогда жизнеутверждающее настроение! При работе над инсталляцией у меня эта тема соединилась с архитектонами Казимира Малевича (объёмные супрематические архитектурные модели, идея создания которых посетила художника в середине 1920-х. - В.Ч.). Мне показалось, что Платонов в своём произведении как бы выкопал котлован для новой архитектуры. И словно какая-то цепь замкнулась. Русский авангард был оборван, а здесь нашлась эта цепь.
Фото Натальи Коньшиной.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|