 |
14.05.18
Проводник в неизведанное
Время молодых | Журналист "Коммуны" поговорила со студенткой ВГПУ, чтобы выяснить, какие они - современные молодые учителя, и зачем приходят в профессию
Александру Белову я узнаю сразу. Она идёт мне навстречу и улыбается. У меня никак не получается обратиться к ней на "вы", и мы начинаем общаться как друзья. Саше двадцать четыре, в этом году она получит диплом учителя иностранного языка. Немецкий, признаётся Саша, её любимый предмет. В Германии живёт её "вторая семья". Ангелина ГАВРИЛОВА
- Я несколько раз ездила в Германию, пока училась в школе. Впервые мы отправились туда всем классом, потом я решила поехать ещё раз, но уже одна, по программе обмена. Три месяца жила в небольшом городке Кобурге в многодетной немецкой семье. Мои вторые "папа" и "мама", - в голосе Саши появляются нотки нежности, - очень хорошо ко мне отнеслись. Я ходила в немецкую школу вместе с другими детьми, носителей русского языка среди них не было. "Сестрёнка" просила говорить в её доме только по-немецки. Поначалу приходилось нелегко, но потом я просто влюбилась в этот язык. Решила, что моя профессия будет с ним связана. Тогда я училась в одиннадцатом классе. - Уехала в выпускном классе на три месяца в другую страну? Прямо перед ЕГЭ? - недоумеваю я. - Ах, нет! - смеётся Саша.- В моей школе - двенадцать классов, ведь я училась по вальдорфской системе: не было оценок, экзаменов, уроков в привычном нашем понимании. Вместо "пятерок" или "двоек" мы получали характеристики от учителя. Предметы у нас шли не так, как в других школах, а блоками: допустим, эти два месяца на первом уроке мы изучаем физику, на втором - историю, на третьем - эвритмию (искусство сочетания движения и речи). Затем дисциплины менялись. У нас было очень много предметов, направленных на развитие личности, творческих способностей: лепка, театральное искусство, игра на музыкальных инструментах и тому подобное. Никаких строгих планов урока, никаких обязательных учебников. Существовал только перечень тем, необходимых для изучения, он определял объём работы, а всё остальное зависело от учителя, его методов преподавания. Создаётся впечатление, что вальдорфская система - почти идеальный вариант разностороннего развития ребёнка. Но оказывается, всё не так просто. Александра Белова объясняет, что пока в России не доверяют вальдорфской педагогике, и поэтому проверять знания и аттестовываться ученикам таких школ приходится в других учебных заведениях. Помимо ЕГЭ, выпускники сдают экзамены по всем остальным предметам, чтобы получить оценки в аттестат. Кроме того, отправить ребёнка в частное учебное заведение не всем по карману. - Сложности меня не останавливали. Вся наша семья связана с вальдорфской школой: мама работает учителем, папа - завхозом, младшие братья там учатся. Вообще, мне есть с чем сравнить. Я родилась в Авдеевке Донецкой области, там закончила первый класс обычной средней школы. Когда родители узнали, что в Воронеже есть альтернативное учебное заведение, решили: надо переезжать. Первое время даже растерялась, не могла понять, как нужно учиться, если нет оценок. Но со временем привыкла, сейчас ни о чём не жалею. - Как к твоему образованию отнеслись в педагогическом университете? - Вполне нормально. Некоторые преподаватели интересовались методикой, особенно когда мы разбирали вальдорфскую систему на занятиях, расспрашивали о моей школе, другие не делали на этом акцента. Но никто не отнёсся с пренебрежением, огульно не критиковал. Вообще, университет мне дал многое. В педагогическом очень сильная кафедра немецкого языка, она только укрепила желание заниматься по моему профилю. Зимой Саша Белова вошла в число победителей Всероссийской олимпиады "Я - профессионал" в направлении "Педагогическое образование". О своих достижениях она почти не говорит, зато подробно рассказывает, чему научилась на "Зимней школе", которую организовал для участников олимпиады Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина. - На меня большое впечатление произвёл мэтр отечественной педагогики, академик Шалва Александрович Амонашвили. Он произнёс очень трогательную речь о том, что корни наших успехов - в любимых учителях. Я думаю, что он абсолютно прав. У каждого из нас при словах "любимый учитель" всплывает в памяти какой-то человек, у меня - учительницы русского и немецкого языков. Видимо, благодаря им у меня появилась любовь к языкам где-то на подсознательном уровне. Ещё мне запомнилось, что Амонашвили назвал школьные отметки "режущими осколками", в этом я тоже с ним согласна: гораздо важнее словесная оценка. Все мы разные, для кого-то "троечный" ответ - уже большое достижение, а кому-то отличная учеба даётся легко. На олимпиаде Саша открыла для себя, как много талантливых молодых людей со всех уголков страны хотят стать учителями. - Ребята все умные, активные, то, что и нужно современной школе. Мне кажется, если все они придут работать в нашу систему образования, то уж точно произойдут изменения в лучшую сторону! Спрашиваю у будущего педагога: "Как думаешь, кто такой - учитель?" Саша Белова минуту размышляет. Отвечает: проводник в неизведанное. То есть человек, который помогает раскрыться, замечает таланты и способности, даёт возможность проявить себя. - В школе приходится выполнять много разной и не всегда "профильной" работы. От этого никуда не деться. Но есть одна вещь, которая придаёт сил. Я иногда занимаюсь со школьниками, подтягиваю их по немецкому или английскому языкам. Были среди них ребята, которые терпеть не могли иностранный язык, не хотели ничего знать и усваивать. Я с ними настойчиво работала, старалась заинтересовать, "влюбить" в предмет. И когда видела, что у меня получается изменить отношение ребят к языку с негативного на позитивное, то понимала: я победила. Это чувство не передать словами!
Студентка Воронежского педагогического университета Александра Белова. Фото Ангелины Гавриловой.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–36 (26783) | Вторник, 15 мая 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|