 |
16.04.18
Изобретатель мин
Неизвестные страницы войны | Работа минёров способствовала замедлению темпов немецкого наступления летом 1941 года
Валентин КОТЮХ, краевед, Алексей МАРШЕВ, подполковник в отставке
Продолжение. Начало в Б„–27
Боевое крещение минёров
В первые же дни войны Ястребов оказался в самом её пекле. В графе наградного листа о его участии в боевых действиях сказано очень кратко: "Западный и Юго-Зап. Фронт 1941г. Начальник Группы минирования шоссейных и ж.д. дорог и промсооружений г.Харькова". Попробуем раскрыть содержание этой скупой записи, обратившись к воспоминаниям непосредственных участников событий того времени. Летом 1941 года крупные танковые и моторизованные соединения фашистов рвались к Москве. Красная Армия героически оборонялась, но под натиском превосходящих сил вынуждена была отходить. Противник старался танковыми и моторизованными группировками глубоко обойти, окружить и уничтожить советские дивизии, используя более высокую моторизацию и преимущества в подвижности, действуя по шоссейным и улучшенным дорогам. К девятому дню войны подвижные соединения группы армий "Центр", сильнейшей на всем фронте от Баренцева до Черного моря (40 процентов всех германских дивизий), прорвав оборону главных сил Западного фронта, не успевших развернуться и принявших на себя основной удар вермахта, продвинулись по направлению к Москве на глубину 350400 км, создав после захвата Минска угрозу быстрого прорыва к Смоленску. При этом у командования фронтом не осталось ресурсов, достаточных для сдерживания дальнейшего продвижения врага. Задержать продвижение танковых колонн врага было поручено минерам-подрывникам. Значение их боевой работы в коллективном труде "1941 год - уроки и выводы" подчеркнуто так: "В тех случаях, когда противник прорывал стратегический фронт советских войск, устройство заграждений на направлениях продвижения танковых группировок противника осуществлялось под руководством Ставки". Напомним, что Ставка Верховного Главнокомандования являлась чрезвычайным органом высшего военного управления, осуществлявшим в годы Великой Отечественной войны стратегическое руководство советскими Вооружёнными силами. Для прикрытия московского стратегического направления в Главном военно-инженерном управлении (ГВИУ) создали четыре специальных моторизованных отряда заграждения во главе с полковниками Михаилом Семеновичем Овчинниковым, Ильей Григорьевичем Стариновым, Петром Кирилловичем Случевским и военным инженером 2-го ранга Владимиром Петровичем Ястребовым. Генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Иван Павлович Галицкий, с марта по начало июля 1941 года исполнявший обязанности начальника Главного военно-инженерного управления (ГВИУ) Красной Армии, в мемуарах "Дорогу открывали саперы" вспоминал: "26 июня начальников отрядов вызвал к себе Нарком обороны маршал С.К. Тимошенко. Я представил Наркому обороны каждого начальника отряда, доложил, сколько отрядов мы организуем и чем их обеспечиваем, что еще имеем в наличии. Маршал немного помолчал, потом, обращаясь к начальникам отрядов, продолжал: "Ваша главная задача - помочь нашим войскам во что бы то ни стало сдержать наступление немецких танков. Минируйте и разрушайте дороги и мосты, но согласуйте свои действия со штабами армий. Вас мы наделяем большими полномочиями. Держите связь с ГВИУ и доносите обо всем. Выступить из Москвы послезавтра в 18 часов. Указания о маршрутах, подлежащих разрушению, о дислокации соответствующих штабов армий, действующих на этих направлениях, получите от начальника Оперативного управления Генштаба генерал-майора Маландина. Вы свободны"БЂ¦ Маландин пригласил нас к картам и показал направления, на которых наиболее активно действовали танки врага. Это Ржев, Великие Луки; Смоленск, Орша, Минск; Спас-Деменск, Жлобин, Бобруйск; Брянск, Гомель, Мозырь. Я тут же распределил начальников отрядов по направлениям. На первое назначался военный инженер 2-го ранга В.П. Ястребов, на второе - полковник А.С. Овчинников, на третье - полковник И.Г.Старинов, на четвертое - полковник П.К.Случевский". Каждый отряд, состоявший из двух-трех саперных батальонов, должен был иметь 6000 противотанковых мин и 25 тонн взрывчатых веществ. Это было очень мало, но минеры имели опыт изготовления в полевых условиях необходимых мин и фугасов из подручных материалов.
Немецкий генерал-полковник Герман Гот: "Если противник будет продолжать минирование дорог и мостов в тех же масштабах, что и раньше, то преимущество в скорости, которое обеспечивает мотор, сводится на нет". |
Изобретательская мысль Ястребова в это время была направлена на усовершенствование своих разработок непосредственно в бою. Первые подрывы танков врага показали, что советская мина перебивает только траки, которые легко восстанавливались экипажем за несколько часов. Ястребов рассчитал и увеличил количество взрывчатого вещества в ней, чтобы при взрыве уничтожался танк и экипаж. Созданные подразделения устанавливают мины и фугасы на дорогах, взрывают железнодорожные и автомобильные мосты. Закладывают радиомины в правительственных зданиях, важных стратегических объектах. Чтобы вызвать страх и панику среди врагов, применяют мины замедленного действия, которые взрываются через 3-45 дней в тылу вражеских войск, нанося им урон. Боевая деятельность минеров находилась под постоянным контролем Ставки Главного Командования. При этом особая роль отводилась группе под командованием военинженера 2-го ранга В.П.Ястребова. Впервые в боевых условиях были применены созданные при его непосредственном участии радиоприборы ФТД для управления взрывом тактических радиофугасов и Ф-40 для стратегических радиофугасов. О значении, придававшемся тогда радиоуправляемому минированию, свидетельствует тот факт, что уже 8 июля 1941 года в числе первоочередных вышло постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР Б„–50сс "О выпуске приборов ТОС для управления взрывом на расстоянии" (РГАСПИ, ф.644, оп.1 д.1 лл.157-158,159-162), при том, что сам ГКО, обладавший на время войны всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР, был образован 30 июня 1941 года. В статье "Рассекреченные разработки инженерных войск" ("НВО", 06.10.2017г.) начальник отдела ЦНИИИ ИВ в Нахабино, полковник запаса, кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук Виктор Александрович Миркискин отмечает: "Одним из самых квалифицированных и востребованных специалистов Института был военинженер 2-го ранга В.П. Ястребов, которому поручались самые ответственные задания с использованием техники особой секретности. В качестве примера следует процитировать приказ начальника Института от 3 июля 1941 года Б„– 175/А: "1. Во исполнение директивы ГВИУ КА от 2 июля с.г. за Б„– 413327С полагать сформированной группу специального назначения под командованием военинженера 2 ранга тов. Ястребова В.П. 2. С сего числа группу спецназначения полагать убывшей в распоряжение начальника инженерного Управления генерал-майора инженерных войск тов. Новикова для выполнения особого задания в составе: военинженера 2 ранга тов. Ястребова, военинженера 2 ранга тов. Зудина, военинженера 3 ранга тов. Кучерова, лейтенантов Прегамент, Белохвостова, Батурина. Срок командировки с 3 июля 1941г. по 23 июля 1941 г.". Всего в группу вошло 30 человек". Оценивая роль аппаратуры управления взрывами по радио в оборонительных боях первых месяцев войны, маршал инженерных войск В.К.Харченко в книге "БЂ¦Специального назначения" о деятельности этой группы писал так: "На стыке Северо-Западного и Западного фронтов с начала июля использовал приборы Ф-10 отряд заграждений под командованием военинженера 2 ранга В.Н. ЯстребоваБЂ¦ Приборы Ф-10 вместе с обычными минами замедленного действия создавали в стане врага нервозность, затрудняли использование и восстановление мостов, железнодорожных узлов, крупных зданий и других важных объектов. Они заставляли противника терять время, столь драгоценное для наших войск суровым летом и осенью 1941 года. Выигранное время давало нам возможность закрепиться, подтянуть к угрожаемым направлениям войска". По данным военного журналиста А.М. Киселева, подразделение, руководимое В.П. Ястребовым, установило тогда в общей сложности 40 радиоуправляемых фугасов ("Техника и вооружение", 1990, Б„– 9, с.31). Отряду заграждения В.П.Ястребова пришлось действовать в сложнейших условиях первых дней войны. Полковник И.Г. Старинов, руководивший тогда таким же отрядом на другом участке Западного фронта, обстановку описывал так: "Скажу сразу, положение группы оказалось нелегким. Поначалу трудно было понять, как далеко удалось продвинуться противнику, где идут бои. Средств радиосвязи у нас не имелось, и для поддержания контакта с отрядами приходилось пользоваться проводной связью фронта, а телефон и телеграф в те дни оказались не слишком надежными, да и отряды часто находились на значительном удалении от войсковых телефонных коммутаторов или телеграфных узлов. Выручали группы лишь опыт и мужество командиров отрядов да наличие значительного числа автомашин, "прихваченных" по пути на фронтБЂ¦ Что же делали в те жаркие и кровавые июльские дни саперы оперативно-инженерной группы? Мы заблаговременно минировали и своевременно разрушали мосты на железных и автомобильных дорогах, а также подрывали рельсы и асфальтобетонное покрытие шоссейных дорог, минировали предполагаемые места обхода врагом разрушенных участков пути, минировали после отхода наших войск сами магистрали, устраивали завалы перед фашистскими мотоциклистами-разведчиками, перед вражеской мотопехотой и танками. Работать приходилось под непрерывным воздействием вражеской авиации, нередко под ружейно-пулеметным огнем, отряды несли потери, и все же их действия превзошли наши ожидания: люди проявляли огромное мужество, замечательную выдержку, не терялись в самых сложных, даже критических ситуациях" (И.Г. Старинов. "Пройди незримым". М: Молодая Гвардия, 1988, с.18-19). В результате работы советских минеров на дорогах в журнале боевых действий штаба германской 9-й армии появляется запись, отрывок из которой приводит в своей книге немецкий военный историк генерал Клаус Рейнгардт: "Главная причина возникновения и углубления кризиса заключается в том, что ремонт шоссейной дороги требует значительно больше сил и времени, чем это предполагалось. Несостоятельность первоначальных предположений в первую очередь показали разрушения, причиненные русскими минами замедленного действия. Такие мины, разрываясь, образуют воронку в 10 м глубиной и 30 м диаметром. Взрыватели установлены с такой точностью, что ежедневно происходит по нескольку взрывов, и поэтому приходится каждый день строить заново объездные пути". Своей боевой работой в труднейшие первые дни войны минеры В.П. Ястребова, наряду с другими советскими воинами, внесли значимый вклад в задержку вражеского наступления на главном стратегическом направлении. Прикрывая отход наших войск постановкой минно-взрывных заграждений, они не позволили врагу решить важнейшую задачу плана "Барбаросса" - уничтожить с помощью танковых клиньев основные силы Красной Армии еще в приграничных "котлах", не допустить отвода боеспособных войск и создания советским командованием нового фронта за Днепром и Западной Двиной. 13 июля 1941 года генерал-полковник Герман Гот, командующий входящей в группу армий "Центр" 3-й танковой группой вермахта, наступавшей на том самом стыке Западного и Северо-Западного фронтов, где действовал отряд В.П. Ястребова, докладывал: "За первые три недели боев войска 3-й танковой группы понесли большие потери... Если противник будет продолжать минирование дорог и мостов в тех же масштабах, что и раньше, то преимущество в скорости, которое обеспечивает мотор, сводится на нет. При этом расход сил и средств окажется большим, чем достигнутые результаты". Не менее примечательные строки содержат дневниковые записи рвавшегося к Москве командующего группой армий "Центр" генерал-фельдмаршала Ф. фон Бока: "...Русские сумели настолько усилить наши транспортные трудности разрушением почти всех строений на главных железнодорожных линиях и шоссе, что фронт оказался лишенным самого необходимого для жизни и борьбыБЂ¦".
Продолжение следует.
Прибор Ф-40 для управления радиофугасами стратегического назначения.
Прибор ФДТ для управления радиофугасами тактического действия. Фото с сайта http://www.saper.etel.ru
Источник: газета "Коммуна" | Б„–29 (26776) | Вторник, 17 апреля 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|