 |
09.04.18
Изобретатель мин
Неизвестные страницы войны | Наш земляк, уроженец Острогожска, военный инженер Владимир Петрович Ястребов внёс значительный вклад в разработку и совершенствование радиоприборов дистанционного управления взрывами мин и фугасов, активно применявшихся для сдерживания натиска врага при отступлении частей РККА в тяжелейшем 1941 году К рассвету точки засекут, а днём начнется наступленье. Но есть стратегия секунд, и есть секундные сраженья. И то, что может сделать он и тол (пятнадцать килограммов), не в силах целый батальон, пусть даже смелых и упрямых. Семен Гудзенко "Подрывник", 1942 г. Валентин КОТЮХ, краевед, Алексей МАРШЕВ, подполковник в отставке
Имя советского военного деятеля, партизана-диверсанта, участника четырех войн (Гражданской в России и Испании, советско-финской и Великой Отечественной) полковника Ильи Григорьевича Старинова (1900-2000) известно широкой публике по многочисленным фильмам и книгам.
Не говоря уже о сотрудниках спецслужб: фронтовик длительное время преподавал тактику диверсий на Курсах усовершенствования офицерского состава КГБ СССР и только в возрасте восьмидесяти семи лет ушел на покой. Но мало кто знает, что несколько лет рядом с ним работал наш земляк - изобретатель и испытатель радиоаппаратуры для управления взрывами военный инженер Владимир Петрович Ястребов (1907-1943)
Радиоуправляемые мины и фугасы стратегического назначения изначально предназначались для минирования наиболее важных объектов на оставляемой территории с тем, чтобы впоследствии осуществить их подрыв в наиболее подходящий момент, о котором сообщала агентурная разведка, партизаны. Или не взрывать при изменении обстановки, сохраняя такие объекты. Подача радиосигналов на их подрыв производилась только по приказу командующего, а в отдельных случаях - начальника инженерных войск фронта. Тактические фугасы устанавливались на подступах к позициям наших войск (скажем, на ведущих к ним дорогах и перекрестках, где скапливалась перед боем вражеская техника и люди, при устройстве управляемых минных полей). Такие спецбоеприпасы использовались на фронте вплоть до 1943 года, когда наступил перелом в войне и отпала надобность в минировании оставляемых при отступлении территорий.
От студента до учёного-изобретателя
В своих мемуарах Старинов оставил теплые воспоминания о выдающемся изобретателе. Так, в работе "Взрывы в Харькове" он писал: "Большой смелостью, инициативностью, глубокими знаниями выделялся военный инженер Ястребов. Особенно трудную, опасную и технически сложную работу выполняли неутомимые, хорошо подготовленные им специалисты. Подполковник Ястребов никогда не терялся в самых сложных положениях, часто связанных с риском для жизни. Мне с ним пришлось устанавливать мины на виадуке. У опоры был заложен огромный заряд. В нем устанавливалась сложная инженерная мина, а в это время по виадуку шли машины, а под ним - поезда. Движение было нельзя прекратить. В это время начался налет немецкой авиации, а Ястребов спокойно устанавливал мину, точно делал это на полигоне в мирное время". И.Г.Старинов и В.П.Ястребов были минерами высшей квалификации, с полуслова понимавшими друг друга. Обоих объединяли не только дружеские отношения и общая увлеченность созданием новых образцов мин, но и общие воспоминания о воронежской земле. Владимир Петрович был её уроженцем, а Илья Григорьевич получил в Воронеже свое первое военное образование, определившее всю его дальнейшую судьбу. Владимир Петрович Ястребов родился 24 мая 1907 года в слободе Новая Сотня (сейчас это городская черта Острогожска) Острогожского района Воронежской области в семье крестьян. После окончания школы он навсегда покидает свою малую родину. В 1926 году приезжает в Москву, где поступает на рабфак имени Михаила Покровского при МГУ. Учась на рабочем факультете, Владимир Петрович знакомится с физикой, электротехникой, проводит первые опыты, участвует с товарищами в ликвидации неграмотности, готовится поступать в вуз. Увлечение радиоделом во многом определяет его дальнейшую профессию. После окончания рабфака его направляют учиться в знаменитое МВТУ им.Баумана, всегда отличавшееся высоким уровнем профессиональной подготовки выпускников. В 1930 году в результате объединения электротехнического факультета этого училища и электропромышленного факультета Института народного хозяйства им. Плеханова был создан Московский энергетический институт (МЭИ), где уроженец Острогожска продолжил учебу. Основной контингент студентов вуза составляли парттысячники (в 1928 году на учебу в вузы страны ЦК партии направил тысячу коммунистов, так началось движение тысячников за овладение техническим образованием). Здесь студент Ястребов знакомится с трудами выдающихся русских ученых и изобретателей. Среди его учителей ставшие вскоре членами-корреспондентами Академии наук СССР профессор Карл Адольфович Круг, по праву считающийся создателем научно-педагогической электротехнической школы в России и в СССР, Михаил Васильевич Шулейкин, стоявший у истоков создания радиотехники в России, научный руководитель ряда разработок в области радиотехники для военных целей, член государственной комиссии на испытаниях первых образцов приборов управления взрывами, профессор Виктор Сергеевич Кулебакин, возглавлявший кафедру электрических аппаратов, крупнейший специалист в области электромеханики и управления, позднее руководивший Институтом автоматики и телемеханики АН СССР и др.
"Особенно большое впечатление на меня произвел военный инженер 2 ранга В.П. Ястребов... Это был энергичный, умный, высокообразованный военный инженер, всегда подтянутый, вежливый и заботливый старший товарищ". |
После трех лет обучения в институте Ястребов в октябре 1932 года добровольно вступает в ряды РККА и в феврале 1933 года становится слушателем электромеханического факультета Военной электротехнической академии имени С.М. Буденного. Через два года, закончив учебу с отличием, военинженер 3-го ранга Ястребов начинает службу в Научно-испытательном техническом институте РККА на должности инженера высшей квалификации. Интерес молодого военного ученого направлен на разработку и совершенствование радиоаппаратуры управления взрывами на расстоянии, практически применимые образцы которой впервые в мире были созданы советскими учеными Владимиром Ивановичем Бекаури и Владимиром Фёдоровичем Миткевичем и получили наименование "БЕМИ" по первым слогам их фамилий. Следует отметить, что к началу службы Ястребова прошло всего шесть лет со времени принятия на вооружение Красной Армии первых образцов такой техники и начала её серийного производства на ленинградском заводе им. Коминтерна, и лишь за три года до этого такими приборами была оснащена первая отдельная рота специального назначения, созданная в РККА. К середине 30-х годов прошлого столетия в СССР активное развитие получила телемеханика - отрасль науки и техники, изучающая методы и технические средства передачи и приёма кодированных сигналов с целью контроля и управления объектами на расстоянии. Первоочередное внимание при этом уделялось внедрению достижений телемеханики в военное дело, поскольку сложная международная обстановка того времени требовала ускоренного повышения боеспособности Красной Армии посредством её модернизации. О значении, которое в ту пору придавалось этому направлению, свидетельствует уже тот факт, что в составе Народного комиссариата обороны СССР было создано Управление телемеханики РККА как центральный орган по обеспечению армии средствами телемеханики и руководству специальной подготовкой частей к их применению (Приказ НКО СССР Б„– 067 от 22.11.1934г.). В этот период активно велась разработка ряда боевых систем с телемеханическим управлением объектами на расстоянии, таких как радиотелеуправляемые торпеды и торпедные катера, самолеты, танки, паровозы, пулеметы, огнеметы и пр. Одним из направлений военного применения телемеханики являлось создание и совершенствование аппаратуры радиотелеуправления взрывами мин и фугасов. Все это именовалось тогда "техникой особой секретности" (ТОС) или "особой техникой". 26 июля 1937 года приказом НКО Б„– 0114 руководство службой связи и телемеханики РККА было передано в ведение Управления связи Красной Армии, в составе которого предписывалось создать мощный телемеханический отдел с подчинением ему Научно-испытательного технического института (НИТИ) РККА, где в то время служил В.П.Ястребов. В мае 1938 года этот институт был объединен с Научно-исследовательским институтом связи (НИИС) РККА в единый Научно-испытательный институт связи и особой техники (НИИСТ) РККА в г.Мытищи. В декабре того же года В.П.Ястребов был назначен начальником лаборатории отдела спецтехники этого института, а в марте 1939 года ему было присвоено воинское звание "военинженер 2 ранга", соответствовавшее общевойсковому званию "майор". 18 апреля 1941 года после перевода отдела спецтехники в Научно-исследовательский институт инженерной техники Красной Армии в Нахабино, вскоре переименованный в Научно-исследовательский военно-инженерный институт Красной Армии, Ястребова переназначают на эту же должность. Занимаясь этой работой, Ястребов в 1938 году на испытаниях новых мин в Гороховецких лагерях впервые встречается с полковником Стариновым, который служит начальником Центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск. Новые разработки радиомин представляют Наркому обороны СССР Клименту Ефремовичу Ворошилову. Теплые воспоминания о своем командире, относящиеся к этому периоду, оставил старший преподаватель Кабардино-Балкарского госуниверситета, подполковник медицинской службы в отставке А.А. Маслов, служивший накануне и в годы войны в подразделениях, связанных с созданием и боевым применением радиоаппаратуры управления взрывами. Они были изложены им в очерке "Моя встреча с БЕМИ", опубликованном в Б„–1 за 1995 год журнала "Литературная Кабардино-Балкария". Начав службу в 1939 году в радиодивизионе Московского полка связи в Сокольниках, А.А. Маслов с большой группой однополчан был затем переведен в г.Мытищи в учебный батальон связи, обслуживавший Научно-исследовательский институт связи и телемеханики Красной Армии (НИИСТ КА), где и познакомился с В.П.Ястребовым. Вспоминая это время, Маслов писал: "В процессе обслуживания мне пришлось столкнуться с сотрудниками, испытывающими эту технику. Особенно большое впечатление на меня произвел военный инженер 2 ранга В.П.Ястребов, с которым мне приходилось часто ездить в различные города, откуда проверялась аппаратура, дающая сигнал для взрыва фугасов. Это был энергичный, умный, высокообразованный военный инженер, всегда подтянутый, вежливый и заботливый старший товарищ. В первую очередь по приезду на место он беспокоился о том, чтобы мы, солдаты, были устроены и накормлены. Это был человек, на которого хотелось равняться, наш юношеский идеал. Побывали мы в Горьком, Наро-Фоминске, Гусь-Хрустальном, в Киеве, Ленинграде и других местах". Нужно отметить, что в это время, в конце 30-х, работы по радиоуправляемым боеприпасам тормозились в связи с тем, что многие из специалистов были репрессированы. Но все НИИ, КБ продолжали исследования по данной тематике. Полковник Старинов, отвечавший за это направление, вспоминал: "В начале мая 1941годаБЂ¦ все, что делалось по устройству заграждений и минированию, стало еще больше тормозиться. И хотя такие одержимые, как М.В. Онучин (05.10.1943г. погиб во время боев за Днепр, Герой Советского Союза, начальник инженерных войск 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта. - Авт.), А.К.Семин, В.А.Антипин, Б.А.Эпов, Я.М.Рабинович, В.П.Ястребов, П.Г.Радевич, продолжали работать над совершенствованием минной техники, хотя крепко верили в свое оружие энтузиасты нашего отдела A.M.Подовинников, А.Т.Ковалев и Г.С.Вакуловский, результаты оставляли желать лучшего. Наши усилия были каплей в море". В свою очередь профессор Академии военных наук Виктор Александрович Миркискин в публикации в "Независимом военном обозрении", опираясь на архивные документы, сообщает о том, что "во второй половине 30-х годов в Институте широко развернулись работы по созданию электротехнических и минно-взрывных средствБЂ¦ Разработки и испытания в этом направлении особенно интенсивно проходили после советско-финской войны в 1939-1940 годыБЂ¦ В частности, большое количество приказов начальника научно-исследовательского военно-инженерного института Красной Армии за периоды 1940-1941 годов касается организации многочисленных полигонных испытаний, которые проводились сотрудниками Института". И приводит конкретный пример: 12 июня 1941 года приказом Б„–147 начальника Научно-исследовательского военно-инженерного института Красной Армии военинженер 2-го ранга Ястребов и девять сотрудников его лаборатории были награждены за успешно проведенную в течение января-мая работу по полигонным и войсковым испытаниям "весьма ценного для Красной Армии" образца особой техники. А спустя десять дней началась война.
(Продолжение следует).
Источник: газета "Коммуна" | Б„–27 (26774) | Вторник, 10 апреля 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|