Мы уже летаем. Пока не шибко высоко, но дух все равно захватывает. Досадно, если придется падать. Действительно, представить только: летели гордо, независимо, рассекая крылами ⌠молекулы воздуха■ и вдруг √ вынужденная посадка. Нехорошо. Потому перед полетом приходится мозгами раскидывать, куда и зачем полетим. Согласитесь, лучше перед, чем после √ даже с эстетической точки зрения.
Итак √ зачем взялись мы за это дело.
Фантастику любят.
Наряду с детективами и дамскими романами, фантастика доминирует на лотках и прилавках, отведенных ⌠художественной литературе■, ее читают, обсуждают и, главное, покупают. Но стоит посмотреть каталог подписки российских журналов - и бросается в глаза бедность предложения ⌠фантастикой журнальной■, которая сейчас напоминает Золушку до бала, куколку, гадкого утенка.
Из специализированных журналов в России существует один - ⌠Если■, который отдает предпочтение переводной, в основном англо-американской, литературе, отечественные авторы - гости редкие, хотя последнее время нашлись писатели и в своем отечестве. Ура, конечно. Кроме прозы журнал помещает критические и научно-популярные материалы околофантастической тематики. Объявленный тираж на конец 1997 года - двадцать тысяч экземпляров.
Ряд журналов публикует фантастику постоянно - ⌠Уральский следопыт■, ⌠Искатель■, ⌠Химия и жизнь■, ⌠Техника - молодежи■ и пр., объем отведенного фантастике места в этих журналах (за исключением первых двух) незначителен.
Время от времени балуются фантастикой и ⌠толстые■ литературные журналы (в первую очередь приходит на ум ⌠Нева■), но бедственнсть положения, в котором они находятся с 1992 года, не делает сей вклад сколь-либо заметным.
Кроме того, стоит упоминуть журнал ⌠Приключение и фантастика■ (бастард ⌠Молодой Гвардии■). Фактически, это журнал одного автора и одного романа, сюжет которого (если можно говорить о сюжете вообще) - борьба русского богатыря-христианина Ивана с мерзкими чудищами иной Вселенной вкупе с их земными прислужниками, в свое время распявшими русского же сына Божьего Иисуса Христа. Наверное, кто-то читает и это.
И, напоследок, непериодические издания, подпитываемые энтузиазмом, выходят в провинции (⌠Фантарктика■, ⌠Проксима■). Братья По Разуму в Украине и Белоруссии тоже не дремлют, но о них в другой раз.
Почему же журналы фантастики представлены столь скудно? Фантастика раньше считалась жанром идеологически сомнительным, ⌠не нашим■, и, несмотря на просьбы и мольбы читателей, издание соответствующего журнала было сочтено ⌠нецелесообразным■. Коммерческая сторона дела в расчет не принималась совершенно (тот же ⌠Искатель■ так и не разрешили сделать подписным изданием, а расходился он - мгновенно). В начале девяностых был ряд проектов (наиболее интересным мне представляется минский ⌠Мега-Фантакрим■), но тут подошел 1992 год, гиперинфляция, невыполнение обязательств перед подписчиками, опять гиперинфляция, опять невыполнение обязательств... Журналы продолжали спорить и ссориться, делить авторов на ⌠наших■ и ⌠не наших■, жить потешной жизнью, без оглядки на читателя. Не покупают - тем хуже, мол, для них, дураков. Пока давали дотации, подобное ничего, сходило, но в условиях рынка... К тому же одна часть читателей почувствовала, что жить и работать интереснее, чем читать, другая же затосковала, и ей стало просто не до журналов. И, возможно, главное - конкуренция со стороны книг: подошел, заплатил - и получи романище на пятьсот страниц. Сразу.
Что изменилось сейчас? Какая никакая, а стабилизация все же произошла. Журналы снова выходят, часто - в срок. Деловые люди вспомнили о часе потехи, а неделовые, обвыкнув с падением в пропасть, хотят по привычке почитать что-нибудь в дороге. Пришли новые читатели, но нет ничего нового под луной - по-прежнему это студенты, специалисты, ⌠активная часть популяции■ с извечной тягой к остросюжетной литературе вообще и к фантастике в частности. Книги книгами, но есть нужда и в периодических изданиях - авторитетных, оперативных, сведущих. К тому же книжный рынок пока пренебрегает ⌠малой и средней формой■, т. е. повестями и рассказами, а жизнь, она не из одних эпохальных событий состоит. Появились новые писатели, причем писатели самого высокого уровня, которым эти рассказы нужно где-то публиковать. Ищут места и квалифицированные критики. Во вкусах и пристрастиях возникла ⌠обратная тяга■, - стремление, объевшись англоязычной литературой, обратиться к литературе отечественной, с ее интонацией, слогом, нюансами. Вкусом. В общем - ПРИШЛО ВРЕМЯ.
Отчетливо заметно стремление людей к нормальной жизни с ее маленькими удовольствиями. Журнал фантастики - одно из таких удовольствий, которое человек хочет и может себе позволить.
Сейчас, говоря словами одного бессмертного товарища, сложилась благоприятная ситуация: низы хотят, а верхи могут. Рынок сбыта просторен, спрос превосходит предложение. Внутренний взгляд видит впереди Великую Битву За Читателя, которая, рискну предположить, разгорится между журналами фантастики еще до двухтысячного года.
И потому мы решили в эту битву ввязаться. Сначала виртуально - не так болят ушибы и переломы. "Редкая Птица" расправляет свои электронные крылья, о бумажных же покамест помолчим.
Что публиковать, как и сколько - покажет жизнь. Планов, о, планов у нас много. И творческих, и нетворческих.
Древний инстинкт написать на скале повыше ⌠Здесь были Ося и Киса■, а потом, отойдя, любоваться делом рук своих, живет, наверное, в каждом. Давить, давить беспощадно! То, что значительная доля материалов принадлежит создателям журнала √ явление временное, отчасти и вынужденное. Но уже сейчас портфель начал поправляться. До Кощеевых сундуков пока не дошло, и вряд ли дойдет впрок солить не будем. Все, достойно предстать перед светом, перед светом и предстанет в самое непродолжительное время. Другое дело, что не каждое лыко в строку. У нас тут есть парочка пожирателей скверных файлов, Мальтус и Печенег, которые только и ждут пропитания. Естественный отбор, господа, он и в сети отбор!