Виталий Черников
В апреле 1918 года князь Сергей Волконский организовал в борисоглебском Народном доме первую в России выставку, посвященную декабристскому движению. Основой экспозиции, открывшейся "в пользу раненых и увечных воинов", стали материалы из семейного архива. В местной типографии был отпечатан каталог. В промежутке между обысками и допросами в ЧК князь готовил спектакль в пользу земских служащих, изгнанных большевиками с работы. В разгар репетиций был арестован один из исполнителей, некто Чикаревский. Пришлось искать ему замену. Волконскому удалось бежать из города. Можно сказать, легко отделался. События, очевидцем которых он стал в Борисоглебске, были лишь репетицией красного террора. Главные казни еще впереди. Кое-кто из борисоглебцев оставил мемуары о том времени – к сожалению, они не столь подробны, как написанные Волконским, и полны умолчаний: советская самоцензура! Обидно, что без Сергея Михайловича не нашлось никого, кто мог бы рассказать нам о культурной жизни города в тот страшный год. Борисоглебск входил в Тамбовскую губернию, и, естественно, многие архивные документы тех лет хранятся у наших соседей. Воронежцу информацию приходится собирать по крупицам. Хорошо, что Интернет пока не запретили. Случались ли в Народном доме спектакли после того, как Сергей Волконский покинул город, пока не ясно. Вероятно, летом 1918-го здесь проводились главным образом собрания да митинги. Один из них, на тему "Текущая борьба" красных с белыми", состоялся 20 июля. Сохранившаяся афиша обещает выступление на нем и Якова Никулихина - лидера борисоглебских большевиков, прибывшего из Питера. К лету город, по словам С.Макшанцева, автора опубликованного летом 2011 года в "Борисоглебском вестнике" цикла статей о 1918-м, "превратился в типичный прифронтовой пункт, где военная и гражданская власть слились в единое целое". В уезде формировались красноармейские полки. Главной задачей была защита железнодорожной магистрали Борисоглебск - Царицын. В сражении побеждали то красные, то белые.
Возможно, какая-то информация, связанная с работой Нардома, содержится в книге Е.Богородицкого "В помощь просветительным обществам деревни". Упоминание о том, что это издание вышло в городе в первые годы Советской власти, я нашел в статье 2002 года Л.Перегудовой, основанной на материалах из фондов Тамбовской областной библиотеки имени А.С.Пушкина. Неясно, почему ее автор датирует эту книгу именно таким образом, ибо "борисоглебское издание напечатано еще с использованием дореволюционного шрифта: с отмененными при Советской власти буквами i и ъ. К сожалению, в брошюре нет года издания". Л.Перегудова приводит небольшую цитату, вот она: "С устройством Народного дома картина жизни в деревне светлеет: как и в городе, деревенский человек может пойти на спектакль, на литературный вечер, в библиотеку, в читальню узнать о новостях, на заседание просветительного общества, кооператива, на лекцию и т.д.". Для 1918 года описание все же выглядит слишком благостным. Вышедшая к 10-летию Октябрьской революции "Хроника революционных событий Тамбовской губернии" показывает, насколько не до спектаклей и литературных вечеров было в тех краях. 14 июня - в губернии объявлено военное положение. 17-18 июня - мятеж в губернском центре. 29 июля - снова введено военное положение. 1-2 августа - восстание крестьян в Мельгуновской волости. И все же… В коллекции редких печатных изданий Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области хранятся два номера газеты "Известия Борисоглебского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов", дающие некоторое представление о стиле идеологической борьбы рубежа лета и осени 1918-го. Так, 17 августа на общем собрании "Борисоглебской партии коммунистов" обсуждались ситуация на сахарном заводе ("Из доклада выяснилось тяжелое положение завода, много упущений, контрреволюционная деятельность управляющего заводом и его помощников") и положение местного гарнизона ("предлагается Военному комиссариату и Чрезвычайной комиссии собрать всех дезертиров своего гарнизона и праздношатающихся отдельных лиц из отдельных армий и отрядов под строгий учет. Коммунисты должны войти в роты для организации ячеек коммунистов среди солдат"). Закончилось собрание в три часа ночи пением Интернационала и "Смело, товарищи, в ногу". На 8 сентября Исполнительный комитет Борисоглебского уезда созвал уездный съезд (пленарное заседание) Советов. Проходил он в Народном доме. "Известия" от 1 сентября напоминают о том, что предшествовало этому событию: "Напор Красновских казачьих банд, близкая борьба под городом, волнения среди мобилизованных красноармейцев были выдающимися событиями момента. Теперь дни - отвечают за целые годы. То, что было три месяца тому назад, того многого нет сейчас, то многое не годится сейчас". Самыми главными вопросами, требующими разрешения, в газетной передовице названы три: "1) продовольственный, 2) организация красной сильной армии, 3) организация комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун".Под одним из отчетов - подпись: "Я.Н. (Питерский)". Нетрудно догадаться, что автор - Яков Никулихин. Среди трескучих отчетов о партсобраниях, воззваний к рабочим и крестьянам, сводок с фронтов весьма странно смотрится рубрика "Театр и искусство". Опубликованные в "Известиях" рецензии В.Колядинцева отличаются от прочего содержания газеты не только стилистически. Кажется, что в них описывается совсем другой мир. Не удивлюсь, если выяснится, что кто-нибудь из редколлегии (неужто Никулихин?) интересовался театральным искусством и потому закрывал глаза на то, что содержание статей Колядинцева совсем не соответствует уже формирующемуся помаленьку партийному канону - в отличие, скажем, от расположившегося на соседней полосе "Разговора с несознательным красноармейцем о дисциплине", являющего собой едва ли не пьесу, два персонажа которой, Коммунист и Красноармеец, ведут философскую беседу: "Тот класс, который хочет действительно пользоваться свободой, должен быть организован. Свободой необходимо пользоваться организованно, каждый должен подчинять свои интересы интересу класса", - учит Коммунист. "Но где же это видано, чтобы была такая свобода? Я такого понятия свободы нигде не видал", - удивляется пока еще малосознательный Красноармеец. Автор "Разговора" обозначен как "Питерский Коммунист". Тоже Никулихин, наверное. В субботу, 17 августа, в театре Комиссариата Народного Просвещения (бывший "Паласс") состоялся бенефис Ю.С.Шатовой. При полном аншлаге показывали "Цыганку Занду". "Но... не была "полна" игра бенефициантки", - язвит Колядинцев, отмечая далее, что "первое появление ее на сцену было неуверенно и печально, но не потому, что на долю ее выпало передать слушателям печаль и страдание женщины, выросшей и развившейся под сводом голубого неба, среди полей и лесов дремучих, а потому, что ей приходилось сознаться перед слушавшей ее публикой в преступлении, которое она решилась совершить против искусства, превратив последнее в ремесло для пропитания. Неуверенность и печаль, тяготившие сознание бенефициантки, передались публике; последняя встретила появление актрисы "тоже" неуверенными и притом жиденькими аплодисментами". Рецензент не оставил от спектакля и бесчувственной игры Шатовой камня на камне. "В четвертом же акте выстрел, неудачно произведенный из револьвера крестьянином Драгом (Кузнецовым) и смертельно ранивший цыганку Занду, оставил лучшее впечатление у слушателей, чем передача бенефицианткой предсмертных слов Занды", - иронизирует он - весьма, впрочем, тепло отзываясь об игре актеров Сергеева и Селицкой. Ниже помещен анонс: публике обещаны бенефис М.Г.Смирновой (24 августа будет показана пьеса М.Горького "На дне") и выступление на этой же сцене премьера Киевской оперы - тенора В.Востокова. Рецензию Колядинцева, опубликованную в следующем, 66-м, номере "Известий" и посвященную бенефису актера Басманова, приведу, пожалуй, целиком:
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"... (Крылов), а чтоб слушателем быть, так надобно терпенье...
(Окончание следует)
Источник: газета "Воронежская неделя" N 50 (2139), 11.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"